Вопрос 30. Фискальная политика государства в краткосрочном и долгосрочном периодах

При изменении уровня государственных расходов или нало­гов кривая совокупного спроса (AD) сдвигается вдоль кривой совокупного предложения (AS). При наклонной кривой AS в краткосрочном периоде происходят изменения в объеме произ­водства и уровне цен.

Допустим, что в соответствии с выбранным направлением ; фискальной политики предполагается увеличение государ­ственных расходов.

В краткосрочном периоде следствием роста государствен­ных расходов будет сдвиг кривой AD вправо вверх, вдоль на­клонной кривой AS, из положения AD1, в положение AD2 (рису­нок 4г). Номинальный ВНП возрастает (реальный ВНП возра­стает с Y1 до Y2, цены увеличиваются с Р1 до Р2).

Вопрос 30. Фискальная политика государства в краткосрочном и долгосрочном периодах - student2.ru

При росте номинального ВНП кривая спроса на деньги сдви­гается вправо и вверх из положения МD1 в положение MD2 при неизменном денежном предложении MS (рисунок 4а). След­ствием этого будет рост процентных ставок с r1 до r2.

Рост ставки процента сопровождается сдвигом вправо и вниз вдоль графика частных плановых инвестиций (рисунок 4б). Уровень частных плановых инвестиций начинает падать с I1 до I2. Таким образом, рост государственных расходов вызы­вает уменьшение частных плановых инвестиций, что может приводить к сдерживанию роста производства. Этот эффект по­лучил в экономической теории название «эффекта вытесне­ния».

В модели IS - LM при увеличении государственных расходов кривая IS сдвигается вправо вверх от IS1 до IS2 (рисунок 4в). В соответствии с мультипликатором государственных расходов увеличение государственных расходов вызывает рост ВНП в размере:

G / (1 - МРС),

где G - прирост государственных расходов;

МРС - предельная склонность к потреблению

Следовательно, кривая IS сдвигается вправо на расстояние равное G / (1 — МРС). Экономическое равновесие устанавлива­ется в точке Е2 (рисунок 4в).

Рост ВНП в ответ на увеличение государственных расходов можно показать и с помощью модели «кейнсианского креста», и с помощью модели IS—LM. В модели «кейнсианского кре­ста» рост государственных расходов приводит к гораздо боль­шему росту ВНП. Это связано с тем, что модель «кейнсианско­го креста» предполагает изменение лишь государственных расходов при постоянных инвестициях в частном секторе и потреблении. Модель IS – LM учитывает «эффект вытеснения» при росте ставки процента в ответ на увеличение государ­ственных расходов.

Таким образом, фискальная политика, предполагающая рост государственных расходов, вызывает в краткосрочном пе­риоде: 1) увеличение номинального ВНП (объема производ­ства) в соответствии с мультипликатором государственных расходов; 2) повышение процентных ставок; 3) появление «эф­фекта вытеснения» государственными расходами частных плановых инвестиций.

Первоначально экономика находилась в состоянии равнове­сия в точке Т1 (см. рисунок 4г), объем производства - на уров­не Y1, уровень цен – Р1. Денежный рынок находится в состоя­нии равновесия в точке el (см. рисунок 4а) с денежной массой М1, и спроса на деньги MD1, при уровне процентной ставки r1. Этой процентной ставке соответствует уровень частных плано­вых инвестиций I1 (см. рисунок 4б). Равновесие в модели IS - LM достигалось в точке е1 (см. рисунок 4а) с доходом Y1 и процентной ставкой r1. Новое равновесие в краткосрочном пе­риоде (после увеличения государственных расходов) достига­ется в точке Т2 (см. рисунок 4г), где объем производства - на уровне Y2, цена Р2. Денежный рынок достигает при этом равно­весия в точке е2 (см. рисунок 4а). В модели IS — LM - в точке е2 (см. рисунок 4в). Уровень частных плановых инвестиций - I2 (см. рисунок 4б).

Рассмотрим теперь влияние расширительной (экспансио­нистской) фискальной политики на национальную экономику в долгосрочном периоде (рисунок 5).

Вопрос 30. Фискальная политика государства в краткосрочном и долгосрочном периодах - student2.ru

На рисунке 4г точка Т2 — это точка краткосрочного равнове­сия экономической системы, в котором долго она находиться не может. По сравнению с начальным равновесием в точке Т1 объем товаров и услуг выше естественного уровня (т.е. макси­мально возможного для данной экономики при существующих факторах производства), уровень цен на конечные товары и ус­луги также выше. С течением времени уровень цен конечных товаров и услуг начинает влиять на рост факторных цен (цены на факторы производства).

При этом уровень цен продолжает расти с Р2 до Р3 (см. рису­нок 5 б,в), а объем производства падает до естественного уровня (как следствие роста факторных цен) с Y2 до Y1. Экономика ха­рактеризуется новой точкой долгосрочного равновесия - точ­кой Т3 с более высоким уровнем цен и меньшим, чем в точке Т2, объемом производства.

Рост цен может при этом компенсировать снижение реаль­ного объема производства таким образом, что номинальный объем ВНП продолжает расти. Кривая спроса на деньги про­должает сдвигаться вправо вверх из положения MD2 в положе­ние MD3 (рисунок 5а) вдоль неизменной кривой денежного предложения MS. Это вызывает дальнейший рост процентной ставки с r2 до r3 и дальнейшее «вытеснение» частных плановых инвестиций. Они уменьшаются с I2 до I3 (рисунок 56). Таким образом, в долгосрочном периоде «эффект вытеснения» усили­вается по сравнению с краткосрочным периодом.

Следовательно, в долгосрочном периоде расширительная фискальная политика приводит: 1) к росту цен; 2) усилению «эффекта вытеснения»; 3) возврату реального объема произ­водства к естественному уровню.

Итак, «эффект вытеснения» вызывается ростом государ­ственных расходов. Вместе с тем этот эффект может быть след­ствием любого из направлений расширительной фискальной политики (снижением ставки налогов, уменьшением налогоо­благаемой базы и т.п.).

Фискальная политика, направленная на сдерживание эко­номического роста, уменьшает совокупный спрос и приводит к противоположному результату: номинальный ВНП падает, спрос на денежном рынке уменьшается и при неизменном де­нежном предложении приводит к падению процентных ста­вок. Реальные частные плановые инвестиции увеличиваются, частично предотвращая действие «сдерживающей» фискаль­ной политики. «Эффект вытеснения» заменяется «эффектом привлечения», увеличения частных плановых инвестиций.

Можно отметить еще одну особенность «эффекта вытесне­ния», которая показывает, что денежно-кредитная и фискаль­ная политика тесно взаимосвязаны: степень воздействия «эф­фекта вытеснения» отражается наклоном кривой LM в модели IS-LM (рисунок 6). В свою очередь наклон кривой LM зависит от цели выбранной денежно-кредитной политики.

На рисунке 6 представлены кривые LM, которые соответ­ствуют денежно-кредитной политике, направленной на фикса­цию денежной массы в обращении (кривая LM1) и на фикса­цию уровня процентной ставки (кривая LM2). Кривая LM3 - промежуточ­ный вариант, при котором мо­жет меняться и уровень денеж­ной массы в об­ращении, и уро­вень процент­ной ставки.

Предполо­жим, что денежно - кредитная политика государства описывается кривой LM1. Сдвиг кривой IS из положения IS1 в положение IS2, (например, вследствие роста государственных расходов) вдоль кривой LM1 (см. рисунок 6 б) приводит экономическую систему в новое рав­новесие, при котором процентная ставка возрастает с r0 до r1, и вытесняет частные плановые инвестиции в размере I0 — I1 (см. рисунок 6а).

Вопрос 30. Фискальная политика государства в краткосрочном и долгосрочном периодах - student2.ru

Если денежно-кредитная политика государства описывает­ся кривой LM2, то сдвиг кривой IS из положения IS1 в положе­ние IS2 вдоль кривой LM2 (см. рисунок 6 б) соответствует поло­жению равновесия экономической системы, при котором про­центная ставка останется прежней - r0 = r2 (см. рисунок 6а). «Эффекта вытеснения» не будет, a LM1 = LM1.

Денежно-кредитная политика, описываемая кривой LM3, приводит к тому, что расширительная фискальная политика вызывает значительно меньшее сокращение частных плано­вых инвестиций по сравнению с первым случаем, т.е. (I0 - I3) меньше (I0 – I1) (см. рисунок 6а).

Иными словами, мероприятия в области денежно-кредит­ной и фискальной политики государства отнюдь не независи­мы друг от друга, более того, их взаимодействие может нейтра­лизовать влияние той или иной экономической политики на цены, доход, процентные ставки и т.д.


Наши рекомендации