Тема 8. Статистика потребления населением товаров и услуг
8.1 Понятие «потребление населения».
8.2 Источники данных о потреблении населения.
8.3 Изучение потребления на основе данных бюджетов домашних хозяйств.
8.4 Динамика потребления населения и потребительских цен.
8.1 Понятие «потребление населения».
Потребление – заключительная стадия воспроизводственного процесса, то есть использование произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей. Различают промежуточное и конечное потребление.
Промежуточное потребление – стоимость продуктов и рыночных услуг, потребленных и предоставленных в течение данного периода времени с целью производства других продуктов и услуг (включает материальные продукты, услуги, другие расходы предприятий на производство, нематериальные услуги), то есть это производство продукта, не выходящее за его рамки.
Конечное потребление (потребление населения) – это расходы хозяйствующих единиц на продукты и услуги, используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей. Расходы группируются по источникам фактического финансирования: 1) потребительские расходы домохозяйств – финансируются за счет личного бюджета населения; 2) расходы государственных учреждений – за счет государственного бюджета; 3) расходы некоммерческих общественных организаций – за счет членских взносов, пожертвований, доходов от собственности.
В структуре потребления населения выделяют потребительские товары (продукты питания, непродовольственные товары) и услуги (материальные и нематериальные, платные и бесплатные).
Платное потребление населения осуществляется за счет личных доходов населения (семейного бюджета), сюда же относится стоимость продуктов, произведенных домохозяйством для собственных нужд.
Бесплатное потребление населения – это потребление товаров и услуг в учреждениях здравоохранения, образования, культуры и т. п., а также потребление населения, находящегося на полном государственном обеспечении (военнослужащие срочной службы, воспитанники детских домов, домов инвалидов и престарелых и т.п.).
Производство и потребление взаимосвязаны, так как назначение производства – служить потреблению. Потребление населения определяет суть социально ориентированной рыночной экономики.
Статистика изучает уровень, структуру и динамику потребления.
В РФ интересы потребителей защищают законы: «О защите прав потребителей» (1993 г.), « О сертификации продукции и услуг» (1993 г.), « О стандартизации» (1993 г.) с учетом последующих дополнений и изменений.
В настоящее время в России применяется штриховое кодирование товаров в соответствии с международной практикой. Оно является средством контроля качества продукции (код России – 460, 461 – 469 – коды бывших республик СССР).
Основные задачи статистики потребления населения: 1) разработка системы показателей потребления: натуральных, стоимостных, индивидуальных, семейных, показателей потребительских бюджетов и потребительской корзины; 2) исследование структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления; 3) анализ динамики потребления населения, потребительских цен, покупательной способности денег.
8.2 Источники данных о потреблении населения.
Основными источниками информации о потреблении населения являются :
1) данные выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, на базе которых строятся натуральные и стоимостные показатели потребления в расчете на душу населения и на потребительскую единицу; изучаются также структура, динамика и дифференциация потребления;
2) данные торговой статистики об объеме и структуре розничного товарооборота;
3) данные баланса денежных доходов и расходов населения, по которым определяется соотношение в расходах населения на покупку товаров и услуг, на сбережения;
4) данные статистики деятельности предприятий и хозяйств (крестьянских, фермерских, личных подсобных хозяйств, предприятий промышленности, оптовой и розничной торговли), участвующих в формировании и использовании продовольственных ресурсов. На базе этих данных строятся балансы продовольственных ресурсов, определяется фонд потребления населением основных продуктов питания, рассчитываются натуральные среднедушевые показатели потребления, изучается динамика потребления.
В СНС обобщающим стоимостным показателем потребления является показатель расходов домашних хозяйств на конечное потребление (покупка потребительских товаров и услуг), но он не учитывает стоимости потребления населением бесплатных услуг (социальных трансфертов в натуральной форме). Поэтому статистикой также определяется более полный показатель: фактическое конечное потребление домашних хозяйств. По данным Росстата в 2011 году в целом по РФ фактическое конечное потребление домашних хозяйств (в текущих ценах) определялось на уровне 32052,7 млрд. рублей. В среднем на душу населения фактическое конечное потребление домашних хозяйств составило 224 тысячи рублей.
8.3 Изучение потребления на основе данных бюджетов домашних хозяйств.
На уровне домашних хозяйств потребление изучается на основе выборочных обследований их бюджетов (доходов и расходов). Расходы домохозяйств изучаются в двух направлениях: 1) расходы на потребление; 2) расходы, не связанные с потреблением: налоги, отчисления на пенсионное и социальное страхование, денежные переводы, подарки.
Рассмотрим первое направление: потребительские расходы.
Потребительские расходы анализируются по группам: 1) расходы на покупку продуктов питания, в том числе вне дома; 2) расходы на покупку алкогольных напитков; 3) покупка непродовольственных товаров; 4) расходы на оплату услуг. В общей сумме этих расходов не учитывается покупка ювелирных изделий, оплата материалов и услуг по строительству и капитальному ремонту жилых и подсобных помещений, а также не включаются бесплатные услуги по образованию, медицинские услуги и т. п.
1. Потребление продуктов питания учитывается в натуральных и стоимостных единицах. Натуральные рассчитываются в среднем на душу населения (или на условную потребительскую единицу): потребление хлеба, молока, яиц, овощей, картофеля и т.п. на душу. К стоимостным относятся: стоимость питания в домашних хозяйствах, которая состоит из денежных расходов на покупку продуктов для личного потребления внутри дома, расходов на питание вне дома, стоимости натуральных поступлений продуктов питания. Рассчитываются также структурные показатели: доля расходов на питание в потребительских расходах, структура расходов по видам продуктов питания. Определяются показатели качества питания: калорийность, содержание белков, жиров, углеводов в потребленных продуктах.
3. Изучение потребления непродовольственных товаров проводится по их видам: расходы на одежду, обувь, белье, ткани, мебель, товары культурно – бытового назначения, домашнего обихода, транспортные средства, гигиенические, парфюмерные и фармацевтические средства, табачные изделия, строительные материалы и т. д. Натуральные показатели рассчитываются по потреблению обуви и тканей, по остальным товарам – стоимостные показатели. Определяется структура потребления непродовольственных товаров.
К товарам длительного пользования относятся предметы сроком службы три года и более лет (холодильник, телевизор, автомобиль). Рассчитывается показатель обеспеченности такими товарами: на одно домохозяйство, на 100, 1000 домохозяйств или на 10000 человек.
К товарам недлительного пользования относятся предметы (одежда, обувь, ткани и т. п.), нормативный срок службы которых до трех лет. К товарам однократного пользования относятся продукты питания.
Потребляемые населением товары удовлетворяют разные потребности. По своей значимости они делятся на: 1) товары первой необходимости ( продукты питания, жилье и т.п.); 2) товары, менее необходимые ( книги, телевизоры, стиральная машина и т. п.); 3) предметы роскоши ( деликатесы, ювелирные изделия, модная одежда, дорогая мебель).
4. Оценка потребления услуг населением имеет свою специфику. Услуги – особый вид товара, существующий в форме полезной деятельности для человека и общества. Время оказания услуги совпадает со временем ее потребления.
В статистике потребления объектом исследования являются только услуги, оказываемые населению, удовлетворяющие потребности конкретного человека. Услуги коллективного характера (обороны, правопорядка, науки, управления) сюда не относятся. Не включаются также в объект исследования услуги для себя ( уборка, приготовление пищи, ремонт собственными силами и т. п.). Однако включаются услуги наемных работников, осуществляющих домашние работы (повара, секретаря, садовника и т. п.) по стоимости труда этих работников в денежной и натуральной формах (питание, проживание и т. п. ).
Различают услуги материальные, воплощаемые в материально – вещественной форме (ремонт одежды, обуви, бытовой техники) и нематериальные – в форме деятельности предприятий, учреждений, удовлетворяющей бытовые, культурные, образовательные, медицинские и т. п. Услуги делятся на платные (рыночные) и бесплатные (нерыночные).
Задачей статистики является изучение структуры потребления населения по группам населения: домохозяйств по числу членов (из одного человек, из двух человек и т. д.), домохозяйств по семейному составу, домохозяйств по имущественному положению и т. п. Структура потребления соответствует структуре потребительских расходов, то есть выделяются те же четыре группы: продукты питания, алкогольные напитки, непродовольственные товары и оплата услуг.
8.4 Динамика потребления населения и потребительских цен.
Динамика потребления населения и потребительских цен изучается индексным методом. Рассчитывается общий индекс физического объема потребления товаров в целом по населению:
S q1 p0
I q = --------------- ,
S q0 p0
а также индекс потребления на душу населения:
-- S q1 p0 S q0 p0
I q = ----------- : --------------.
--- ---
N1 N0
Аналогичные индексы рассчитываются по разным видам товаров и услуг.
Стоимость товаров и услуг в денежном выражении зависит от многих факторов: соотношения спроса и предложения; величины затрат на производство продукции; покупательной способности денег. В статистике потребления изучаются потребительские цены – розничные цены на приобретаемые населением продукты, непродовольственные товары, тарифы на оказанные услуги.
Задачей статистики является наблюдение и регистрация изменения цен и тарифов во времени. Для этого рассчитывается общий индекс цен (индекс Пааше):
S q1 p1
I p = --------------
S q1 p0
Для расчета индекса потребительских цен (индекса инфляции) применяется индекс Э. Ласпейреса, принятый в международной практике:
S q0 p1
I p = --------------
S q0 p0
В формуле индекса потребительских цен, в отличие от индекса Пааше, структура потребительских расходов населения по товарам (в виде потребительской корзины) остается на уровне базисного периода (или предыдущего периода). Это позволяет оценить динамику потребительских цен в чистом виде, то есть только зависимость от изменения цен на конкретные товары и услуги. Индекс потребительских цен за январь - октябрь 2012 года в целом по России составил 105,7 %.
Индексы оптовых цен в нашей стране определяются по той же методологии, что и потребительские цены, с использованием выборочного наблюдения за ними.