Сущность инфляции и механизм ее возникновения
Термин «инфляция» (от лат. «inflation» – вздутие, разбухание) был позаимствован из медицины и означает переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы. Как экономическая категория понятие «инфляция» существует с середины XIX в. Самое раннее упоминание об инфляции в научной экономической литературе относится к 1864-1865 гг.
Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас – повсеместный, всеохватывающий; если раньше она имела периодический характер, то сейчас – хронический; современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов.
Инфляция – это повышение общего уровня цен, приводящее к обесцениванию денег, снижению их покупательной способности, дисбалансу спроса и предложения.
Природа возникновения инфляции – несоответствие между обращением товарной и денежной массы, порождаемое чаще всего выпуском избыточных наличных и безналичных денег, денежных суррогатов, не обеспеченных предлагаемой к продаже товарной массой, производимой в стране или поставляемой по импорту. В этом случае деньги не обладают своей номинальной ценностью ввиду отсутствия эквивалентного по стоимости покрытия в виде испрашиваемых покупателями за деньги товаров, услуг, благ. Но инфляция вызывается не только денежными факторами – она связана с нарушением равновесного состояния на товарном рынке, с психологическими особенностями поведения людей, с политическими причинами и т.п., т.е. инфляцию нужно рассматривать как сложное многофакторное явление.
При инфляции не обязательно повышаются все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Например, в США, хотя и наблюдался в 1970-1980-х гг. высокий уровень инфляции, цены на видеомагнитофоны, цифровые часы и персональные компьютеры фактически были снижены. Действительно, как мы вскоре увидим, одна из главных особенностей инфляции – это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.
Из уравнения денежного обращения MV=PQ следует, что цена Р совокупной товарной массы, реализуемой за год в объеме Q, равна MV/Q. Напомним, что М есть средняя масса денег в обращении, а V– скорость обращения денег, равная числу оборотов, совершаемых за год денежной единицей.
Предельно ясно, что рост цены наблюдается в случае, когда темп роста денежной массы М находящейся в обращении (при допустимом условии о постоянстве скорости обращения денег), превосходит темп роста товарной массы Q, и тем более в условиях, когда денежная масса растет, а товарная масса убывает в связи со спадом производства. Чаще всего ведущую роль в инфляционных процессах играют деньги, денежная масса, поскольку изменение товарной массы происходит медленно, в пределах нескольких процентов в год, тогда как денежную массу можно в течение года изменить в несколько раз. Поэтому центральная, основная причина инфляции заложена в несоответствии денежной и товарной массы, в выпуске в обращение денег, не обеспеченных способностью производить или закупать товары по стабильным ценам. Превышение денежной массы над товарной, измеренной в неизменных ценах, является первым признаком обесценивания денег.
Природа инфляции достаточно сложна, выявление ее причин и способов подавления требует глубокого многофакторного анализа. Инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен – наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров.
Необходимо также отметить, что не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут колебаться одновременно с разной скоростью и разнонаправлено на межотраслевом и внутриотраслевом уровнях. Они могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Рост цен может носить сезонный характер, например, перед новогодними праздниками растут цены товаров, являющихся атрибутами этого праздника, или цены на путевки на морские курорты самые высокие в сезон отпусков в августе. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенной мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.
С понятием инфляции не следует также смешивать рост цен, вызванный природными катаклизмами и, что очень важно, экономическими циклами. Рост цен, происходящий не по причине искажения оценки ресурсов, товаров и услуг, нарушающего пропорции обмена и распределения и по каким-либо другим причинам, инфляцией не является. Например, повышение квалифика-ции и, соответственно, производительности рабочей силы, подлежит большему вознаграждению. Если заработная плата увеличивается адекватно росту производительности труда и, соответственно, повышается уровень цен – это не инфляция. А вот когда рост заработной платы превысит рост производительности труда, т. е. произойдет завышенная оценка данного фактора производства, тогда мы говорим об инфляции. Поэтому при оценке инфляции необходимо очистить цены от неинфляционных колебаний.
Инфляция является одной из экономических категорий, которая вызывает особо бурные научные дебаты. Существует множество теорий, пытающихся объяснить ее природу и причины возникновения. На рисунке 35 приведены основные теории инфляции.
Теории инфляции |
Политические теории |
Экономические теории |
Неденежные теории |
Денежные теории |
Теории давления предложения |
Неденежные теории спроса |
Денежные теории спроса |
Теории давления издержек |
Структурные теории |
Теории давления спроса |
Количественные теории |
Неколичественные теории |
Теории борьбы за распределение |
Монетаристские теории |
Рис. 35. Классификация теорий инфляции
Объяснения причин возникновения инфляционных процессов различны. Одни экономисты (Дж.М. Кейнс и его последователи) объясняли их чрезмерным спросом при полной занятости, т.е. со стороны спроса.
Другие – неоклассики – искали причину в росте производственных расходов или издержек производства, т.е. со стороны предложения. Думается, что данные оценки односторонни и истину следует искать в синтезе двух противоположностей, т.е. объяснять инфляцию как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться дефицитом госбюджета (расходы государства превышают доходы); чрезмерным инвестированием (объем инвестиций превышает возможности экономики); опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда; произвольным установлением государственных цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса; другими факторами.
Инфляция представляет собой негативное экономическое явление, а при высоких уровнях – экономическое бедствие.
Однако было бы неверным утверждать, что инфляция никому не нужна и не выгодна. Правительство посредством инфляции, т.е. выпуска в обращение «бестоварных» денег, увеличивает расходы бюджета и удовлетворяет многочисленные денежные запросы, чем иногда удается повысить спрос и оживлять, «разогревать» экономику. Берущий деньги в долг, в кредит и возвращающий их в том же количестве либо с процентами ниже инфляционных, получает солидный денежный выигрыш. Так делают многие банки. В принципе, любое лицо, задерживающее выплату денег, выигрывает от инфляции, так как платит более «дешевыми» деньгами. Однако в целом инфляция вредна, так как подрывает устойчивость экономики.
Формы и типы инфляции
Существует множество типов и форм инфляции, которые в общем виде представлены на рисунке 36.
инфляция |
подавленная явная |
сбалансированная несбалансированная |
нормальная умеренная галопирующая гиперинфляция |
ожидаемая неожидаемая |
управляемая неуправляемая |
инфляция спроса инфляция предложения структурная инфляция |
региональная национальная мировая |
Рис. 36. Формы и типы инфляции
Особенности инфляции во многом зависят от различий в экономических системах. Данный фактор сказывается на формах ее проявления и видах. Существует два основных типа инфляции. В условиях рыночной экономики, когда цены и доходы свободно формируются в основном под воздействием спроса и предложения, инфляция носит явный (открытый) характер. В случае же регулирования цен централизованно-директивным путем имеет место подавленная (скрытая) инфляция. В основе обоих типов лежит нарушение равновесия между стоимостью всех товаров и услуг и противостоящей ей денежной массой.
Данные понятия были введены в научный оборот шведским экономистом Б. Хансеном. Он дал обзор подавленной инфляции, которая была характерна почти для всех развитых стран в период после 1945 г. Борьба с ней включала такие средства, как одновременное блокирование цен, нормированное распределение основных товаров, политика бюджетного избытка и контроль за валютным обменом.
Подавленная инфляция возможна в экономике, в которой государство полностью контролирует и регулирует цены и характеризуется товарным дефицитом, ухудшением качества товаров и услуг. При подавленной инфляции роста цен может и не наблюдаться. Открытая инфляция проявляется через рост цен на товары и услуги.
Более универсальный способ определения уровня инфляции состоит в установлении среднего по стране или региону индекса роста розничных цен на группу наиболее употребительных товаров, именуемую «потребительской корзиной». Обычно эти товары подбираются таким образом, чтобы группа была статистически представительной, включала как можно больше товаров, приобретаемых всем населением. Уровень инфляции, измеряемый приростом, увеличением цен в процентах, исчисляется чаще всего за месяц или год.
Для измерения открытой инфляции используется ряд показателей. Прежде всего, это уровень цен, или дефлятор ВВП, рассчитанный по методике Пааше, а также индекс потребительских цен (ИПЦ), рассчитанный по методике Ласпейреса и характеризующий инфляцию в секторе потребительских благ. Для определения этого индекса берут только цены и объемы потребительских товаров и услуг.
Для характеристики инфляции применяется также показатель ее темпа.
Темп инфляции (π) – это выраженный в процентах от первоначального прирост индекса цен, произошедший за определенный период.
Он рассчитывается по следующей формуле:
π = | P1 – P0 | × 100%, |
P0 |
где: | Р1 –индекс цен в текущем периоде; Р0 – индекс цен в базисном периоде. |
Иногда для измерения степени развития инфляционных процессов используется так называемое правило величины 70. С его помощью можно подсчитать, через какое количество лет произойдет удвоение уровня цен. Для этого необходимо 70 разделить на показатель инфляции. Например, если инфляция составляет 10 %, то удвоение уровня цен произойдет через 7 лет.
Это правило помогает при осуществлении некоторых макроэкономических прогнозов, дает возможность быстро оценить степень раскручивания инфляционных тенденций.
В зависимости от темпов роста различают следующие виды инфляции: нормальная, умеренная, галопирующая и гиперинфляция. Данный критерий деления достаточно условен. Чтобы определить, какой тип инфляции наблюдается, необходимо выяснить, насколько существующие темпы роста цен изменяют параметры общественного воспроизводства. Также конкретная оценка степени инфляции зависит от той ситуации, которая складывается в рассматриваемой стране.
1. Нормальная (естественная) инфляция– до 3-3,5 % в год. Данный рост цен рассматривается положительно, так как стимулируется производство и предложение товаров, рыночной экономике придается необходимый динамизм. Этот уровень инфляции характерен для стран с развитой рыночной экономикой.
Современное кейнсианство рассматривает такую инфляцию как благо для экономического развития, а государство как субъект проведения эффективной экономической политики. Такая инфляция позволяет корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса.
2. Умеренная «ползучая» инфляция. Темп роста цен – до 10 % в год.Это умеренный рост цен, который не оказывает существенного влияния на экономическую жизнь. Сбережения остаются прибыльными (процентный доход выше инфляции), риски при осуществлении инвестиций не возрастают, уровень жизни, как правило, растет небольшими темпами. Но по мере нарастания инфляции деньгам все труднее выполнять свои функции, обслуживать обращение товаров и услуг, проводить платежные операции и т.п. Инфляционные процессы, зародившись на денежном рынке, начинают проникать вглубь экономики. Рост цен переходит в следующую стадию.
3. Галопирующая инфляция. Темп роста цен – до 200 % в год. Такая инфляция оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными (процентный доход ниже инфляции), долгосрочные инвестиции становятся рискованными, уровень жизни населения сокращается. Физические и юридические лица стремятся избавиться от денег путём покупки товаров и недвижимости с целью сохранения реальной стоимости активов, банки отказываются предоставлять ссуды с фиксированным процентом, а предприниматели – заключать контракты на основе индексации.
Такая инфляция характерна для стран со слабой экономикой или для стран с переходной экономикой.
4. Гиперинфляция. Темп роста цен – более 200% в месяц. Гиперинфляция представляет собой экстраординарный период времени, на протяжении которого нестабильность цен становится столь значительной, что начинает доминировать в повседневной жизни, приводит к дезорганизации производства и рынка, перераспределению доходов в обществе.
В зависимости от способности государства управлять инфляционным процессом выделяют управляемую и неуправляемую инфляцию.
Роль самих денег в таких случаях сильно уменьшается и население, а также экономические агенты преимущественно переходят на другие, гораздо менее эффективные формы расчета, например бартер. В отдельных случаях появляются параллельные валюты, возрастает роль иностранных валют. Гиперинфляция наносит сильный удар даже по состоятельным слоям общества.
Дело в том, что при гиперинфляции никакие торговые сделки не могут по скорости догнать рост цен. И пока товар продается, затраты на производство следующей его партии возрастают настолько, что полученной выручки на их покрытие уже не хватает. Выгоднее становится не продавать товары за быстро обесценивающиеся деньги, а напрямую менять их на другие товары. На смену нормальной торговле приходит бартер со всеми его недостатками.
По вполне понятным причинам происходит также и умирание сбережений. Если население и хозяйствующие субъекты не делают сбережений, а тратят все полученные доходы немедленно, то они не могут скопить крупные суммы, необходимые для покупок дорогостоящих товаров личного или производственного назначения. Значит, становится практически невозможно, например, строить новые предприятия или менять устаревшее или изношенное оборудование на действующих заводах.
Поэтому при высокой инфляции и, тем более, при гиперинфляции предприятия и коммерческие организации не могут найти деньги для реализации долгосрочных и крупных проектов. Им либо вообще не дают денег надолго (в 1992-2000 гг. российские банки почти не одалживали денег на срок более трех месяцев), либо требуют за пользование деньгами высокую плату.
Из-за этого предприятия и фирмы лишаются возможности занять деньги на поддержание оборудования в хорошем состоянии и его обновление, а также на освоение новой продукции или расширение масштабов своей деятельности. Торговля и производство продолжают разрушаться. Страна проедает свое будущее, уничтожая основу нормального развития экономики.
Существуют и другие критерии гиперинфляции. Например, критерий гиперинфляции по Кейгану. Американский экономист Филипп Кейган в 1956 г. определил гиперинфляцию как инфляцию, начинающуюся в том месяце, когда рост цен превысил 50 %, а заканчивающуюся в месяц, предшествующий тому, в котором рост цен падает ниже этой критической отметки и не достигает ее вновь, по крайней мере, в течение года. Ф. Кейган признавал произвольный характер своего критерия, но считал его удовлетворительным для исследования соотношения между динамикой денежной массы и уровнем цен в случаях крайне высокой инфляции.
Инфляция может быть сбалансированной и несбалансированной.