Раздел IV. Развитие управленческой мысли

Тема 11. Историческое развитие организационной науки

Организация в древности

При изучении науки управления следует различать кумулятивный и эволюционный взгляды на историю экономических воззрений. Согласно кумулятивномувзгляду, более поздние экономические теории являются улучшением старых. В них решаются некоторые не решенные ранее задачи, устраняются ошибки предшественников, формулируются новые проблемы. Поэтому старые теории нужны в основном для улучшения понимания новых.

Другой, эволюционный,взгляд исходит из того, что закономерности экономической жизни не остаются неизменными, они существенно модифицируются во времени. Поэтому в исторически разное время экономисты изучают различную экономическую реальность и новые экономи­ческие теории не могут быть простым улучшением старых. Результаты эволюционных изменений обычно непредсказуемы. Поэтому то, что не представляет особого интереса в одно историческое время, может пред­ставить значительный интерес в другое. И тогда старая экономическая идея может оказаться неожиданно привлекательной для тех, кто пытает­ся создать новые модели для новых способов экономического поведения.

Изучение теорий управления будет в этом случае пониматься не как процесс последовательных улучшений, а как набор возможных аль­тернативных способов объяснения, ценность которых изменяется с те­чением времени. Эволюционный метод тем самым, предпочтительнее по сравнению с кумулятивным.

Теория организации появляется с первыми искусственными общностями (охотничьей группой, соседской общиной, затем государством). Становление государственности привело к значительным изменениям в управленческой практике. Государства были сложными организациями, что и потребовало развития управленческой практики и учета геополитического положения страны. У каждого из этих древних государств были свои особенности. Рассмотрим подробнее развитие управления в некоторых из них.

Экономическая мысль Древней Азии.

На территории Древней Азии в IV тысячелетии до н. э. возникли пер­вые рабовладельческие государства. Особенностью восточного рабства явилось существование не только частной собственности рабовладель­цев, но и активное участие государства в закабалении населения и рас­пространении долгового рабства. Государство решало задачи управления ресурсами и масштабные хо­зяйственные задачи, к которым относились:

­ создание ирригационных систем;

­ регулирование натурального хозяйства посредством правовых мер;

­ регламентация ссудных и торговых операций;

­ расширение масштабов собственности государства в хозяйственной и иных сферах деятельности.

Выполнение государством столь обширных функций дает основа­ние называть восточные цивилизации «азиатским способом произ­водства».

О зарождении и развитии экономических идей Древней Азии мож­но судить по экономическому устройству Древнего Египта, Вавилонии, Китая и Индии. Общей характерной особенностью философов этих стран являлась защита натурального рабовладельческого хозяй­ства. Зарождающиеся товарно-денежные отношения рассматривались ими лишь чисто эмпирически, а не как объективная закономерность.

Самыми ранними в истории человечества памятниками экономичес­кой мысли стали документы, появившиеся в Древнем Египте.Один из них под названием «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» появился в XXII в. до н. э. В нем указывается, что «правила» государ­ственного управления и руководства хозяйством столь же важны, как и всякая иная область деятельности государства. Главная идея другого документа, «Речение Ипусера», датирующегося началом XVIII в. до н. э., состоит в обосновании недопущения бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и возникновения в стране гражданских волнений.

Интересна экономическая мысль Древней Вавилонии.В XX в. до н.э. в этой стране появились законы царя Эшнунны, в которых толко­вался широкий круг хозяйственных вопросов. Наиболее значитель­ным памятником Вавилонского царства является Кодекс законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). Законы охраняют экономическую основу рабовладельческого строя — частную собственность, считают ее незыблемой; покушение на частную собственность карается смерт­ной казнью либо обращением виновного в рабство. Деление общества на рабов и рабовладельцев считается вечным и естественным явлени­ем. Рабы приравнивались к имуществу рабовладельцев, поэтому тот, кто пытался увести к себе чужого раба, тоже подвергался смертной казни.

Основу экономики Вавилонии составляло натуральное хозяйство. Однако в законах Хаммурапи обращалось внимание на развитие то­варно-денежных отношений и назывались меры, способствовавшие расширению торговых сделок.

Экономическая мысль Древнего Китая связана с философией Кон­фуция (551-479 гг. до н. э.) и идеями популярного в IV—III вв. до н. э. коллективного трактата «Гуань-цзы».

В экономике страны в бытность Конфуция происходили существен­ные сдвиги, связанные с разложением первобытнообщинного строя и становлением рабовладения. Пришло в упадок земледелие, разруша­лись общинные связи, нарастала имущественная дифференциация, укреплялись позиции частных рабовладельческих хозяйств, расширя­лись товарно-денежные отношения, усиливалось купечество. Конфу­ций одним из первых создал учение о естественном праве. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало. Оно определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на «благородных», составляющих высшее сосло­вие, и «простолюдинов» (низших), уделом которых является физиче­ский труд, Конфуций считал естественным. Экономические взгляды Конфуция были противоречивы. Рабовладение у него совмещалось с сохранением старых патриархальных порядков, отношений кровного родства. В условиях обострявшихся социальных противоречий Конфу­ций искал пути достижения социального «равенства» при сохранении рабовладельческих порядков. Предложенный философом консерва­тизм общественного устройства на долгие годы утвердился в китай­ском обществе.

Экономическая мысль Древней Индии встречается уже в древней­ших памятниках — ведах, содержащих молитвы, гимны, заклинания. Они создавались в I тысячелетии до н. э. и отражали начавшееся раз­ложение первобытнообщинного строя и формирование рабовладения. Развитие экономической мысли Индии содержалось также в литера­турно-религиозных памятниках, к числу которых относятся знаменитые «Законы Ману» — свод предписаний, ниспосланных людям «бо­жественным законодателем». В них устанавливались формы превра­щения свободного человека в раба, обосновывалась брахманская кон­цепция экономической политики государства, на которое возлагалось обеспечение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, управления ресурсами и т. п.

Выдающимся экономическим памятником Древней Индии являет­ся трактат «Артхашастра», автором которого был советник царя Чанд-рагупты I брахман Каутилья (конец IV — начало III вв. до н. э.). Этот документ создавался как наставление для царя, но по своему содержа­нию вышел за рамки свода советов. «Артхашастра» характеризует со­циально-экономическое и политическое устройство страны, содержит богатый материал, иллюстрирующий развитие экономических идей. В нем описывается состояние экономики страны и основные занятия населения. Главной отраслью было земледелие. Наряду с ним разви­вались ремесла, торговля, строительство и проведение оросительной системы. В документе содержатся сведения об общественном разделе­нии труда, обмене и торговле. Большое внимание уделяется толкова­нию экономической роли государства: доказывается необходимость его вмешательства в экономическую жизнь страны.

Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима.

Экономическим строем Древней Греции и Рима являлось античное рабство, существовавшее с начала первого тысячелетия до н. э. по IV в. н. э. и достигшее расцвета в V в. до н. э. Наибольшую роль в истории экотомики учений Древней Греции сыграли известные мыслители Ксенофонт, Платон и Аристотель.

Считается, что первым стал употреблять термин «экономия» уче­ник Сократа, греческий мыслитель Ксенофонт(430-355 гг. до н. э.). Он составил руководство по управлению домашним хозяйством ра­бовладельца под названием «Экономикос» (от греч. «ойкос» — дом, «номос»— закон), что можно перевести как «домострой», т.е. искус­ство (законы) управления домашним хозяйством. Ксенофонт писал, что экономия — это наука, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство. Источник богатства он видел в домоводстве и сель­ском хозяйстве,а ремесло, торговлю и ростовщичество отвергал как недостойные виды деятельности. «Экономикос» многие столетия слу­жил целям изучения натурального хозяйства рабовладельца. Основ­ной целью хозяйственной деятельности Ксенофонт считал обеспече­ние производства полезных вещей, т. е. потребительных стоимостей. «Домострой» содержал многочисленные советы рабовладельцам в об­ласти хозяйственной деятельности. Их уделом являлось управление рабами, но ни в коем случае не физический труд. Ксенофонт выражал презрение к физическому труду, квалифицируя его как занятие, при­годное только для рабов. Ксенофонт одним из первых среди мыслите­лей древности уделил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление и как важное условие уве­личения производства потребительных стоимостей. Он близко подо­шел к принципу мануфактурного разделения труда и впервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком. По его мнению, от объема рынка зависело выделение профессий.

Особый интерес вызывают экономические идеи древнегреческого философа Платона(427-347 гг. до н. э.). Наиболее известна его рабо­та «Политика или государство», в которой он создает проект идеаль­ного государства. Платон рассматривает государство как сообщество людей, порожденное самой природой, и впервые высказывает мысль о неизбежности деления государства на две части: на богатых и бедных. В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия:

­ философов, призванных управлять государством;

­ вои­нов;

­ землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев.

Рабы не включались ни в одно из этих сословий. Они приравнивались к инвен­тарю, рассматривались как говорящие орудия производства. Филосо­фы и воины составляли высшую часть общества, о которой Платон про­являл особую заботу. Он предлагал обеспечить им обобществленное потребление, т. е. создать некий «аристократический коммунизм».

Наибольший вклад в развитие экономической мысли Древней Гре­ции внес величайший мыслитель античности Аристотель(384-322 гг. до н. э.). Будучи учеником Платона по Академии, Аристотель не раз­делял, однако, платоновского идеализма и шел к материализму.

Аристотель известен как воспитатель наследника престола Маке­донии — знаменитого Александра Македонского. Будучи сторонни­ком рабовладельческой демократии, Аристотель оправдывал деление людей на рабов и свободных. По его мнению, свобода была уделом лишь эллинов, иностранцы могли быть только рабами. Граждан Гре­ции он делил на пять групп: земледельческий класс, класс ремеслен­ников, торговый класс, наемные рабочие, военные. Рабы приравнива­лись к вещам. Аристотель имел обыкновение рассуждать с учениками о мироздании, прогуливаясь с ними в саду, поэтому учение Аристоте­ля называют школой перипатетиков («прогуливающихся»). Заслуга Аристотеля-экономиста и управленца состоит в том, что он первым установил неко­торые категории и закономерности экономии. Например, воспользовавшись терминологией, предложенной Ксенофонтом, он наполнил понятие «экономия» научным содержанием. По Аристотелю, экономия — это естественная хозяйственная дея­тельность, связанная с производством продуктов. Наряду с «эко­номией» он разглядел явление, называемое им «хрематистикой» (греч. «хрема» — имущество, владение), т. е. искусство наживать денежное богатство.«Экономия» и «хрематистика» вместе со­ставляют учение о богатстве. Если экономия связана с производ­ством продуктов, то хрематистика — с движением денег, с вложе­нием и накоплением капитала. Это была первая в истории науки попытка анализа и управления капиталом;

Для Аристотеля, как и для Ксенофонта, идеалом оставалось нату­ральное хозяйство. Однако в отличие от Ксенофонта Аристотель не только допускал товарно-денежные отношения, но и пытался их исследовать.

Экономическая мысль античного мира получила дальнейшее разви­тие и завершение в Древнем Риме.Важнейшей проблемой Рима явля­лись вопросы рабства, его оправдания, организации и методов ведения крупных рабовладельческих хозяйств (латифундий). Этими проблема­ми занимались Катон Старший, Варрон, Колумелла.

Катон Старший(234-149 гг. до н. э.) являлся крупным землевла­дельцем и в своем труде «Землевладение» защищал интересы рабовла­дельческого хозяйства, тесно связанного с рынком. Он рекомендовал «меньше проживать и больше наживать». Прибыль Катон рассматри­вал как избыток над стоимостью. Для получения высокой прибыли он советовал «спокойно выжидать высоких цен». Катон был врагом при­менения наемного труда. Он стремился обеспечить доход за счет ра­бов и уделял много внимания организации их труда. Автор относил рабов к орудиям производства. Его идеалом было в основном натуральное хозяйство, обеспечивавшее прежде всего свои потребно­сти.

Разработку проблем латифундийского хозяйства в I в. до н. э. продолжил римский ученый Варрон(116-27 гг. до н. э.). Его взгляды из­ложены в трактате «О сельском хозяйстве», где он высказывает серь­езную тревогу о судьбах рабовладельческого хозяйства. Автор ищет пути укрепления экономики в развитии не только земледелия, но и скотоводства, в применении агрономической науки, росте интенсив­ности производства, совершенствовании методов эксплуатации рабов, использовании материальной заинтересованности и т. д.

Кризис рабовладения отразил в своем сочинении «О сельском хо­зяйстве» Колумелла(I в. н. э.). Он писал о крайне низкой производи­тельности рабовладельческого труда, о том, что рабы плохо относятся к работе, воруют, обманывают землевладельцев, уничтожают инвен­тарь. Картина, нарисованная Колумеллой, свидетельствует о том, что экономика рабовладельческого общества находилась уже в состоянии кризиса, который продолжал углубляться. В поисках выхода из кри­зиса Колумелла ставит вопрос об отказе от рабского труда.

Взгляды на вопросы организации в средние века

Экономические идеи раннего христианства

Раннее христианство (I-II вв. н. э.) не создало специальной экономи­ческой теории. Оно возникло в период упадка римского рабовладель­ческого общества и отразило стремление беднейших слоев населения осуществить социальное переустройство и избавиться от рабства и нищеты. По своим идейным истокам христианство представляло со­бой сплетение трех направлений идеалистической философии. К ним относились:

­ воззрения Платона, по мнению которого вещи — это образы идей, имеющие своим источником абстрактную идею, т. е. бога;

­ неоплатоники, глава которых александрийский еврей Филон превратил еврейского бога Ягве в христианского Бога-Отца;

­ стоики, которые считали активным началом бога, а пассивным —материю.

Христианство отнюдь не было создано вождями и пророками, напро­тив, это было массовое движение угнетенных народных масс, к кото­рым принадлежали вольноотпущенники, мелкие крестьяне, изнывав­шие под ярмом долговой кабалы, и главным образом рабы. Отчаянное и безысходное положение этих людей порождало стремление отречься от мрачной действительности и питало мечты о будущем Царстве Божьем, о Боге, который пострадает за грехи человеческие и установит господство блаженства и покоя. Христианство привлекало в свои ряды всех рабов независимо от их происхождения. Оно готово было принять также и свободных независимо от их общественного положения и про­исхождения. Поэтому христианство вытеснило национальных богов и стало мировой религией. Таким образом, можно утверждать, что раннему христианству принадлежит заслуга первой постановки вопроса о равенстве между людьми. Ни в первобытных обществах, ни в античной демократии равенства не существовало. Учение раннего христианства о равенстве (в религиозной оболочке) отражало стремление к подлинному действительному равенству обездоленных, угнетенных людей, в первую очередь — рабов. Со временем Христианство постепенно превра­щалось в большую силу, с которой приходилось считаться языческим императорам, и поэтому в начале IV в. оно было признано государ­ственной религией.

Экономическая мысль Средневековья.

Эпоха Средневековья охватывает большой исторический период: в Западной Европе — с V в до буржуазных революций XVII-XVIII вв., в России — с IX в. до реформы 1861 г. Экономическая мысль Средне­вековья тесно связана, с одной стороны, с экономической политикой государств, рассчитанной на поддержание федерального порядка, с другой — с деятельностью церкви. Защитники интересов феодалов, в том числе государство и церковь, отрицательно относились к тор­говле и ростовщичеству. Натурально-хозяйственная ограниченность производства считалась преимуществом и выдавалась за социальную добродетель.

Самой распространенной формой организации в городе были цеха. Для средневековых ремесленных цехов характерно мелкое производство. Цех - это корпорация мелких товаропроизводителей. В условиях чрезвычайной узости рынка и относительной незначительности спроса цех всячески следил за тем, чтобы производство сохраняло мелкий характер, чтобы никто не имел возможности превратить свою мастерскую в более крупное предприятие и конкурировать с другими членами цеха. Цех был не только производственным объединением, но представлял собой также организацию взаимопомощи. Каждый член цеха должен был вносить вступительную плату, а затем платить периодические взносы.

Особенно велика в средние века была роль церкви, а духовенство яв­лялось единственным образованным классом, поэтому экономическая мысль облекалась в религиозную оболочку, а литература Средних веков носила богословский характер, выраженный в экономических учениях католицизма. Католическая церковь, обладая колоссальными богатства­ми и земельной собственностью, отстаивала свои позиции с помощью церковных правил, так называемых канонов церкви. Она широко ис­пользовала для феодальных целей произведения греческих философов, в особенности Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

Канонистам был известен «Экономикос» Ксенофонта, они ссыла­лись на него при определении задач экономии. В предмет средневеко­вой экономии входили вопросы организации и управления феодаль­ным поместьем и тем самым вопросы сельского хозяйства, поэтому экономия являлась одной из наук, признанной католической церко­вью. Под влиянием развития товарно-денежных отношений, роста го­родов канонисты стали уделять большое внимание вопросам товарно­го производства, обмена, денег, ростовщичества.

Одним из крупнейших пред­ставителей экономической мысли Средневековья стал итальянский богослов Фома Аквинский (1225-1275). Он родился в аристократи­ческой графской семье, с самой молодости вращался среди католиче­ских монахов, в 1257 г. защитил в Парижском университете написанную на богословскую тему докторскую диссертацию, позднее был профес­сором Болонского университета. Сочинение Фомы Аквинского «Сум­ма богословии» стало энциклопедией католицизма и до сих пор широко используется Ватиканом. Богослов рассматривал такие экономические проблемы, как общественное разделение труда, собственность, торговля, «справедливая цена», прибыль, земельная рента, процент. Общественное разделение труда он характеризовал как естественное природное явление и считал, что оно лежит в основе разделения обще­ства на сословия: крестьяне созданы для физического труда, а приви­легированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности, которая «выше» физического труда. В частной собственностиФома Аквинский видел основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на присвоение богатства. Поэтому собственность, приоб­ретаемая для удовлетворения необходимых нужд, является естествен­ным и необходимым институтом человеческой жизни.

Период позднего средневековья (XVI-XVII вв.) отмечен разруше­нием в Европе феодальных отношений, географическими открытиями и разграблением колоний, возникновением мануфактур и интенсивным процессом первоначального накопления капитала. Изменения эконо­мической жизни, вызванные утверждением капиталистической систе­мы хозяйства, привели к существенным изменениям экономической мысли: возникли так называемые социальные утопии. Начало им поло­жил выдающийся мыслитель-гуманист и политический деятель Англии Томас Мор(1478-1532). Сын богатого судьи и сам юрист по образова­нию, Мор занимал высокие государственные должности, но, несмотря на это, защищал обездоленный народ. В 1516 г. он написал знаменитую книгу «Утопия», положившую начало утопическому социализму и дав­шую ему название. Мор был первым критиком капитализма. Он осуждал английские социальные порядки, методы первоначального накопления капитала, а причину возникновения нищеты видел в частной собствен­ности.

Заметный вклад в развитие теории управления внес итальянский государственный и политический деятель Никколо Макиавелли (1469-1527). Он раскрыл принципы взаимоотношений руководителей и подчиненных, стиля работы руководителя, давал советы по организации его труда (порой циничные, существует нарицательный термин коварного управления – «макиавеллизм»).

Ярким представителем утопического социализма является итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла(1568-1639), выходец из беднейшего крестьянства, участник борьбы с испанской монархией, автор знаменитого сочинения «Город Солнца» (1623). Кампанелла вы­двинул проект идеального утопического государства, основу которого должна составить общность имущества и натуральный тип хозяйства. Общество будущего он описывал как совокупность сельскохозяйствен­ных общин, к работам в которых привлекаются все граждане.

Взгляды Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы не представляли со­бой научной теории. Это были лишь мечты о прекрасном будущем.

Кроме вышеперечисленных направлений экономической мысли существовали еще ряд школ, таких как меркантилисты, классическая школа политической экономии и физиократы. Но представители этих школ занимались изучениями различных экономических проблем, в том числе и вопросами организации и управления.

Наши рекомендации