Вопрос 2. Субъекты макроэкономики и их взаимодействие
Макроэкономика оперирует агрегированными величинами. Макроэкономический анализ включает несколько основных экономических субъектов. Так, в учебнике «Макроэкономика» под редакцией В. М. Гальперина выделены четыре экономических субъекта:
1. Сектор домашних хозяйств. 2. Сектор предпринимательства.
3. Сектор государства. 4. Заграница. На наш взгляд, в качестве основных субъектов рынка целесообразно добавить № 5. Банковский сектор.
Домохозяйство (частные хозяйственные ячейки внутри страны) – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц которые:
1. Самостоятельно принимают решения.
2. Являются собственниками какого-либо фактора производства.
3. Стремятся к максимальному удовлетворению своих потребностей.
Домашние хозяйства проявляют три вида деловой активности: - предлагают факторы производства; - потребляют часть дохода; - сберегают его часть.
Предпринимательский сектор представляет собой совокупность всех фирм, зарегистрированных внутри страны. Под фирмой понимается хозяйственно-экономическая единица, которая: 1. Самостоятельно принимает решения. 2. Стремится к максимальной прибыли. 3. Эффективно использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.
Виды экономической активности этого сектора сводятся: - к спросу на факторы производства; - к предложению благ; - к инвестированию.
Государственный сектор включает в себя все правительственные учреждения, имеющие юридическую власть для осуществления контроля над экономическими субъектами и рынками для достижения общегосударственных целей по регулированию макроэкономического равновесия. Государство не преследует целью максимизацию прибыли.
Главной целью государственного сектора является макроэкономическое регулирование на основе: - государственных социальных программ;
- поддержания высокой занятости; - вмешательства в рыночный механизм.
Источником покрытия государственных расходов служат налоги. К государственным расходам относятся: - пенсии занятым в государственном секторе, социальные пенсии для граждан, являющихся подданными данного государства; - пособия по безработице, выплаты малоимущим слоям населения и т.д.; - дотации или безвозмездное финансирование государством сфер, имеющих общегосударственное значение; - субвенции (целевые дотации на что-либо, например, на выплату заработной платы учителям).
Одной из важнейших функций государства в лице Центрального банка, помимо установления учетной ставки, резервной нормы и операций на открытом рынке, является создание или предложение денег, необходимых для удовлетворения потребностей в денежной массе домашних хозяйств, предпринимателей и самого государства. Эти меры направлены на достижение макроэкономической стабильности.
Экономическая активность государства реализуется:
- в закупке благ или товаров, необходимых для всего общества в целом;
- во взимании налогов для регулирования уровня доходов в обществе;
- в предложении денег с целью повышения экономической активности субъектов рынка.
Банковский сектор включает в себя Центральный банк и систему коммерческих банков, влияющих на создание и движение наличных и безналичных денег, а также инвестиций.
К видам экономической активности данного сектора можно отнести:
- предложение бумажных денег; - контроль над количеством бумажных денег;
- обмен иностранными валютами; - кредитование и заимствование.
Сектор «заграница» включает в себя все отечественные экономические субъекты, имеющие постоянное местонахождение за пределами данной страны, а также иностранные институты, учреждения, находящиеся на территории данной страны. К видам деловой активности данного сектора экономики относят: - взаимообмен товарами и услугами; - взаимообмен капиталом и иностранными валютами; - кредитование и заимствование.
Макроэкономическое агрегирование распространяется не только на макроэкономические показатели, но и на рынки, поэтому рынки различных благ, например, рынок ресурсов, рассматриваются как единый рынок одного абстрактного блага. Упрощение экономической деятельности до обозримого числа наиболее существенных взаимосвязей лежит в основе макроэкономического моделирования, посредством которого и осуществляется макроэкономический анализ.
Макроэкономические модели представляют собой формализованные описания различных экономических явлений и процессов с целью выявления функциональных взаимосвязей между ними. При построении макроэкономических моделей обычно используют четыре типа функциональных уравнений:
1. Поведенческие функции, выражающие сложившиеся в обществе предпочтения (анализ на уровне человека). Так, закономерность распределения домохозяйствами своего дохода между потреблением (С) и сбережением (S) можно представить в виде двух функций: С = С(у) – функция потребления; S = S(y) – функция сбережения; где у – доход домохозяйств.
2. Функции, характеризующие техническую зависимость, например, производственная функция. То, что мы создаем на предприятиях (величина дохода), зависит от применения труда (L) и капитала (К): у = F (К, L), т. е. доход зависит от определенного сочетания капитала (К) и труда (L).
3. Институциональные функции, которые представляют собой институционально установленную зависимость между параметрами модели. Например, сумма налоговых поступлений (G) является функцией от дохода и установленной соответствующим институтом налоговой ставки: G = Хy х Т(у); где G – сумма налоговых поступлений; Т(у) – ставка налога; у – доход субъекта; Хy – число субъектов, получающих обозначенный доход.
4. Деффинициальные функции выражают зависимости, вытекающие из вербального определения экономических явлений. Например, под совокупным спросом на рынке благ (Y) подразумевается суммарный потребительский спрос домашних хозяйств (С), инвестиционный спрос предпринимательского сектора (I), государства (G) и заграницы (Xn): Y = С + I + G +Хn.
Наиболее простую модель функционирования национальной экономики можно представить в виде хозяйственной деятельности пяти субъектов, взаимодействующих на трех агрегированных рынках (рисунок 8.1). Как можно видеть, все субъекты рынка взаимосвязаны между собой с помощью агрегированных рынков или непосредственно.
Рассмотрим возникающие взаимосвязи между субъектами на примере домохозяйств. Домохозяйства поставляют на рынок ресурсов сырье и рабочую силу, получая обратно доходы. Получив доходы, домохозяйства часть из них отчисляют государству в виде налогов. Отдельная часть домохозяйств получает дотации от государства. Большая часть доходов домохозяйств расходуется на приобретение товаров и услуг, поставляемых фирмами и заграницей. Остатки доходов домохозяйств с помощью банков поступают на финансовый рынок в виде инвестиций. Домохозяйства при этом получают доход в виде процента.
Рисунок 8.1. Модель открытого национального рыночного хозяйства