Принципы реализации стратегии
Процесс реализации стратегии существенным образом отличается от традиционного процесса выполнения долгосрочного плана. Прежде всего, это творческие действия, которые в обязательном порядке предполагают выполнение мониторинга результатов реализации, а также гибкую систему коррекции в виде адекватных и своевременных изменений. При этом существует только один критерий правильности для любых стратегических изменений – это бизнес-успех и конечная эффективность его достижения.
Первое существенное отличие процесса реализации стратегии от процесса выполнения долгосрочного плана заключается в обязательном наличии творческого подхода и эффективной обратной связи.
Вторым существенным отличием является то, что на этапе реализации стратегии происходит активное, творческое, практическое создание всех значимых условий осуществления как данной реализуемой стратегии, так и всех будущих организаций.
Третье существенное отличие заключается в том, что современный процесс реализации стратегии с самого первого своего осуществления – это не просто начало выполнения уже принятой стратегии, но и старт процесса создания следующей, т.е. будущей стратегии организации.
С первых моментов практической реализации официально принятой стратегии через обратную связь системы стратегического менеджмента начинает поступать информация о результатах, и сразу запускается механизм осмысления этих результатов, т.е. начинает действовать процесс стратегической рефлексии, а также вся система стратегического анализа в целом. Таким образом, начало процесса реализации корпоративной стратегии, которое означает собой завершение одного цикла стратегического развития, одновременно является началом другого цикла такого развития.
Реализация стратегии |
Стратегический анализ |
Стратегический анализ |
Стратегическое развитие |
Реализация стратегии |
Стратегическое развитие |
Формальный подход |
Гибкий ситуационный подход |
Рисунок 7.3 Подходы стратегическому анализу
Для успешной реализации любой стратегии необходимо выделение как минимума три принципиальных условия, которые должны быть обязательно соблюдены:
1. Менеджеры всех уровней должны иметь на рынках стратегию организации в виде системы и четких стратегических указаний и осуществлять указания строго в соответствии с текущим оперативным планом реализации стратегических изменений.
2. Все основные моменты корпоративной стратегии и особенно ее текущие стратегические указания должны быть хорошо доведены до всего персонала организации.
3. Должна использоваться достаточная мотивация всего персонала организации на осуществлении именно данной стратегии.
Между стратегией и ее реализацией может возникнуть разрыв: во время реализации может оказаться, что на данный момент компания не обладает достаточным ресурсами, программы по разработке и совершенствованию могут оказаться нереальными. В таком случае компания может заключить альянс или в любой другой форме привлечь партнеров для закрытия такого разрыва.
Реализация стратегии подразумевает выполнение трех основных этапов:
1. Запуск стратегии. На этом этапе каждый уровень менеджмента организации должен решать свои особые задачи. Но при этом главную роль играют решения уровня топ-менеджеров.
Топ-менеджеры проводят окончательный анализ внешней среды организации в сравнении с представленным вариантом корпоративной стратегии. Они же осуществляют завершающую коррекцию стратегии посредством внедрения в нее необходимых изменений с акцентами на все стратегические цели. После завершающей коррекции общая стратегия утверждается высшим руководством организации, а затем по всей организации дается четкая команда о запуске стратегии в действие.
После официального запуска процесса реализации конкретной корпоративной стратегии на всех уровнях организации и по всем ее подсистемам в рамках соответствующей компетенции производится необходимая работа по системному осуществлению именно данной конкретной стратегии.
2. Основные стратегические изменения. На этом этапе реализации стратегии главным содержанием деятельности является воплощение в жизнь основных стратегических изменений, предусматриваемых именно данной конкретной стратегией, которая осуществляется в данный конкретный период времени.
3. Завершение стратегии. В соответствии с теорией стратегического менеджмента, гибкая коррекция реализуемой стратегии осуществляется постоянно. Это проявляется в виде необходимых конкретных изменений, которые осуществляются в реальном режиме времени как в части в социализированных стратегий организации, так и по ее общей стратегии в целом.
Любые конкретные изменения относятся только к двум качественно разным стратегическим видам.
Изменения первого вида – это изменения, которые осуществляются в процессе реализации данной конкретной стратегии, оставаясь в границах ее особого исходного качества, т.е. являются текущими результатами ситуационно результатами качественной первичной стратегии.
Изменения второго вида – это изменения, которые по своему содержанию выходят за границы ее особого исходного качества, т.е. являются текущими результатами ситуационно качественно новой стратегии.
Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что любая организация в процессе своей деятельности всегда проходит не только тактически разные, но и стратегически разные этапы своего развития. Именно такие стратегические переходы и являются системными стратегическими изменениями, т.е. переходами от одной определенной стратегии к качественно иной стратегии.
Таким образом, четкой границы завершения стратегии в стратегическом менеджменте не должно быть. Способность организации различать и предвидеть отмеченные стратегические изменения первого и второго вида и соответственно делать вполне профессиональные переходы от одной стратегии к другой – это один из самых тонких и сложных моментов ее стратегического менеджмента.
Даже самая хорошо разработанная стратегия может не быть реализована. Фирму — дилера продукции западной компании основали три учредителя, которые занимают в ней должности президента, генерального директора и финансового директора. Каждый из них отвечает за развитие своего сегмента продукции, и за каждым учредителем закреплено руководство определенными подразделениями. Даже при условии, что каждый из руководителей отвечает за продажи своего ассортимента продукции, все равно они вынуждены использовать общие организационные и функциональные ресурсы компании. Вследствие такого разделения сфер ответственности каждый из них вынужден «тянуть одеяло на себя» в ущерб другим. Учитывая специфику их функциональной ответственности и должностные полномочия, понятно, что финансовый директор будет стараться обеспечить финансами преимущественно свои направления деятельности, тогда как президент и генеральный директор будут использовать административные ресурсы для развития своих направлений. Подобная ситуация напрямую влияет на разработку стратегии развития компании и на эффективность ее деятельности. Прежде всего, чтобы устранить противоречие интересов собственников, им нужно с самого начала договориться, например, не о разделении сфер интересов, а о долях участия в прибыли от общей деятельности компании. В нашем примере получилось так, что выработанная стратегия развития компании представляла собой движение сразу в трех различных направлениях (лебедь, рак и щука), что сказалось на снижении эффективности деятельности компании[168].
Здесь особо бы хотелось отметить, что менеджер, который занимается управлением, должен не только знать технологии того, как разрабатывается стратегия, но и уметь работать с людьми, их явными и скрытыми интересами и мотивами.
Также, уже упоминалось что, менеджерам важно знать и понимать то, каким образом происходит процесс распределения ресурсов.
Так, например, в компании Intel, собственно, как и в любой другой компании, происходит процесс распределения ресурсов. Производственные мощности отдаются тем продуктам, которые приносят больше всего прибыли. Intel в свое время начинала как компания, производящая память и уже затем микропроцессоры. Когда объем рынка и спроса на память стал падать, ресурсы начали перераспределяться в сторону микропроцессоров. Это не было сформулированным решением руководства. Стратегия менялась день ото дня в процессе распределения ресурсов, когда менеджеры среднего звена думали, куда направить средства[169].
Причины, по которым одни компании вырываются вперед, а другие – нет, лежат в совокупности различных объективных и субъективных факторов. И субъективный фактор играет далеко не последнюю роль. Когда говорят, что невозможно скопировать стратегию, речь идет еще и о том, что две разные компании не могут пройти идентичным путем даже с одинаковой стратегией. Потому что система управления, люди, сложившаяся культура будут оказывать влияние на стратегию. И если стратегия – это некое чистое знание, то чем ниже она будет спускаться по организационной структуре, тем больше изменений в ней будет происходить, тем больше различных интерпретаций будет претерпевать. В связи с этим менеджеры на каждом уровне реализации стратегии должны сохранять и продвигать главное: суть стратегии и связь текущей деятельности с ключевыми показателями.
Одни из ключевых инструментов для этого служит система сбалансированных показателей. Это один из тех инструментов, который позволяет на каждом уровне понимать и отслеживать взаимосвязь всех показателей со стратегией.
Итак, сердцевина любой стратегии – создание новых возможностей[170].
Разработка и реализация стратегии является процессом непрерывным.
Список использованной литературы:
1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. СПб.: Питер. 2011. – 496 с.
2. Ансофф И. Стратегический менеджмент. — М.: Экономика, 1989 – 520 с.
3. Голунов И. Подиумы для рабочих //Ведомости № 1044 от 15.01.2004
4. Дмитренко Г. А. Стратегический менеджмент: целевое управление персоналом организаций: Учеб. пособие. — 3-е изд., испр. и доп. — К.: МАУП, 2006 – 224 с.
5. Заказнов А.В. Реализация стратегии – путь к успеху. Причины побед и поражений. // Гребенников: Стратегический менеджмент № 01(09) 2010 – с. 66
6. Кристенсен К. М., Рейнор М. Решение проблемы инноваций в бизнесе //М.: Альпина Бизнес Букс. – 2004 – 290 с.
7. Кузнецов А. Бизнес от первого лица – СПб.: Питер, 2004 – 192 с.
8. Мартин Р. «Не путайте стратегию с планированием» Электронная версия от 17.07.2014 http://hbr-russia.ru/upravlenie/strategiya/p14153/#ixzz3cNDcStxO
9. Мартин Р. «Стратегия: не слово, а дело» // Harvard Business Review Россия. Электронная версия от 01.07.2014 (http://hbr-russia.ru/upravlenie/strategiya/p14035/)
10. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999 – 288 с.
11. Петров А.Н. Стратегический менеджмент Петрова А.Н. – СПб.: Питер, 2005 – 496 с.
12. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов М.: Альпина Паблишер. 2011. – 454 с.
13. Сливотски А. Миграция ценности. Что будет с вашим бизнесом послезавтра? М.: Манн, Иванов и Фербер. 2006 – 432 с.
14. Файоль А. Общее и промышленное управление //М.: Контроллинг. 1992.
15. Фаэй Л., Рэнделл Р. Курс МБА по стратегическому менеджменту/ пер. с английского – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004 – 608 с.
16. Chandler A. D. Strategy and Structure: A.Chapter in the History of Industrial Enterprises. Cambridge, Mass, MIT. Press, 1962.
17. Mintzberg H., Waters J. A. Of strategies, deliberate, and emergent. – 1985. – p.258
18. Mintzberg, H. Patterns in Strategy Formation // Management Science, Vol 24, No 9., 1978. – pp. 934–948.
19. Ravasi D., Schultz M., Responding to organizational identity threats: exploring the role of organizational culture // the academy of management journal (49) 2006. – p. 433 -458.
20. Rughase, O.G. Identity and Strategy: How Individual Visions enable the design of a market Strategy That Works. Cheltenham, UK: Edward Elgar. 2006. – p. 211.
21. Thomas J.B., ClarkS.M., Gioia D.A. Strategic Sensemaking and Organizational Performance: Linkages among Scanning, Interpretation, Action, and Outcomes The Academy of Management Journal Vol. 36, No. 2 (Apr., 1993), pp. 239-270
Вопросы:
1. Какие виды стратегий вы знаете?
2. Чем отличается стратегия фокусирования от стратегии диверсификации?
3. В чем отличие стратегии от планирования?
4. Какими характеристиками обладает эффективная стратегия?
5. Какие три принципиальных условия должны быть соблюдены для успешной реализации стратегии?
Тест
1. К функциональным стратегиям не относится:
a. Организационная стратегия
b. Социальная стратегия
c. Маркетинговая стратегия
d. Корпоративная
e. Кадровая
f. Финансовая
2. Стратегия – это:
a. Результат работы топ-менеджмента
b. Основной документ организации
c. Набор правил, которыми руководствуется организация в своей деятельности, а также долгосрочные цели и задачи, которые должны быть достигнуты
d. Видение будущего организации
e. План действий организации по достижению поставленных целей
3. Стратегия должна быть:
a. Принята персоналом как данность
b. Содержать стимулы для каждого работника
c. Доведена до персонала в качестве приказа
d. Правильно понятой
e. Ничего из вышеперечисленного
4. Наличие стратегии гарантирует организации:
a. Прибыль
b. Победу над конкурентами
c. Лидерство на рынке
d. Все вышеперечисленное
e. Ничего из вышеперечисленного
5. Критерии действительно эффективной стратегии фирмы:
a. будущая неопределенность как стратегическая возможность
b. гибкая адекватность
c. ментальная правильность выбираемой (разрабатываемой) стратегии
d. ситуационность
e. уникальность
f. все вышеперечисленное
6. К базовым стратегиям относятся:
a. комбинированная стратегия
b. стратегия роста
c. стратегия сокращения
d. только b и c
e. все вышеперечисленное