Взаимосвязь модели AD-AS и кейнсианской модели доходов и расходов
Стимулированный спрос Кейнс связывал с дополнительной эмиссией денег, которая в условиях неполной занятости ведет не столько к росту цен, сколько к росту предложения товаров и услуг. В общем виде кейнсианская модель сводилась к так называемому трансмиссионному механизму – количество денег, норма процента и национальный доход. По Кейнсу, экспансионистская монетарная политика не только слабо воздействует на уменьшение нормы процента и спроса на деньги, но незначительно стимулирует и инвестиции. Через мультипликативный процесс новые инвестиции и государственные расходы вызывают рост национального дохода.. Эта политика увеличивает совокупный спрос, обусловливая рост выпуска продукции. Увеличение в совокупном спросе вызывает незначительные изменения в выпуске продукции и не изменяет уровня цен. Таким образом, Кейнс и кейнсианцы рассматривают монетарную политику как минимально воздействующую на экономику. Исходя из данного подхода, Кейнс связывал процесс стимулирования инвестиций с ростом предложения денег, включая и их эмиссию. При этом в условиях относительно закрытой экономики (а в то время практически все страны имели невысокий уровень открытости и, соответственно, влияния внешнеэкономического сектора на совокупный спрос) предложение денег стимулирует рост инвестиционной активности, но не инфляцию. Тем не менее, в 30-х гг. еще не было видно этих последствий, и Кейнс доказывал, что государство должно вмешиваться в экономику, для того чтобы обеспечить выход ее из кризисной ситуации. Оно должно использовать денежно-кредитные инструменты государственного регулирования и бюджетно-налоговые. Более того, он полагал, что влияние денежно-кредитной политики в этой ситуации воздействует слабее на выход экономики из кризисного состояния. Более сильной является фискальная политика.
5. Деловые циклы: понятие, модели.
Деловыми циклами называется последовательная и регулярная смена депрессий и подъемов в хозяйстве. Механизм деловых циклов может выглядеть следующим образом.
В условиях подъема многие фирмы осуществляют увеличение или обновление запаса капитальных благ в моменты общего подъема, способствуя тем самым развитию этого подъема. При этом они могут переоценивать начавшееся увеличение спроса и расширять производство несколько больше, чем нужно. Через некоторое время оказывается, что расширение невыгодно и должно быть свернуто, - спрос на инвестиции падает, подъем прекращается и начинает развиваться депрессия.
В условиях депрессии многие фирмы прекращают осуществление инвестиций, способствуя развитию этой депрессии. Тем временем возможность приобретения новых капитальных благ постепенно накапливается (изнашивается старое оборудование, изобретается новое, понемногу растет население). Но эта возможность некоторое время не реализуется по причине плохих ожиданий. Когда начинается подъем, ее сразу же начинают использовать.
Но это механизм осуществления периодической смены спадов и депрессий, который ничего не говорит о том, каким образом они могут начаться. Существуют два возможных объяснения этого начала.
1. Существование "первотолчка". Деловые циклы могут начаться, если внешний фактор придаст колебания хозяйству, которые будут продолжаться в течение некоторого времени.
Если такие первотолчки могут появляться постоянно, то существование деловых циклов тоже будет постоянно поддерживаться. 2. Совпадение фаз независимых процессов. Теоретически существует возможность появления деловых циклов в результате множества маленьких первотолчков, которые могут постоянно поддерживать циклические колебания.
Денежный мультипликатор.
Денежный мультипликатор— это коэффициент самовозрастания денег. Он определяется как отношение денежной массы М к денежной базе Н: т = М/Н (для случая, когда в экономике денежная масса состоит из наличности и депозитов); в том случае, когда деньги существуют лишь на счетах КБ, денежный мультипликатор представляет собой величину, обратную норме обязательных резервов. В целом общее количество денег, созданных банковской системой, пропорционально избыточным резервам, умноженным на коэффициент денежной мультипликации.ЦБ может контролировать предложение денег путем воздействия, прежде всего на денежную базу. Изменяя норму обязательных резервов, он изменяет денежную базу и таким образом оказывает мультипликационный эффект на предложение денег. В его распоряжении имеются также такие инструменты, как учетная ставка (ставка рефинансирования), изменение которой приводит к изменению кредитных ставок КБ, и операции на открытом рынке (купля-продажа государственных облигаций). Эти операции оказывают влияние на величину банковских резервов, а значит, на общую денежную массу.