Озабочен о сроках; играть первостепенное значение; получить фиаско; повторяющийся рецидив; краткая аннотация.

Вариант 1

Задание 1. Расставить ударения в словах

Августовский, еретик, маркетинг, поутру,

Задание 2. Выписать из толкового словаря лексические значения следующих слов

Апломб, бенефис, конфронтация, пилигрим, эпатировать

Задание 3. Перепишите словосочетания, исправляя нарушения норм сочетаемости

Получить отклики с областей; оплатить за работу; указать о недостатках; различный от других; радоваться победой в конкурсе.

Задание 4. Перепишите предложения. Найдите в приведенных предложениях речевые ошибки и исправьте предложения.

1. Чукотка издавна считается традиционной житницей народов Севера.

2. Ведущее значение в деятельности этой молодежной организации играет ее отношение к труду.

3. Во время прямой линии поступило огромное количество звонков, к сожалению, не все из них удалось прочитать.

4. В период студенческой практики мы собирали произведения разных жанров народного фольклора.

5. Лидер фракции считает, что нужно вкладывать деньги в те отрасли, которые быстро отдадут отдачу.

6. На собрании станичников царствовала разноголосица.

7. Ваше предложение выеденного гроша не стоит.

8. Наш театр вмещает до пятьсот зрителей.

9. Ни для кого не секрет о том, что положение нашей экономики оставляет желать лучшего.

10. После собрания Павел спросил у Риты, что может ли он проводить ее домой.

11. Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности полтора года.

12. Он поблагодарил профессора и добавил, что непременно учту ваши пожелания.

Задание 5. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных.

Паспорт, торт, выбор, образ, штабель

Задание 6. Просклоняйте приведенные числительные.

964, тысяча триста пятьдесят первый

Задание 7. Ответьте письменно на вопрос

Что называется орфоэпической нормой? Перечислите типичные нарушения орфоэпических норм.


Вариант 2

Задание 1. Расставить ударения в словах

Агент, духовник, жестоко, маркетинг, поставщик,

Задание 2. Выписать из толкового словаря лексические значения следующих слов

Амбиции, габарит, инаугурация, ретроспектива, экстремист

Задание 3. Перепишите словосочетания, исправляя нарушения норм сочетаемости

Действовать согласно приказа; глубокая бездна; удивляться способностями ребенка; воспевать о любви; памятный сувенир.

Задание 4. Перепишите предложения. Найдите в приведенных предложениях речевые ошибки и исправьте предложения.

1. Олег Денисов выступил в качестве продюсера строительства нового комбината.

2. Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности.

3. Его врожденная скромность и интеллигентный апломб всегда вызывали симпатию коллег.

4. Стараясь доказать свою правоту, он говорил очень возбужденно, жестикулируя руками.

5. Рязанцы послали послов к татарам.

6. Аспирант предоставил реферат диссертации в срок.

7. Скрепя сердцем он согласился на это предложение.

8. Нашей газете требуются редакторы, корректоры, а также инспекторы по технике безопасности.

9. Необходимо гораздо больше внимания уделять на повышение культурного уровня современной молодежи.

10. Приятель спросил меня, что далеко ли я живу.

11. Устав после занятий мне не читалось.

12. Уезжая в командировку, отец обещал, что обязательно приеду на праздники.

Задание 5. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных.

Верх, инспектор, маклер, офицер, округ

Задание 6. Просклоняйте приведенные числительные.

257, две тысячи шестьсот восемьдесят четвертый

Задание 7. Ответьте письменно на вопрос

Что называется лексической нормой? Перечислите типичные нарушения лексических норм.


Вариант 3

Задание 1. Расставить ударения в словах

Алфавит, житие, истерия, наискось, рэкетир

Задание 2. Выписать из толкового словаря лексические значения следующих слов

Априори, бенуар, кульминация, тривиальный, цитадель

Задание 3. Перепишите словосочетания, исправляя нарушения норм сочетаемости

Учесть об обстоятельствах; глубокое сопротивление; давать намеки; делать жертвы; пьеса прошла с большим интересом.

Задание 4. Перепишите предложения. Найдите в приведенных предложениях речевые ошибки и исправьте предложения.

1. Люди со скабрезными лицами собрались на траурной церемонии.

2. Под тенистыми деревьями удобно примостились туристы.

3. В некрологе коллеги поздравили юбиляра и пожелали ему здоровья и долголетия.

4. Больной был госпитализирован в больницу.

5. Она служила при дворе служанкой.

6. Как и человек, дельфин не способен все время находиться под водой и поднимается, чтобы вздохнуть немного кислорода.

7. Товарищи оказали мне плохую медвежью услугу.

8. По обоим сторонам строительной площадки возвышались аккуратно сложенные штабеля кирпичей.

9. Вопреки усилий репетиторов мальчик учился плохо.

10. Уезжая в командировку, отец обещал, что обязательно приеду на праздники.

11. Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон.

12. Приятель спросил меня, что далеко ли я живу.

Задание 5. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных.

Купол, тормоз, договор, герб, контейнер

Задание 6. Просклоняйте приведенные числительные.

652, тысяча триста сорок седьмой

Задание 7. Ответьте письменно на вопрос.

Что называется морфологической нормой? Перечислите типичные нарушения морфологических норм.


Вариант 4

Задание 1. Расставить ударения в словах

Апартеид, завидно, маркировать, поручни, почесть

Задание 2. Выписать из толкового словаря лексические значения следующих слов

Альтруист, мракобес, культивировать, оказия, памфлет

Задание 3. Перепишите словосочетания, исправляя нарушения норм сочетаемости

Различать звук от буквы; неуверенность в свои силы; проявлять интерес о прошлом города; причина к отказу; установить о виновности.

Задание 4. Перепишите предложения. Найдите в приведенных предложениях речевые ошибки и исправьте предложения.

1. В этом городе с Петром вышел неожиданный каламбур, о котором ему не очень приятно было вспоминать.

2. Лекция для бездетных родителей переносится на четверг.

3. Долго готовившееся импровизированное представление прошло с большим успехом.

4. Первая премьера этого балета состоялась в Риге.

5. Девушка облокотилась локтем на перила кресла.

6. Базаров пускается в пространственные рассуждения о трудностях крестьянской жизни.

7. Оформление витрины торгового центра желает много лучшего.

8. Мощность взрыва была эквивалентна двухстам килограммам тротила.

9. Приведенные примеры говорят за возможность широкого использования этого изобретения.

10. Он поблагодарил профессора и добавил, что непременно учту ваши пожелания.

11. Открыв окно, запахло соснами.

12. После собрания Павел спросил у Риты, что может ли он проводить ее домой.

Задание 5. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных.

Шило, токарь, выбор, цех, адрес

Задание 6. Просклоняйте приведенные числительные.

384, тысяча девятьсот девяносто пятый

Задание 7. Ответьте письменно на вопрос

Что называется синтаксической нормой? Перечислите типичные нарушения синтаксических норм.

Вариант 5

Задание 1. Расставить ударения в словах

Апостроф, деспотия, завсегдатай, мастерски, предвосхитить

Задание 2. Выписать из толкового словаря лексические значения следующих слов

Аморфный, вотум, преамбула, сноб, харизма

Задание 3. Перепишите словосочетания, исправляя нарушения норм сочетаемости

Уверенность в свои силы; причинить укус; абонент на концерты; массовое количество беженцев; уточнять о затратах.

Задание 4. Перепишите предложения. Найдите в приведенных предложениях речевые ошибки и исправьте предложения.

1. В искусстве танца умение декламировать, выполнять сложные па всегда будет оценено зрителями.

2. Молодая березовая дубрава зеленела за околицей.

3. Во вступлении к книге автор обосновал свой подход и коротко изложил постфактум.

4. Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты.

5. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ.

6. При этом он испытал нетерпимую душевную боль.

7. Несмотря на достижения нашего отдела, никто не торопится петь нам фимиамы.

8. Ученые описали более пятиста языков бесписьменных народов.

9. Данные факты говорят за возможность эффективного использования морских водорослей.

10. А.С. Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».

11. Подъезжая к городу, начался сильный ветер.

12. Татьяна говорит Онегину, что «я другому отдана, я буду век ему верна».

Задание 5. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных.

Свитер, штабель, маклер, офицер, трактор

Задание 6. Просклоняйте приведенные числительные.

563, три тысячи семьсот пятьдесят второй

Задание 7. Ответьте письменно на вопрос

Перечислите основные виды словарей. Какие стилистические пометы используются в толковых словарях и как они записываются?


Вариант 6

Задание 1. Расставить ударения в словах

Арест, добыча, заговор, мастерский, премирование

Задание 2. Выписать из толкового словаря лексические значения следующих слов

Альянс, баталист, конгломерат, приоритет, фамильярный

Задание 3. Перепишите словосочетания, исправляя нарушения норм сочетаемости

Одержать первенство; подростки занимаются преступлениями; озабочен о сроках; получить отклики с областей; тема о счастье народа.

Задание 4. Перепишите предложения. Найдите в приведенных предложениях речевые ошибки и исправьте предложения.

1. Железобетонная конвенция была установлена у причала Сочинского порта.

2. Продается пожилой дом.

3. Догматическое мировоззрение лучше всего характеризует истинного приверженца научных взглядов.

4. Директор поздравил всех сотрудниц – женщин с праздником.

5. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов.

6. Ларина сама била придворных, если они не могли ей угодить.

7. Его главная ахиллесова пята – неумение огранизовать свой день.

8. На чемпионате мира по художественной гимнастике весь пьедестал почета был наш: трое спортсменок получили серебряную, золотую и бронзовую медали.

9. Думаю, что мой любимый писатель в некоторых своих произведениях недалек к истине.

10. М.Ю. Лермонтов пишет о своем поколении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно».

11. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед.

12. Преподаватель спросил студента, какие проблемы были у вас во время работы над дипломом.

Задание 5. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных.

Лектор, токарь, торт, верх, выбор

Задание 6. Просклоняйте приведенные числительные.

724, тысяча пятьсот семьдесят третий

Задание 7. Ответьте письменно на вопрос

Дайте характеристику научному стилю. В каких жанрах он реализуется?


Вариант 7

Задание 1. Расставить ударения в словах

Аристократия, дефис, заём, медикамент, премировать

Задание 2. Выписать из толкового словаря лексические значения следующих слов

Алчный, вереница, протеже, раритет, чопорный,

Задание 3. Перепишите словосочетания, исправляя нарушения норм сочетаемости

Взаимное уважение друг друга; коснуться о теме любви; писатель русской классики; пример об успехах ученых; описывать о детстве.

Задание 4. Перепишите предложения. Найдите в приведенных предложениях речевые ошибки и исправьте предложения.

1. Апробация блюд индийской кухни привлекла многих горожан, желающих отведать экзотических продуктов.

2. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни.

3. Я надкусил аппетитный персик с прелой золотистой кожицей – сок брызнул из него и потек по моей ладони.

4. На Доске почета – фото участников войны и старейших ветеранов нашего предприятия.

5. Использование минеральных удобрений приносит большую пользу растениям.

6. Я не смогу навестить тебя в будничный день.

7. Все его очень хвалили и пели ему фимиам.

8. С обеими претендентками на звание «Мисс Россия» я познакомился в весьма необычной обстановке.

9. Отец всегда удивлялся трудолюбием сына.

10. М.Ю. Лермонтов пишет о своем поколении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно».

11. Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан.

12. М.Ю. Лермонтов пишет о своем поколении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно».

Задание 5. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных.

Директор, шило, корпус, редактор, инже­нер

Задание 6. Просклоняйте приведенные числительные.

Полтора, две тысячи двести шестьдесят четвертый

Задание 7. Ответьте письменно на вопрос

Дайте характеристику публицистическому стилю. В каких жанрах он реализуется?


Вариант 8

Задание 1. Расставить ударения в словах

Асимметрия, донельзя, закупорить, мельком, приговор

Задание 2. Выписать из толкового словаря лексические значения следующих слов

Апофеоз, библиофил, консенсус, инфантильный, сарказм

Задание 3. Перепишите словосочетания, исправляя нарушения норм сочетаемости

Подчеркнуть об ответственности; благодаря испугу; играть значение; уткнуться подушкой; коллеги по работе.

Задание 4. Перепишите предложения. Найдите в приведенных предложениях речевые ошибки и исправьте предложения.

1. Этот неожиданно обнаруженный фактор недобросовестности коллег выбил нас из колеи.

2. Нельзя делать горе другим людям.

3. Она никогда не увлекалась дешевыми поделками, предпочитая золотую бижутерию с драгоценными камнями.

4. Габаритные размеры этой мебели таковы, что она может быть установлена даже в небольших кухнях типичных квартир.

5. Однажды на рыбалке случился с ним такой случай.

6. Владельцам вишневого сада грозит разорительство.

7. Всю войну она проработала не покладая сил.

8. Для выполнения этого упражнения ляжьте на коврик на пол.

9. Приведенные примеры говорят за возможность широкого использования этого изобретения.

10. Преподаватель спросил студента, какие проблемы были у вас во время работы над дипломом.

11. Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан.

12. А.С. Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».

Задание 5. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных.

Адрес, герб, шофер, округ, ордер

Задание 6. Просклоняйте приведенные числительные.

Четверо, тысяча четыреста двадцать шестой

Задание 7. Ответьте письменно на вопрос

Дайте характеристику официально-деловому стилю. Напишите резюме, заявление о приеме на работу.


Вариант 9

Задание 1. Расставить ударения в словах

Баловать, дремота, звонить, менеджмент, приданое

Задание 2. Выписать из толкового словаря лексические значения следующих слов

Анамнез, дискредитировать, импичмент, прецедент, спесивый

Задание 3. Перепишите словосочетания, исправляя нарушения норм сочетаемости

Дать отпор для захватчиков; глубокая бездна; большой уровень образования; выразить свой ответ; вернуться назад.

Задание 4. Перепишите предложения. Найдите в приведенных предложениях речевые ошибки и исправьте предложения.

1. Последний спектакль, который показала синагога, вызвал неоднозначную реакцию публики.

2. Отойдя к окну, Наташа давала нам оттуда различные намеки.

3. Мой друг отличался пуританскими взглядами на брак и семью, считал, что регистрация брака – это анахронизм.

4. В этом виде спорта главными лидерами на Олимпиаде были китайцы и американцы.

5. Руководителя предприятий настроены на деловой настрой.

6. За торт можно оплатить в первой кассе.

7. Скрипя сердцем он согласился на это предложение.

8. У моря темного, только иногда зажгется одинокий огонек сигареты случайного прохожего и тут же погаснет.

9. Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.

10. Татьяна говорит Онегину, что «я другому отдана, я буду век ему верна».

11. Сойдя с поезда, его ждала машина.

12. Он поблагодарил профессора и добавил, что непременно учту ваши пожелания.

Задание 5. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных.

Купол, мастер, бухгалтер, паспорт, профессор

Задание 6. Просклоняйте приведенные числительные.

Пятеро, тысяча сто тридцать первый

Задание 7. Ответьте письменно на вопрос

Дайте характеристику разговорному стилю.


Вариант 10

Задание 1. Расставить ударения в словах

Безудержный, звонишь, кичиться, мизерный, принудить

Задание 2. Выписать из толкового словаря лексические значения следующих слов

Апатичный, когорта, невежда, опус, фаталист

Задание 3. Перепишите словосочетания, исправляя нарушения норм сочетаемости

Отзыв на кандидата; поселиться жить в глуши; билет для командировочного; улучшить уровень образования; указать о недостатках.

Задание 4. Перепишите предложения. Найдите в приведенных предложениях речевые ошибки и исправьте предложения.

1. Меценатская помощь всегда связана с заинтересованностью в размещении рекламы.

2. В те годы белогвардейцы делали заговоры.

3. В руках искусного скорняка гончарный круг кружился, как по мановению волшебной палочки.

4. На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки.

5. Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.

6. Слово представили самому молодому участнику конкурса.

7. В этих событиях важную скрипку играют военные.

8. Стыдно было смотреть, как консервативно настроенные депутаты захлапывают речь Андрея Дмитриевича Сахарова.

9. Он был зол против сына.

10. К февралю должна не только завершиться приватизация земель, но и ферм.

11. Попав в студенческую среду, жизнь моя резко переменилась.

12. Уезжая в командировку, отец обещал, что обязательно приеду на праздники.

Задание 5. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных.

Доктор, фли­гель, тормоз, борт, цех

Задание 6. Просклоняйте приведенные числительные.

Семеро, тысяча восемьсот семьдесят восьмой

Задание 7. Ответьте письменно на вопрос

Как соотносятся понятия «язык» и «речь». Перечислите основные функции языка, а также основные виды речевой деятельности.


Вариант 11

Задание 1. Расставить ударения в словах

Блокировать, значимость, кладовая, монолог, приобретение

Задание 2. Выписать из толкового словаря лексические значения следующих слов

Антагонист, вульгарный, инертный, нонсенс, утопия

Задание 3. Перепишите словосочетания, исправляя нарушения норм сочетаемости

Представить слово гостю; одержать первенство; основать выводы; облаченные властью; одеть пиджак.

Задание 4. Перепишите предложения. Найдите в приведенных предложениях речевые ошибки и исправьте предложения.

1. Она никогда не увлекалась дешевыми поделками, предпочитая золотую бижутерию с драгоценными камнями.

2. Ты меня крупно обидела.

3. Короткий, чуть выше колена, шлейф указывал на его принадлежность к королевской семье.

4. Он быстро заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал все документы.

5. Закопченное копотью окно избушки лесника

6. Искусство оказывает большое влияние на повышение культурности людей.

7. Тихо затаив дыхание, ребята слушали рассказ космонавта.

8. Слушая меня, она всегда ложила руки на стол, как прилежная ученица.

9. Лектор оперировал с точными фактами.

10. Общественность широко готовится отметить юбилей известного писателя.

11. Формы, наполняющиеся смесью для изготовления мороженого, охлаждаются до температуры ниже нуля.

12. Приятель спросил меня, что далеко ли я живу.

Задание 5. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных.

Образ, адрес, крендель, инженер, трактор.

Задание 6. Просклоняйте приведенные числительные.

Двое, пять тысяч девятьсот тридцать седьмой

Задание 7. Ответьте письменно на вопрос

Что называется орфоэпической нормой? Перечислите типичные нарушения орфоэпических норм.


Вариант 12

Задание 1. Расставить ударения в словах

Бомбардировать, избалованный, коклюш, монумент, прирост

Задание 2. Выписать из толкового словаря лексические значения следующих слов

Апелляция, брезжить, конвенция, милитарист, тривиальный

Задание 3. Перепишите словосочетания, исправляя нарушения норм сочетаемости

Улучшить уровень образования; понятливо рассказывать; абонент на концерты; билет для командированного; реанимация жизни.

Задание 4. Перепишите предложения. Найдите в приведенных предложениях речевые ошибки и исправьте предложения.

1. Эстетика определяет нормы поведения, нравственные принципы, которых придерживаются члены общества.

2. В Думе начались слухи о том, что предстоит смена правительства.

3. На празднике произошел приятный инцидент – неожиданно на эстраду вышел известный столичный певец.

4. На экзамене на подготовку к ответу дается не более получаса времени.

5. При подготовке этой реформы следует учесть уровень подготовленности соответствующих специалистов.

6. Нас перевели работать в отсталую бригаду.

7. Тихо затаив дыхание, ребята слушали рассказ космонавта.

8. Нашему предприятию требуются квалифицированные кадры – инженеры, бухгалтера, конструкторы.

9. Молодой человек оскорбился невежливому обращению прохожего.

10. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас.

11. Все посылки, отправляющиеся в Америку, проходят строгий эпидемиологический контроль.

12. После собрания Павел спросил у Риты, что может ли он проводить ее домой.

Задание 5. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных.

Купол, округ, ордер, порт, токарь

Задание 6. Просклоняйте приведенные числительные.

Трое, тысяча семьсот сорок девятый

Задание 7. Ответьте письменно на вопрос

Что называется морфологической нормой? Перечислите типичные нарушения морфологических норм.


Вариант 13

Задание 1. Расставить ударения в словах

Боязнь, изобретение, красивее, мытарство, проведённый

Задание 2. Выписать из толкового словаря лексические значения следующих слов

Амуниция, букинист, кулуары, панацея, утрировать

Задание 3. Перепишите словосочетания, исправляя нарушения норм сочетаемости

Заядлый труженик; старейший ветеран сцены; бережливое отношение; представительные расходы; сделать услугу.

Задание 4. Перепишите предложения. Найдите в приведенных предложениях речевые ошибки и исправьте предложения.

1. Увлечение марками, возникшее в детстве, сделало его профессиональным селекционером.

2. В конкурсе эта номинация занимает большое и важное значение.

3. На лице преподавателя появилась ласковая саркастическая улыбка, говорящая о снисхождении.

4. Все герои произведения имеют свои индивидуальны черты.

5. Эта сложная ситуация обусловлена многими причинами и сложилась она достаточно давно.

6. Маяковский стоял у источников новой жизни.

7. Ваше предложение выеденного гроша не стоит.

8. Трудно передать мое восхищение путешествием по сказочной Индии, а Дели просто поразило мое воображение богатством красок и многообразием контрастов.

9. Артист был удостоен высокой наградой.

10. Все зависящие меры от нас для предотвращения катастрофы были приняты.

11. Человек, жаждущий знаний, стремится непременно получить высшее образование.

12. Татьяна говорит Онегину, что «я другому отдана, я буду век ему верна».

Задание 5. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных.

Инспектор, свитер, штабель, маклер, офицер

Задание 6. Просклоняйте приведенные числительные.

475, шесть тысяч двести семьдесят третий

Задание 7. Ответьте письменно на вопрос

Что называется синтаксической нормой? Перечислите типичные нарушения синтаксических норм.


Вариант 14

Задание 1. Расставить ударения в словах

Буржуазия, импульс, мытарь, простыня, санитария

Задание 2. Выписать из толкового словаря лексические значения следующих слов

Ажиотаж, бравада, демарш, манипулировать, примадонна

Задание 3. Перепишите словосочетания, исправляя нарушения норм сочетаемости

Исполнительное мастерство; жестикулировать руками; занять звание лауреата; обосновать город; неприятный конфуз.

Задание 4. Перепишите предложения. Найдите в приведенных предложениях речевые ошибки и исправьте предложения.

1. Вернисаж, где были выставлены картины абстракционистов, продолжался более двух месяцев.

2. Трудности с теплоснабжением в этом отопительном сезоне обнаружились в полный рост.

3. Мой дед всегда был истинным гурманом: его равнодушие к еде, к кулинарным изыскам матери было неизменным.

4. Сердце его стучало, губы ссохлись, и он облизнул их языком.

5. Проект гостиницы в центре города был спроектирован молодым архитектором.

6. Татьяна любила вставать с зарницей.

7. У матери отлегло сердце, когда она увидела Павла.

8. Заговорив об этих неприятных вещах, он словно наступил на мой больной мозоль.

9. В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.

10. Прочитанная лекция для студентов о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес.

11. Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать льготную пенсию.

12. Преподаватель спросил студента, какие проблемы были у вас во время работы над дипломом.

Задание 5. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных.

Цвет, крендель, инженер, контейнер, ди­ректор

Задание 6. Просклоняйте приведенные числительные.

836, тысяча четыреста семьдесят второй

Задание 7. Ответьте письменно на вопрос

Что называется лексической нормой? Перечислите типичные нарушения лексических норм.


Вариант 15

Задание 1. Расставить ударения в словах

Возбуждённый, исчерпать, кладовая, процент, сантиметр

Задание 2. Выписать из толкового словаря лексические значения следующих слов

Атрибут, виньетка, инертный, квинтэссенция, консолидация

Задание 3. Перепишите словосочетания, исправляя нарушения норм сочетаемости

Краткое резюме; документальное досье; внешняя оболочка; одержать успехи; делать привилегии кому-либо.

Задание 4. Перепишите предложения. Найдите в приведенных предложениях речевые ошибки и исправьте предложения.

1. Перед ним встали две дилеммы – пойти учиться в консерваторию или в университет.

2. Фирма гарантирует неукоснительное качество наших шкафов в течение 10 лет.

3. В этой стране установлен деспотизм, основанный на принципах демократии и сильной президентской власти.

4. Возвращаясь домой из зарубежного путешествия каждый стремится привезти на память подарок или памятный сувенир.

5. Не без труда удалось нам решить эти трудные проблемы.

6. Многие люди принимают желательное за действительное.

7. Нужен ты мне как банный лист.

8. Не покупайте некачественные крема в уличных палатках.

9. Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей.

10. Дети читали только французские книги, в частности Наташа.

11. Владельцы участков вносят в казну города земельный налог, устанавливающий в соответствии с законодательством.

12. М.Ю. Лермонтов пишет о своем поколении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно».

Задание 5. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных.

Инспектор, герб, шофер, образ, адрес

Задание 6. Просклоняйте приведенные числительные.

348, тысяча триста восемьдесят четвертый

Задание 7. Ответьте письменно на вопрос

Перечислите основные виды словарей. Какие стилистические пометы используются в толковых словарях и как они записываются?


Вариант 16

Задание 1. Расставить ударения в словах

Гастрономия, каталог, опека, разминуться, силос

Задание 2. Выписать из толкового словаря лексические значения следующих слов

Аншлаг, геноцид, догма, менталитет, педантизм

Задание 3. Перепишите словосочетания, исправляя нарушения норм сочетаемости

Озабочен о сроках; играть первостепенное значение; получить фиаско; повторяющийся рецидив; краткая аннотация.

Задание 4. Перепишите предложения. Найдите в приведенных предложениях речевые ошибки и исправьте предложения.

1. Осужденный подал в суд высшей инстанции аннотацию с просьбой о пересмотре дела.

2. Продовольственное обеспечение районов Крайнего Севера губернатор обязался неукоснительно обеспечивать.

3. Комбинат досрочно выполнил план по поставке птичьего мяса и молока.

4. Он рассказал нам о своих планах на будущее.

5. Победители олимпиады были награждены памятными наградами.

6. В заключение слово для доклада представили директору завода.

7. Ему было впору биться о стенку.

8. Друга Холмса, доктора Ватсона, традиционно представляют в клетчатой кепи.

9. Писатель подробно описывает о жизни.

10. Академик Петров увлекался историей с раннего детства, в частности Древней Руси.

11. Имеющийся жизненный опыт у человека – это истинное его богатство.

12. А.С. Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».

Задание 5. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных.

Выбор, борт, буфер, цех, инструктор

Задание 6. Просклоняйте приведенные числительные.

Шестеро, две тысячи девятьсот пятьдесят шестой

Задание 7. Ответьте письменно на вопрос

Дайте характеристику научному стилю. В каких жанрах он реализуется?


Вариант 17

Задание 1. Расставить ударения в словах

Генезис, каучук, опериться, ракурс, случай

Задание 2. Выписать из толкового словаря лексические значения следующих слов

Аннулировать, дивиденд, игнорировать, манускрипт, петиция

Задание 3. Перепишите словосочетания, исправляя нарушения норм сочетаемости

Коллеги по работе; дать отпор для захватчиков; глубокая бездна; большой уровень образования; выразить свой ответ.

Задание 4. Перепишите предложения. Найдите в приведенных предложениях речевые ошибки и исправьте предложения.

1. В связи с юбилеем поэта прошли избранные антологии его стихов, показы документальных фильмов.

2. Делегаты съезда выставили глубокое опасение, что столь сложная задача может быть решена в столь короткий срок.

3. Инаугурация директора завода была назначена на октябрь.

4. Строгий хронометраж времени показал, что спортсмен должен быть собраннее на старте.

5. Однажды на рыбалке случился с ним такой случай.

6. Ей явно не хватало доброты и терпеливости к чужому мнению.

7. Он полетел в больницу сломив голову.

8. В автохозяйстве работают только квалифицированные шофера и механики.

9. Не все хотят оплачивать за услуги, которые государство предоставляет населению.

10. Лес тянется вдоль реки и очень живописный.

11. Вам предстоит увидеть величественные соборы, запомнящиеся навсегда.

12. Он поблагодарил профессора и добавил, что непременно учту ваши пожелания.

Задание 5. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных.

Лектор, токарь, торт, верх, бухгалтер

Задание 6. Просклоняйте приведенные числительные.

387, тысяча пятьсот двадцать восьмой

Задание 7. Ответьте письменно на вопрос

Дайте характеристику публицистическому стилю. В каких жанрах он реализуется?


Вариант 18

Задание 1. Расставить ударения в словах

Гладильный, квартал, оптовый, ракушка, снадобье

Задание 2. Выписать из толкового словаря лексические значения следующих слов

Авансцена, интеграция, констатация, мизерный, плюралист

Задание 3. Перепишите словосочетания, исправляя нарушения норм сочетаемости

Вернуться назад; отзыв на кандидата; поселиться жить в глуши; билет для командировочного; улучшить уровень образования.

Задание 4. Перепишите предложения. Найдите в приведенных предложениях речевые ошибки и исправьте предложения.

1. Казахстан и Россия договорились использовать космодром Байконур на основе приоритета – с равным участием обеих сторон в финансировании и обслуживании объекта.

2. Скоропостижный отъезд Чацкого, однако, не говорит о его поражении: он не сломлен, не отказался от своих принципов.

3. Долго готовившееся импровизированное представление прошло с большим успехом.

4. Я считаю, что работники культуры находятся сегодня в более худшем положении, чем врачи и учителя.

5. В том году сильные морозы начались в начале января.

6. Ларина сама била придворных, если они не могли ей угодить.

7. Температура у брата была высокая, и мы все провели ночь не смыкая взгляда.

8. В рекламе жалюзей не была указана цена изделий.

9. По сообщениям газет, вскоре граждане будут оплачивать за квартиру значительно больше, чем сейчас.

10. Светильник подвешен над диваном и очень красивый.

11. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас.

12. Уезжая в командировку, отец обещал, что обязательно приеду на праздники.

Задание 5. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных.

Редактор, паспорт, профессор, договор, инже­нер

Задание 6. Просклоняйте приведенные числительные.

398, четыре тысячи двести тридцать пятый

Задание 7. Ответьте письменно на вопрос

Дайте характеристику официально-деловому стилю. Напишите резюме, заявление о приеме на работу.


Вариант 19

Задание 1. Расставить ударения в словах

Гордиев узел, квашение, осуждённый, револьвер, соболезнование

Задание 2. Выписать из толкового словаря лексические значения следующих слов

Бренный, деградация, интрига, недюжинный, привилегия

Задание 3. Перепишите словосочетания, исправляя нарушения норм сочетаемости

Удивляться способностями ребенка; воспевать о любви; памятный сувенир; учесть об обстоятельствах; глубокое сопротивление

Задание 4. Перепишите предложения. Найдите в приведенных предложениях речевые ошибки и исправьте предложения.

1. Пренебрежение к окружающим, нескрываемый апофеоз и непомерное самолюбие отталкивали от него людей.

2. Только три дня в нашем магазине предлагаются грандиозные скидки и вы можете купить товар по самой дешевой стоимости!

3. Я встречался с профессором два раза, поэтому мы с ним на короткой ноге.

4. На доске почета – фото участников войны и старейших ветеранов нашего предприятия.

5. В течение последних недель на космодроме испытывается попытка управлять кораблем дистанционно.

6. Искусство оказывает большое влияние на повышение культурности людей.

7. После того, как остановилась фонограмма, певец понял, что получил фиаско на глазах публики.

8. Прокурор утверждал, что никакого нарушения законностей не было.

9. Должность заведующего клуба вакантна уже полгода.

10. Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать льготную пенсию.

11. Прочитанная лекция для студентов о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес.

12. Приятель спросил меня, что далеко ли я живу.

Задание 5. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных.

Мастер, бухгалтер, шило, фли­гель, тормоз

Задание 6. Просклоняйте приведенные числительные.

583, тысяча девятьсот семьдесят первый

Задание 7. Ответьте письменно на вопрос

Дайте характеристику разговорному стилю.


Вариант 20

Задание 1. Расставить ударения в словах

Давнишний, кинематография, откупорить, рекрут, согнутый

Задание 2. Выписать из толкового словаря лексические значения следующих слов

Буклет, галантный, импровизировать, лояльный, призреть

Задание 3. Перепишите словосочетания, исправляя нарушения норм сочетаемости

Давать намеки; делать жертвы; пьеса прошла с большим интересом; различать звук от буквы; неуверенность в свои силы.

Задание 4. Перепишите предложения. Найдите в приведенных предложениях речевые ошибки и исправьте предложения.

1. Его хвастовство, безудержный гонорар и высокомерие мы воспринимали иронически

2. Известие о смерти писателя многие восприняли с духовной болью.

3. В конце XVIII века страна была разделена на три неравные половины.

4. Габаритные размеры этой мебели таковы, что она может быть установлена даже в небольших кухнях небольших квартир.

5. Мэр столицы высказал свою готовность в том, что власти готовы оказать помощь учителям.

6. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.

7. Его главная ахиллесова пята – неумение организовать свой день.

8. Несмотря на достижения нашего отдела, никто не торопится петь нам фимиамы.

9. В обучении младших школьников следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

10. Декорации к спектаклю были подготовлены молодым художником и абсолютно авангардные.

11. Прочитанная лекция для студентов о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес.

12. После собрания Павел спросил у Риты, что может ли он проводить ее домой.

Задание 5. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных.

Адрес, директор, доктор, купол, корпус

Задание 6. Просклоняйте приведенные числительные.

857, тысяча пятьсот сорок второй

Задание 7. Ответьте письменно на вопрос

Как соотносятся понятия «язык» и «речь». Перечислите основные функции языка, а также основные виды речевой деятельности.

Наши рекомендации