Исторические основы стандартизации
Первые упоминания о стандартизации в России; факторы развития стандартизации в России и странах Запада; изменения в восприятии стандартизации после Первой мировой войны; создание Международной организации по стандартизации (ИСО); цели и задачи ИСО; «комитет-член» и «член-корреспондент» ИСО; введение государственной стандартизации и государственных стандартов в СССР; изменения в управлении стандартизацией в СССР; создание Государственной системы стандартизации в СССР.
10.1. Основные черты стандартизации
в России и странах Запада к началу XX в.
Первые сведения о стандартизации в России относятся к 1555 г., когда при Иване Грозном специальным указом были установлены постоянные размеры пушечных ядер и введены калибры для проверки этих размеров.
Новый этап в развитии стандартизации в России относят периоду правления Петра I. В собрании законов Российской империи этого времени был помещен ряд указов, свидетельствующих о том, что уже XVII–XVIII вв. предписывалось многие издания военной техники делать по тонным образцам, которые являлись прототипами современных стандартов.
Начиная с середины XIX в. в России активно развиваются работы по промышленной стандартизации. Это было связано с бурным развитием в России капиталистических отношений.
Сходные процессы были характерны и для стран Запада. Так, в Европе во второй половине XIX в. работы по стандартизации проводились почти на всех промышленных предприятиях. Усиленная милитаризация многих стран в начале XX в. требовала производства большого количества вооружений при обязательном соблюдении принципа взаимозаменяемости; эту задачу можно было решить только с помощью стандартизации. В это время возникают и организации по стандартизации. Так, в 1901 г. в Англии был создан Комитет стандартов [89].
Во время Первой мировой войны и сразу после неё было основано несколько национальных организаций по стандартизации, например, в Германии (1917 г.), во Франции, Швейцарии и США (1918 г.). После окончания этой войны организации по стандартизации были созданы в Бельгии и Канаде (1918 г.), Австрии (1920 г.), Дании (1926 г.) и других странах.
После Первой мировой войны происходят сдвиги в восприятии стандартизации. Она стала восприниматься не только как военная, но и как объективная экономическая необходимость. В дальнейшем организации по стандартизации в разных странах стали расширять поле своей деятельности. Так, пионером национальной стандартизации услуг в Европе считается Французская ассоциация по стандартизации (АФНОР). В своей деятельности эта организация установила унифицированный «стандартный подход» к различным видам услуг, в том числе и в сфере туризма [39].
Таким образом, стандартизация в экономике многих стран мира становится жизненной экономической необходимостью в эпоху индустриализации.
10.2. Международная организация по стандартизации (ИСО)
14 октября 1946 г. в Лондоне в помещении Института гражданских инженеров открылась конференция национальных организаций по стандартизации, где 25 стран, в том числе СССР учредили Международную организацию по стандартизации (ИСО). В 1970 г. президент ИСО, которым в то время был Фарук Сунтер (Турция), предложил отмечать 14 октября как Всемирный день стандартов [109, с. 7]. 24 октября 1946 г. на заседании Генеральной Ассамблеи ИСО был принят Устав этой организации. В ст. 2. Устава ИСО записано: «Целью Организации является содействие развитию стандартизации и связанных с ней областей в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности». Как указывалось, для достижения указанной цели ИСО может:
а) принимать меры для облегчения координации и унификации стандартов;
б) устанавливать международные стандарты и принимать меры по их применению во всемирном масштабе; по возможности способствовать разработке новых стандартов, содержащих общие правила, одинаково применяющиеся как в национальном, так и в международном масштабах;
в) организовывать обмен информацией о работе своих комитетов-членов и технических комитетов;
г) сотрудничать с другими международными организациями, заинтересованными в смежных вопросах, в частности, по их просьбе изучать вопросы, относящиеся к стандартизации.
СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов. Представитель Госстандарта СССР избирался на пост председателя этой организации [89].
Для обозначения членов ИСО было принято наименование «комитет-член». Комитетами-членами ИСО могли быть национальные организации по стандартизации. К подобной организации предъявлялись определенные требования:
а) она должна была быть наиболее представительной в области стандартизации в своей стране;
б) она должна была изъявить согласие подчиняться Уставу и Правилам процедуры ИСО;
Кроме того, от каждой страны в члены ИСО могла быть принята только одна организация по стандартизации с правом одного голоса.
В 1964 г. Совет ИСО принял решение о создании новой категории членов – членов-корреспондентов. Членами-корреспондентами ИСО могли стать развивающиеся страны, в которых не имелось национальных организаций по стандартизации. Функции этих организаций могли выполнять правительственные органы или другие организации, которые могли обратиться в ИСО с просьбой о приеме их в эту организацию в качестве членов-корреспондентов. Статус члена-корреспондента ИСО давал право на получение литературы информационного характера и стандартов ИСО. Представители стран членов-корреспондентов могли участвовать в заседаниях технических комитетов ИСО, представлявшие для них интерес, но без права голоса.
Помимо стандартизации ИСО занималось и вопросами сертификации. Так, в рамках данной организации был создан специальный комитет по сертификации (СЕРТИКО), который разработал методические рекомендации по сертификации.
Таким образом, к середине 1980-х гг. Международная организация по стандартизации (ИСО) являлась одной из крупнейших и влиятельных организаций в области стандартизации продукции и услуг. Сфера деятельности ИСО касалась стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии [39].
10.3. Развитие стандартизации в СССР в 1920-е–1980-е гг.
После установления в России Советской власти были приняты меры по упорядочению в стране системы стандартизации. В сентябре 1918 г. был подписан декрет Совета Народных Комиссаров (СНК) о введении в стране международной метрической системы мер и весов. В апреле 1923 г. было организовано Бюро по стандартизации, которому поручалась подготовка предложений по созданию центрального руководящего органа по стандартизации.
Примерно в это время в российских городах появляются новые местные органы по стандартизации. Так, 10 декабря 1923 г. по решению Поверочного института Главной палаты мер и весов с января 1924 г. в г. Омске создавалась отдельная Омская поверочная палата, которая до этого являлась временным отделением Екатеринбурской палаты [127, с. 78].
15 сентября 1925 г. постановлением СНК СССР был создан Комитет по стандартизации. Этим постановлением в стране вводилась государственная стандартизация. 7 мая 1926 г. официально утвержден первый общесоюзный стандарт – ОСТ 1 «Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура».
23 ноября 1929 г. Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) и Совет Народных Комиссаров (СНК) приняли Постановление об уголовной ответственности за выпуск недоброкачественной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов.
В 1930 г. Комитет по стандартизации стал называться Всесоюзным комитетом стандартизации (ВКС). К началу 1930-х гг. относится и первый опыт государственного планирования работ в области стандартизации в СССР. Так, впервые был разработан Государственный план стандартизации (1930–1931 гг.).
В 1932 г. при наркоматах были созданы ведомственные комитеты по стандартизации; наркоматы получили право утверждать стандарты отраслевого назначения.
В 1940 г. при СНК СССР был организован Всесоюзный комитет стандартов (ВКС). С этого времени общесоюзные стандарты стали называться государственными стандартами и обозначаться индексом ГОСТ с добавлением порядкового номера и года утверждения, например, ГОСТ 169–40.
В 1948 г. ВКС был включен в состав Государственного комитета Совета министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство (Гостехника СССР). С 1951 по 1953 гг. руководство работами по стандартизации осуществлялось Управлением по стандартизации при Совете министров СССР.
В 1954 г. при Совете министров СССР был создан Комитет стандартом мер и измерительных приборов. Комитет возглавил всю работу по стандартизации, метрологии и измерительной технике в СССР.
В 1964–1965 гг. состояние стандартизации в СССР было подвергнуто детальному изучению и обсуждению с привлечением широких кругов ученых работников промышленности, общественности. Это было вызвано тем, что стандартизация отставала от возросших требований народного хозяйства.
11 января 1965 г. вышло постановление Совета министров СССР «Об улучшении работы по стандартизации в стране». В этом постановлении отмечалось, что в решении задач дальнейшего подъема народного хозяйства неизмеримо возрастает роль стандартизации, как средства ускорения технического прогресса, повышения качества.
Во исполнение указанного постановления была утверждена единая Государственная система стандартизации (ГСС). ГСС была утверждена 30 августа 1968 г. со сроком введения с 1 января 1970 г. Она разрабатывалась Всесоюзным научно-исследовательским институтом по стандартизации (ВНИИС) и Всесоюзным научно-исследовательским институтом по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) [8; 24].
Таким образом, в конце 1960-х гг. созданы основополагающие стандарты Государственной системы стандартизации, которые устанавливали взаимосвязанные нормы, правила и требования по организации и методике выполнения работ по стандартизации во всех отраслях народного хозяйства СССР [8].
9 ноября 1970 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете министров СССР был преобразован в Государственный комитет стандартов Совета министров СССР (Госстандарт СССР).
В начале 1990-х гг. с переходом к рыночной экономике и введением сертификации потребовались эксперты по сертификации продукции и услуг. Роль стандартизации и сертификации в этих условиях повысилась [129, с. 32]. Одним из важных направлений деятельности отделений Госстандарта России в субъектах Российской Федерации стал государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов. Например, в 2002 г. государственные инспекторы Омского ЦСМ проверили более 150 предприятий Омской области различных форм собственности. В 82% случаев были выявлены нарушения. Центры стандартизации, метрологии и сертификации обладают и крупными информационными фондами. Так, упомянутый ЦСМ имеет справочный фонд, включающий 33 тыс. стандартов, другие нормативные документы, справочники, книги и журналы [127, с. 78].
Таким образом, система стандартизации России прошла сложный путь своего развития, а в настоящее время переживает период реформирования.
Краткое резюме
В соответствии с вышеизложенным в данной главе можно сделать ряд выводов:
– первоначально стандартизация применялась главным образом в военной промышленности, и новый взгляд на возможность ее распространения на другие отрасли экономики, в том числе и на сферу услуг установился в начале XX в.;
– в СССР система стандартизации базировалась на Государственной системе стандартизации, предусматривавшей обязательное применение государственных стандартов.
Таким образом, система стандартизации, существующая в настоящее время, является результатом длительного исторического развития.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. К какому времени относятся первые сведения о стандартизации в России?
2. Как изменилось восприятие стандартизации в странах Запада после Первой мировой войны?
3. В каком году основано ИСО?
4. В чем разница между «комитетами-членами» и «членами-корреспондентами» ИСО?
5. Когда в СССР была введена государственная стандартизация?