Субъекты рыночной экономики, схема ее функционирования

Микроэкономика

План

1. Механизм функционирования рынка: спрос и предложение, рыночное равновесие (лекция)

2. Эластичность спроса и предложения (лекция)

3. Типы рыночных структур (лекция)

4. Теория фирмы

5. Рынки факторов производства

6. Фиаско рынка

Вопрос № 1

Рассмотрим условия способствовавшие возникновению рынка.

1. Общественное разделение труда – это специализация людей и их групп на выполнении определенного вида работ. Специализация – это ориентация производителей на изготовление отдельных продуктов и их элементов. Основные этапы развития общественного разделения труда:

- Отделение скотоводства от земледелия.

- Выделение ремесла как самостоятельный вид деятельности.

- Возникновения купечества.

Новые производства появляются и в современное время, т.е. процесс специализации бесконечен.

Разделение труда приводит к росту производительности труда, в результате чего производится больше продукции, которую можно обменять на другие товары. Разделение труда закладывает возможность обмена. Это необходимое, но недостаточное условие для возникновения рынка

2. Экономическая обособленность производителей. Каждый производитель ведет хозяйство отдельно от других участников рынка. Он имеет собственные ресурсы, цели и интересы. Обособленность интересов возникла исторически на базе частной собственности.

3.Для эффективного функционирования рынка необходима самостоятельность производителей и потребителей, которая определяет свободу предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако, чем меньше скован производитель и потребитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

4. Личный интерес (собственная выгода) как главный мотив поведения. Им задается направление и упорядоченность функционирования экономики.

5. Конкуренция как главная движущая сила рынка.Конкуренция это жизнь торговли и смерть торговца.

Опора на систему цен, основанную на взаимодействии спроса и предложения.

7. Ограниченная роль правительства. Государство устанавливает «правила игры» через законодательство. Оно дает определенные гарантии производителям и потребителям, ограничивает свободу выбора предпринимательской деятельности (наркотики, оружие).

Каждый участник хозяйственной жизни специализируется на производстве ограниченного круга продукции, все остальные блага, нужные ему как производителю и потребителю он должен получать со стороны. Для этого он обменивается благами с другими участниками хозяйственной жизни. Обмен благами обычно принимает форму торговли между людьми, фирмами, регионами, странами.

Функции рынка

1. Информационная.Цены на товары и услуги являются главными носителями информации. Если данного товара не хватает, то на него устанавливается высокая цена, которая будет стимулировать производителей к увеличению выпуска недостающей продукции.

2. Регулирующая.Рынок регулирует распределение ресурсов по отраслям и сферам хозяйства, чтобы уровень и структура производства были максимально приближены к уровню и структуре потребления.

3. Стимулирующая.Производители вынуждены постоянно конкурировать за покупателя, разными способами, быть в форме. На рынке совершенно конкуренции фирмы не могут влиять на цены, зато могут за счет подарков, акций, рекламы привлекать покупателей.

4. Оздоравливающая.Рынок это жесткая система, в которой выживает сильнейший.

Субъекты рыночной экономики, схема ее функционирования.

Хозяйствующие субъекты (экономические агенты)- действующие лица в экономике, которые самостоятельно принимают решения и осуществляют экономические действия. Данное понятие абстрактное. Имеется в виду не конкретное домохозяйство Ивановых, а вся совокупность домохозяйств в России.

Основными действующим лицами в национальной экономике являются.

  Домохозяйство Предприятие Государство Заграница
Определение Семья, живущие отдельно люди, не являющиеся членами одной семьи, но совместно ведущие хозяйство Совокупность всех организаций осуществляющий производство и реализацию благ Совокупность всех государственных институтов и учреждений Экономические субъекты других стран
Основные цели Максимизация полезности от потребления экономических благ они осуществляют расходы в пределах располагаемой суммы доходов таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности Максимизация прибыли, расширение рынка сбыта продукции и т.д. Обеспечить стабильный экономический правопорядок и способствовать экономическому развитию страны  
Функции Предложение факторов производства, формирование спроса на потребительские блага и собственно их потребление Предъявляют спрос на факторы производства, производят и предлагают блага Производство общественных благ, перераспределение части доходов  

Вопрос № 3

1. По степени ограничения конкуренции

- совершенная конкуренция,

- монополистическая конкуренция,

- олигополия,

- монополия

Рынок совершенной конкуренции – рынок, на котором действует большое количество мелких фирм, реализующих мелкую продукцию. Доля каждого продавца на рынке мала и он не может существенно влиять на цену.

Рынок монополистической конкуренции – рынок характеризующийся большим количеством мелких фирм , производящих дифференцированную продукцию. (товар удовлетворяет одну и ту же потребность , но имеет качественные отличия.)

Рынок олигополии – рынок нескольких крупных продавцов каждый из которых имеет большое влияние на количество и цену товара. Продавцы стремятся объединиться.

Монопсония – рынок, на котором присутствует один покупатель.

Рынок монополии – рынок, на котором действует только один продавец. Учитывая спрос на товар, устанавливают цену.

Естественная монополия– это такое предприятие, которое удовлетворяет рыночный спрос с меньшими издержками чем если бы его обеспечивали несколько конкурирующих между собой предприятий.

Причины возникновения монополистических объединении, их формы. Монополия в условиях рыночной и командной систем. Антимонопольное

законодательство.

Необходимость монополистических объединений порождена стремлением сохранять и увеличивать прибыли при резко обострившейся конкуренции предприятий-гигантов; такая конкуренция опасна: длительная, дорогостоящая, разорительная может привести к гибели фирмы.

Формы монополистических объединений: картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат.

Монополия в условиях рыночной экономики базируется на собственной экономической мощи, потеря которой приводит к банкротству.

Монополия в командной экономике:

1. Базируется на административной мощи, нередко прикрывающей ее слабость в экономике. С помощью министерских дотаций существуют убыточные и малорентабельные (с малой доходностью) монополии (за счет средств высокорентабельных производств).

2. Имеет всеобъемлющий характер (трехзвенная система монополизма):

1-е звено – монополизм государства (на все формы собственности, на ресурсы и продукцию, на рабочие места, на доходы и т. д.).

2-е звено – ведомственный монополизм, основанный на отчуждении прав у непосредственных производителей товаров и передачи их управляющим структурам.

3-е звено – монополизм крупнейших предприятий соответствующих отраслей.

Антимонопольное законодательство призвано устранить (смягчить) отрицательные последствия монополизма с подощью следующих мер:

- установление пределов контроля рынка одной фирмой (в процентах; например; каждая фирма в отрасли по закону не имеет права выпускать более, чем 35% продукцию данной отрасли);

- запрещение применения принудительных условий в договорах со смежниками, с покупателями;

- запрещение соглашений по ценам фирм данной отрасли;

- запрещение соглашений между фирмами, по разделу рынков,

- запрещение создания препятствий в доступе на рынке,

- и т. д.

В случае неисполнения предусмотренных законом мер, фирмы-нарушители подвергаются штрафам, изъятиями прибыли и т. п. (вплоть до ликвидации фирмы). Сущность антимонопольных мер (демонополизации) заключается не в уничтожении крупного производства, а в поддержке конкуренции.

Чистая монополия. Барьеры вхождения в отрасль.

• Монополия – это исключительное право на обладание чем-либо (от греческих слов «монос» - один, «палео» - продаю => единственный продавец).

Экономическая монополия – это господствующее положение на рынке, реализуемое в • форме получения сверхприбыли.

Для чистой монополии характерно: наличие одного продавца

наличие уникального (нет близких заменителей) товара вход в отрасль для других фирм блокирован значительный контроль над ценой со стороны монополиста

• Барьеры вхождения в отрасль:

1 Естественные (т. е. обусловленные спецификой отрасли), в том числе:

1.1 Барьеры, связанные с особыми природными условиями, уникальными природными ресурсами (редкими, свободно не воспроизводимыми), что позволяет единственному продавцу диктовать цены на рынке и извлекать сверхприбыль. Примеры: уникальные лечебнице на Мертвом море, плодородные земли под виноградники в провинции Шампань (:=> производство истинного «Шампанского»).

1.2 Барьеры, связанные с тем, что в некоторых отраслях нерационально наличие более, чем одной фирмы (это явление характерно для так называемых «локальных» монополий в небольшом городе нерационально строить несколько параллельных линий электропередач, водопровода, телефонных сетей и т. п.). В указанных отраслях присутствует «эффект экономии на масштабах производства»: издержки на единицу продукции в долгосрочном периоде снижаются при расширении производства. В данной ситуации разделение выпуска продукции между двумя и большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут малы, а следовательно, будут выше издержки на единицу продукции, что снизит прибыль фирм.

• Естественные монополии не подлежат демонополизации, хотя возможно некоторое

их регулирование со стороны государства.

2 Искусственные, специально созданные фирмой, в том числе:

2.1 Юридические барьеры (патенты, лицензии, авторские права) – это не экономические барьеры => возникает закрытая (правовая) монополия, законодательно зашищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию.

Примеры: фирмы Ксерокс Поляроид, Дженерал моторе, Дженерал электрик;

государственная монополия на выпуск денег, военной техники и т. д.

1. Криминальные барьеры – это не экономические барьеры => возникает закрытая монополия, защищаемая, незаконными методами (физическое насилие, шантаж и т.п .)

Искусственные монополии обычно регулируются государством.

Монопольная цена и ее границы. Ценовая дискриминация. Последствия монополии. Монополия и НТП

- Экономическая монополия – это господствующее положение на рынке, реализуемое в форме получения сверхприбыли. Монополист (единственный продавец в отрасли) может влиять на цену продаваемой продукции, изменяя объем производства. Монопольная цена обычно выше, чем в условиях обычной конкуренции, т. к. у фирмы есть рыночная власть. При тех же затратах на производство монопольно – высокая цена дает избыток прибыли сверх средней прибыли в условиях конкуренции. При этом количество продаваемых товаров может снижаться.

- Границы монопольной цены определяются степенью рыночной власти монополии.

- Верхняя граница цены устанавливается таким количеством производимой продукции, чтобы предельные издержки были равны отдельному доходу; в этом случае все равно получает максимальную прибыль. Этот вариант предпочтет монополия. Идущая на риск получить конкурентов (соблазненных такими высокими прибылями и пришедшими из других отраслей), поскольку имеет какое либо преимущество, по сравнению с новыми продавцами

- Нижняя граница цены устанавливается таким количеством выпускаемой продукции, когда средние издержки выше средней выручки (в этом случае производство прекращается)

- Цена, не приносящая дополнительной прибыли сверх нормальной (средней прибыли фирм в условиях конкуренции), устанавливается монополией, желающей полностью исключить возможность потенциальной конкуренции

- Монополист имеет возможность осуществлять ценовую дискриминацию (есть устанавливать на один и тот же товар различные цены), когда он продает товар, для которого дальнейшая перепродажа трудна или невозможна, и когда монополист может легко выделять покупателей в отдельные классы, каждый из которых имеет разную готовность или способность платить за товар. Для каждого такого класса монополист продает такое количество своей продукции, которое максимизирует его прибыль в каждом сегменте рынка.

- К ценовой дискриминации особенно восприимчивы отрасли услуг (перевозки, юридические и медицинские услуги, связь и т. д.)

- Пример: телефонная компания (= естественная монополия) устанавливает более низкие тарифы в вечерне время или в выходные дни, рассчитывая, что этим воспользуются малообеспеченные граждане (студенты, пенсионеры и т. д.), которые в противном случае вообще могли бы не звонить ( и компания бы недополучила прибыль).

- Последствия монополии:

-Монополия производит продукции меньше конкурентного оптимума, а продает ее по более высокой цене, следовательно, страдает потребитель.

- Усиливается неравенство доходов

- Возможно снижение качества выпускаемой продукции

- Возможно снижение эффективности производства (поскольку при отсутствии конкурентов нет необходимости заботиться о снижении издержек производства и рациональном использовании ресурсов)

- Возможен застой в технике

- Коррупция

Таким образом, с монополизмом необходимо бороться.

Монополия и НТП.

Моровая практика знает примеры и того, что монополия тормозит НТП (т.к. при отсутствии конкурентов нет стимула внедрять новую технику и таким образом снижать затраты на производство, увеличивать тем самым прибыль, выигрывать у соперников), и того, что монополия ускоряет НТП (поскольку у монополий больше финансовых средств, которые можно вложить в покупку дорогостоящей новой техники, разработку новой продукции и нового оборудования). Таким образом, влияние монополии на НТП неоднозначно.

Вопрос № 4

1. Собственность, трансакционные издержки.

Собственность – это отношения между людьми по поводу владения ресурсами. Это –основа экономической системы. Эти отношения определяют все другие отношения (по производству, обмену, распределению, потреблению благ). Изменить экономическую систему без изменения отношений собственности нельзя (вспомните безуспешные попытки реформ М. С. Горбачева).

ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ.

Частная– если факторами и результатами производства владеют, распоряжаются, пользуются отдельные лица и организации.

Формы частной собственности, одновременно являющиеся формами организации бизнеса:

Единоличное владение,

партнерство,

корпорация (акционерное общество).

Общественная– если факторами и результатами производства владеет, распоряжается и пользуется общество в целом (община, государство или уполномоченные им органы).

В централизованной (командной) экономике государственная собственность охватывает
всю экономику в целом, тотально (все уровни, отрасли, сферы).
В рыночной экономике государственная собственность охватывает отдельные сферы,
отдельные предприятия.

ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ.

В современной экономической теории собственность рассматривается в аспекте теории прав собственности:

Собственность не является чем-то неделимым, это – пучок (совокупность) прав по использованию ресурса.

- право владения ресурсом,

- право использования ресурса,

- право на доход от ресурса,

- право на передачу ресурса в наследство,

- право на защиту (со стороны государства),

- право на ответственность (ответственность в виде взыскания вещи в уплату долга и т. п.),

- запрет вредного использования ресурса и т. д.

Эти права устанавливаются обществом (законами, традициями) и определяют нормы поведения людей в связи с существованием редких благ и их эффективным использованием.

Права собственности могут распределяться между многими экономическими субъектами (существует множество сочетаний отдельных прав). А эти процессы связаны с трансакционными издержками.

Трансакционные издержки – это затраты в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности.

- издержки, связанные с поиском информации,

- издержки, связанные с ведением переговоров,

- издержки, связанные с измерением ресурса,

- издержки, связанные с точным определением и защитой прав собственности,

- издержки, связанные с уклонением индивида от условий договора в целях получения прибыли за партнеров.

Чем слабее определены права собственности (что и кому принадлежит), тем больше трансакционные издержки (потери). Таким образом, правовая сторона собственности очень важна.

2. Организационно-правовые формы ведения бизнеса.

Предприятия бывают разные. Одни производят товары, необходимые для жизни людей – швейная фабрика «Северянка», другие изготавливают инвестиционные товары – машиностроительный завод «Сибсельмаш», есть транспортные предприятия – предприятия, оказывающие услуги связи – «Уралсвязьинформ», предприятия, оказывающие различные услуги населению – парикмахерская, ателье, и тд. Все эти предприятия объединяет то, что они занимаются предпринимательской деятельностью.

Предпринимательская деятельность– самостоятельная осуществляемая на свой риск деятельность, направленное на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированным в установленном законом порядке.

Наши рекомендации