Тема 28 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
Главный вопрос, на который стремится ответить теория экономическо роста, сводится к тому, каким образом можно увеличить реальный объс-номинального продукта в долгосрочном периоде, то есть в услових полис занятости. Ответ на этот вопрос имеет практическое значение, так как е решение позволяет преодолеть ограниченность ресурсов и, следовательн расширить возможности экономики удовлетворять потребности общества. Экономический рост измеряется двумя способами: увеличением реально ВНП и ростом его объема на душу населения за определенный nepni времени.
Факторы экономического роста можно разделить на три группы: фактор предложения (природные ресурсы, трудовые ресурсы, объем основного и питала, технология); факторы спроса (уровень совокупных расходов) и фа торы распределения (эффективное использование ресурсов). Но при обсу] дении проблем экономического роста на первый план обычно выдвигает роль факторов предложения. Поэтому экономический рост нередко опре; ляют с помощью сдвига кривой предложения вправо, Рассматривая экон мический рост в его связи с факторами предложения, можно сделать вывс что увеличение ВНП определяется и наращиванием ресурсов, и повышена эффективности их использования. Первое требует расширения экстенсивш факторов роста предложения,, второе на первый план выдвигает интенсивна факторы его расширения. В настоящее время в развитых странах перв степенную роль в объяснении экономического роста играют интенсивна факторы — технический прогресс, организация и управление производство обшее и профессиональное образование. На экономический рост оказыва] влияние и иные факторы. Одни из них сдерживают экономический ро (например, большие капиталовложения в охрану окружающей природ выхолащивание творческого начала в трудовой деятельности, острые col альные коллизии и т. д.). Другие, напротив, могут его ускорять (наприме благоприятная социальная, культурная, политическая ситуация в обществ У экономистов нет однозначного отношения к экономическому росту, т как он сопровождается не только положительными, но и отрицательны! последствиями.
Среди сторонников экономического роста существуют разногласия относ тельно роли государства в его стимулировании и регулировании. Кейнсианская школа связывает экономический рост, в первую очередь, факторами спроса и утверждает, что с помощью фискальной и кредит! денежной политики государство может его регулировать, прежде всего, краткосрочном периоде. Сторонники теории экономики предложения счи' ют, что экономический рост связан, в первую очередь, с факторами пр< ложения, которое должно стимулироваться продуманной системой нало обложения.
Многие экономисты считают, что экономический рост предполагает участ государства в формировании определенной индустриальной политики, i торая создает благоприятные условия и стимулы для повышения его темпов.
При наличии самых различных точек зрения на роль государства в регулировании экономического роста, экономисты, как правило, признают, что возможности его влияния на уровень капиталоемкости и склонности к сбережению в условиях полной занятости очень ограничены.
Учебные цели
1. Раскрыть понятие экономического роста и способы его измерения.
2. Понять различия между экстенсивным и интенсивным экономическим ростом.
3. Определить основные факторы, оказывающие влияние на экономический рост.
4. Дать характеристику технического прогресса в современных условиях.
5. Показать характер и возросшую роль инвестиций в человеческий капитал как фактора экономического роста.
6. Выявить отрицательные последствия технического прогресса.
7. Раскрыть роль государства в регулировании экономического роста.