Анализ унификации ставок в таможенном союзе
Проведя детальный анализ Таможенного тарифа РФ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 718, а также нормативно-правовой базы таможенно-тарифного регулирования Российской Федерации до вступления в Таможенный союз, можно сделать вывод, что система соответствовала всем международным требованиям, однако имела ряд особенностей.
1. В Таможенном тарифе РФ прослеживается сравнительно высокий, в том числе на фоне других стран СНГ, уровень тарифной защиты внутреннего рынка. Так, средневзвешенная ставка ввозных таможенных пошлин 2009 году с учетом льгот и преференций составила 10,61%. При этом в отличие от большинства стран мира, которые в соответствии требованиями Всемирной торговой организации последовательно понижают ставки ввозных таможенных пошлин, в России указанная величина последние 10 лет имела небольшую тенденцию к росту.[3]
2. Значительная часть импортируемых товаров охвачена тарифными пиками. Например, на долю позиций со ставками свыше 15% в 2006 г. приходилось 18,4% их общего числа и комбинированными и специфическими пошлинами (26% от стоимости импортируемого товара в 2007 г.).
3. Можно констатировать сравнительно низкую степень дифференциации (разброса ставок) импортного тарифа, что затрудняет реализацию структурных задач тарифной политики и не в полной мере соответствует потребностям динамично развивающейся российской экономики. Следовательно,одновременно с большим числом тарифных пиков и комбинированных и специфических ставок таможенный тариф выполнял преимущественно фискальную функцию.
4. В качестве характерной черты российской таможенно-тарифной политики необходимо отметить сохранение экспортных пошлин на широкий круг товаров. Несмотря на трехкратное сокращение числа облагаемых пошлинами товаров в 2005-2007 гг. (отменены на многие виды продукции с высокой добавленной стоимостью), к концу 2008 г. вывозные пошлины действовали в отношении 397 товарных позиций (на уровне 10 знаков ТН ВЭД). Экспортные пошлины служат для нашей страны инструментом изъятия природной ренты (нефть и газ), ограничивают вывоз ряда товаров (аграрные товары, лес круглый, лом и отходы металлов), пополняют доходы бюджета (полимеры, металлы, рыба и морепродукты).
5. Отличительной чертой таможенно-тарифного регулирования в РФ является частое изменение ввозных и вывозных таможенных пошлин. В 2007 г., например, были изменены ставки импортных пошлин по 1570 тарифным позициям. С одной стороны, изменения позволяют учитывать сдвиги в структуре товарных потоков, решать задачи развития национальной экономики, но с другой – создают неопределенность и риски для отечественных и зарубежных предпринимателей.[4]
Единый таможенный тариф Таможенного союза формировался с учетом различных уровней унификации таможенных тарифов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, объемов импорта конкретных товаров, чувствительности ставок ввозных таможенных пошлин для конкретной отрасли промышленности, а также международных обязательств сторон. При этом до образования Таможенного союза степень унификации таможенных тарифов Российской Федерации с Республикой Беларусь превышал 95%, а с Республикой Казахстан, по имеющимся оценкам, находится в диапазоне 38–40%.
В процессе унификации таможенных тарифов трех стран обсуждались, претерпевали изменения ставки почти по 11 тыс. товарных позиций.Однако абсолютный консенсус по всем ставкам тарифа, не достигнут. Прежде всего в связи с тем, что Казахстан не был готов к изменению почти 55% ставок своего национального таможенного тарифа, причем в сторону увеличения.
Ставки Таможенного тарифа РФ, действовавшего до 1 января 2010 г., также претерпели существенные изменения и в большинстве своем снизились. В частности, значительные изменения коснулись более 300 позиций технологического оборудования, устройств и механизмов, ставки на которые были обнулены. Незначительные изменения ставок в сторону увеличения произошли в отношении мясной и молочной продукции, а также черных металлов.[5]
Анализ Единого таможенного тарифа Таможенного союза выявил следующие особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин.
1. Возможность применения некоторых ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа сопряжена с выполнением (подтверждением) определенных условий (технических параметров, целевого назначения, экологического класса), которые оговариваются в девяти примечаниях.
2. Еще одна особенность применения Единого таможенного тарифа определена п. 4 Решения Комиссии Таможенного союза № 130 – Республика Казахстан применяет в течение переходного периода ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок ЕТТ. Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Республикой Казахстан применяются отличные от ЕТТ ставки, приводится в приложении 5 к Решению № 130. В него включено более 400 товарных позиций.
Таможенный тариф РФ во многом отличается от ЕТТ ТС, в том числе отличается и средневзвешенная ставка. Для ЕТТ ТС – 10, 15 и 9,64 % процента в 2010 и 2011 г. соответственно, для ТТ РФ в 2009 г. – 10,61%.
Унификация ставок в ЕТТ ТС явилась очень сложным и дискуссионным этапом создания нормативно-правовой основы таможенного союза. Наличие совершенно разных товаров чувствительного импорта вызвало возникновение ряда спорных вопросов, решение которых потребовало достаточно длительных обсуждений.
[1]Цветинский М.П., Ревин В.Н. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: учебно-методическое пособие. М.: РИО РТА, 2008, с. 84-91.
[2]В.Н.Тишков. Внешнеторговая политика: тарифное и нетарифное регулирование внешней торговли. Учебное пособие. Спб. 2008 стр. 98
[3]Горчак М.О., Свинухов В.Г. Совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ.Российский внешнеэкономический вестник. – 2009. – № 5, стр. 88
[4]Ильин А.Е. Современная система таможенно-тарифного регулирования в России // Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы, №1, 2008, стр.149
[5]http://www.brokert.ru/material/tamozhennyy-tarif-lgoty-soyuz