Государственное регулирование туризма
Туризм, в силу вовлеченности в него огромного количества людей и ресурсов, не может оставаться без специальных правовых, организационных, экономических средств воздействия, в т.ч., с целью ограничения отрицательных сторон конкуренции, а также обеспечения основ социальной защиты населения. Поэтому, государственное регулирование туризма связано с необходимыми и достаточными требованиями, отражающими интересы общества в целом. В связи с этим, используя классификацию Ю.А. Тихомирова, можно выделить шесть групп методов (способов) государственного регулирования туризма как отрасли экономики.
Способы (методы) государственного регулирования туризма: первую группу включаются методы, способы общенормативного регулирования в сфере туризма и туристской деятельности: а) введение общих правил осуществления различных видов туристской деятельности (туристическое, гостиничное, экскурсионное обслуживание и т.д.); б) установление порядка создания, реорганизации и упразднения субъектов туристской деятельности; в) установление порядка деятельности органов публичной власти, осуществляющих государственное регулирование туризма.Во вторую группу входят программно - установочные способы развития туризма:а) целевые программы развития туризма, адресные инвестиционные программы и т.д; б) концепции развития туризма, стратегии государственной политики в сфере туризма и т.д. К третьей группе относятся легализующие средства осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности в сфере туризма:а) лицензирование; б) аккредитация; в) сертификация. В четвертую группу включаются способы нормативно - количественного измерения в сфере туризма:а) стандарты туристического, гостиничного, экскурсионного обслуживания б) цены на туристские услуги (например, в сфере социального туризма); в) тарифы; г) нормативы; д) налоги (сборы); е) плата; ж) ставки (таможенных пошлин и др.).В пятую группу входят способы поддержания уровня деятельности организаций туристской индустрии и их стимулирования:а) кредиты; б) льготы; в) отсрочки; г) госзаказ (например в сфере социального туризма и т.д.), д) протекционизм; е) антимонопольное регулирование и поддержка конкуренции. В шестую группу включаются контрольно - учетные и "запретные" способы в сфере туризма:а) учет; б) статистическая отчетность; в) проверки и иные формы контроля; г) запреты; д) ограничения; е) предписания; ж) санкции (штрафы и др.); з) лишение легальности (приостановление, признание недействительными сделок, действий, актов).
Органы управления туризмом.Публичная организация туризма и туристской деятельности осуществляется различными государственными органами. В Российской Федерации государственное управление туризмом отнесено к функциям Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Департамент туризма) (до 2000 года – Государственный комитет по физической культуре, спорту и туризму), а регулирование санаторно-курортной сферы - Министерства здравоохранения России. Постановлением Правительства Российской Федерации № 990 от 21.12.2000 "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации" (далее "Минэкономразвитие") определена компетенция Минэкономразвития в области туризма. На Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации возложена координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере туризма. Основной задачей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в сфере туризма является разработка в пределах своей компетенции основ государственной политики и осуществление государственного управления, межотраслевой и межрегиональной координации в этой сфере. На современном этапе вопросы по регулированию въездного и внутреннего туризма в регионах РФ находятся в компетенции ( например, Департамента по стратегическому развитию правительства Тюменской области).Совет по туризму: 1) вырабатывает предложения по вопросам развития туризма, привлечения инвестиций в данную отрасль экономики, обеспечения благоприятного режима въезда в Республику Казахстан и создания условий для выезда туристов за границу, формирования туристского имиджа республики, подготовки специалистов в области туристской деятельности; 2) для целей, информирования потребителей туристских услуг о качестве услуг ведет рейтинг туристских организаций по утвержденному им порядку. О деятельности общественных организаций в РФ. Российские ассоциации туроператоров, турагентов. Их функции.