Вопрос 30. Фискальная политика государства в краткосрочном и долгосрочном периодах
При изменении уровня государственных расходов или налогов кривая совокупного спроса (AD) сдвигается вдоль кривой совокупного предложения (AS). При наклонной кривой AS в краткосрочном периоде происходят изменения в объеме производства и уровне цен.
Допустим, что в соответствии с выбранным направлением ; фискальной политики предполагается увеличение государственных расходов.
В краткосрочном периоде следствием роста государственных расходов будет сдвиг кривой AD вправо вверх, вдоль наклонной кривой AS, из положения AD1, в положение AD2 (рисунок 4г). Номинальный ВНП возрастает (реальный ВНП возрастает с Y1 до Y2, цены увеличиваются с Р1 до Р2).
При росте номинального ВНП кривая спроса на деньги сдвигается вправо и вверх из положения МD1 в положение MD2 при неизменном денежном предложении MS (рисунок 4а). Следствием этого будет рост процентных ставок с r1 до r2.
Рост ставки процента сопровождается сдвигом вправо и вниз вдоль графика частных плановых инвестиций (рисунок 4б). Уровень частных плановых инвестиций начинает падать с I1 до I2. Таким образом, рост государственных расходов вызывает уменьшение частных плановых инвестиций, что может приводить к сдерживанию роста производства. Этот эффект получил в экономической теории название «эффекта вытеснения».
В модели IS - LM при увеличении государственных расходов кривая IS сдвигается вправо вверх от IS1 до IS2 (рисунок 4в). В соответствии с мультипликатором государственных расходов увеличение государственных расходов вызывает рост ВНП в размере:
G / (1 - МРС),
где G - прирост государственных расходов;
МРС - предельная склонность к потреблению
Следовательно, кривая IS сдвигается вправо на расстояние равное G / (1 — МРС). Экономическое равновесие устанавливается в точке Е2 (рисунок 4в).
Рост ВНП в ответ на увеличение государственных расходов можно показать и с помощью модели «кейнсианского креста», и с помощью модели IS—LM. В модели «кейнсианского креста» рост государственных расходов приводит к гораздо большему росту ВНП. Это связано с тем, что модель «кейнсианского креста» предполагает изменение лишь государственных расходов при постоянных инвестициях в частном секторе и потреблении. Модель IS – LM учитывает «эффект вытеснения» при росте ставки процента в ответ на увеличение государственных расходов.
Таким образом, фискальная политика, предполагающая рост государственных расходов, вызывает в краткосрочном периоде: 1) увеличение номинального ВНП (объема производства) в соответствии с мультипликатором государственных расходов; 2) повышение процентных ставок; 3) появление «эффекта вытеснения» государственными расходами частных плановых инвестиций.
Первоначально экономика находилась в состоянии равновесия в точке Т1 (см. рисунок 4г), объем производства - на уровне Y1, уровень цен – Р1. Денежный рынок находится в состоянии равновесия в точке el (см. рисунок 4а) с денежной массой М1, и спроса на деньги MD1, при уровне процентной ставки r1. Этой процентной ставке соответствует уровень частных плановых инвестиций I1 (см. рисунок 4б). Равновесие в модели IS - LM достигалось в точке е1 (см. рисунок 4а) с доходом Y1 и процентной ставкой r1. Новое равновесие в краткосрочном периоде (после увеличения государственных расходов) достигается в точке Т2 (см. рисунок 4г), где объем производства - на уровне Y2, цена Р2. Денежный рынок достигает при этом равновесия в точке е2 (см. рисунок 4а). В модели IS — LM - в точке е2 (см. рисунок 4в). Уровень частных плановых инвестиций - I2 (см. рисунок 4б).
Рассмотрим теперь влияние расширительной (экспансионистской) фискальной политики на национальную экономику в долгосрочном периоде (рисунок 5).
На рисунке 4г точка Т2 — это точка краткосрочного равновесия экономической системы, в котором долго она находиться не может. По сравнению с начальным равновесием в точке Т1 объем товаров и услуг выше естественного уровня (т.е. максимально возможного для данной экономики при существующих факторах производства), уровень цен на конечные товары и услуги также выше. С течением времени уровень цен конечных товаров и услуг начинает влиять на рост факторных цен (цены на факторы производства).
При этом уровень цен продолжает расти с Р2 до Р3 (см. рисунок 5 б,в), а объем производства падает до естественного уровня (как следствие роста факторных цен) с Y2 до Y1. Экономика характеризуется новой точкой долгосрочного равновесия - точкой Т3 с более высоким уровнем цен и меньшим, чем в точке Т2, объемом производства.
Рост цен может при этом компенсировать снижение реального объема производства таким образом, что номинальный объем ВНП продолжает расти. Кривая спроса на деньги продолжает сдвигаться вправо вверх из положения MD2 в положение MD3 (рисунок 5а) вдоль неизменной кривой денежного предложения MS. Это вызывает дальнейший рост процентной ставки с r2 до r3 и дальнейшее «вытеснение» частных плановых инвестиций. Они уменьшаются с I2 до I3 (рисунок 56). Таким образом, в долгосрочном периоде «эффект вытеснения» усиливается по сравнению с краткосрочным периодом.
Следовательно, в долгосрочном периоде расширительная фискальная политика приводит: 1) к росту цен; 2) усилению «эффекта вытеснения»; 3) возврату реального объема производства к естественному уровню.
Итак, «эффект вытеснения» вызывается ростом государственных расходов. Вместе с тем этот эффект может быть следствием любого из направлений расширительной фискальной политики (снижением ставки налогов, уменьшением налогооблагаемой базы и т.п.).
Фискальная политика, направленная на сдерживание экономического роста, уменьшает совокупный спрос и приводит к противоположному результату: номинальный ВНП падает, спрос на денежном рынке уменьшается и при неизменном денежном предложении приводит к падению процентных ставок. Реальные частные плановые инвестиции увеличиваются, частично предотвращая действие «сдерживающей» фискальной политики. «Эффект вытеснения» заменяется «эффектом привлечения», увеличения частных плановых инвестиций.
Можно отметить еще одну особенность «эффекта вытеснения», которая показывает, что денежно-кредитная и фискальная политика тесно взаимосвязаны: степень воздействия «эффекта вытеснения» отражается наклоном кривой LM в модели IS-LM (рисунок 6). В свою очередь наклон кривой LM зависит от цели выбранной денежно-кредитной политики.
На рисунке 6 представлены кривые LM, которые соответствуют денежно-кредитной политике, направленной на фиксацию денежной массы в обращении (кривая LM1) и на фиксацию уровня процентной ставки (кривая LM2). Кривая LM3 - промежуточный вариант, при котором может меняться и уровень денежной массы в обращении, и уровень процентной ставки.
Предположим, что денежно - кредитная политика государства описывается кривой LM1. Сдвиг кривой IS из положения IS1 в положение IS2, (например, вследствие роста государственных расходов) вдоль кривой LM1 (см. рисунок 6 б) приводит экономическую систему в новое равновесие, при котором процентная ставка возрастает с r0 до r1, и вытесняет частные плановые инвестиции в размере I0 — I1 (см. рисунок 6а).
Если денежно-кредитная политика государства описывается кривой LM2, то сдвиг кривой IS из положения IS1 в положение IS2 вдоль кривой LM2 (см. рисунок 6 б) соответствует положению равновесия экономической системы, при котором процентная ставка останется прежней - r0 = r2 (см. рисунок 6а). «Эффекта вытеснения» не будет, a LM1 = LM1.
Денежно-кредитная политика, описываемая кривой LM3, приводит к тому, что расширительная фискальная политика вызывает значительно меньшее сокращение частных плановых инвестиций по сравнению с первым случаем, т.е. (I0 - I3) меньше (I0 – I1) (см. рисунок 6а).
Иными словами, мероприятия в области денежно-кредитной и фискальной политики государства отнюдь не независимы друг от друга, более того, их взаимодействие может нейтрализовать влияние той или иной экономической политики на цены, доход, процентные ставки и т.д.