Характеристика налогообложения стран с развитой рыночной экономикой

Рассмотрим основные показатели системы налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой.

Первый общий показатель, характеризующий роль налогов в экономике для всех налоговых поступлений на федеральный уровень в Валовый национальный Продукт (ВНП). Доля всех налогов в ВНП достигает заметной величины в странах с развитой рыночной экономикой. В 80-90 гг. она составила (в %):

- в США - 30;

- в Японии - 26-31;

- в Германии - 38%;

- во Франции - 42-45;

- в Австралии - 30;

- в Швеции - 50-60;

- в Англии - 37-38;

- в Италии - 33-41;

- в Канаде - 33-37;

Основная часть налогов - это налоги федерального уровня.

Второй общий показатель систем налогообложения - сходство основных налогов. Около 90-95% всех поступлений идёт за счёт примерно 10 налогов.

На население (физических лиц) приходится три основных (прямых) налога: индивидуальный подоходный налог, взносы на социальное страхование и налог на имущество.

На предпринимательство (юридические лица) накладываются два основных прямых налога:

- налог на прибыль;

- налог на собственность.

Ещё один важнейший обобщающий показатель систем налогообложения - распределение налоговых поступлений по различным бюджетным уровням. Обычно, в бюджетных системах центральную роль играет федеральный (а в унитарных государствах - центральный) бюджет.

Подходы к распределению налогов между отдельными бюджетными уровнями различны. Например, доходная часть федерального бюджета США формируется, в основном, за счёт прямых налогов, в том числе подоходного налога с населения (46% во всех федеральных налогах в 1997 году), взносов населения по социальному страхованию (34%), налога на прибыль корпораций (11%). Доля косвенных налогов незначительна (акцизы - 4%, таможенные пошлины 5%) .

Что касается бюджетов штатов, то их доходная часть формируется за счёт косвенных налогов (налог на продажу и акцизы); источники доходов местных бюджетов - местные налоги, прежде всего, налог на недвижимость. В США около 2/3 всех налогов поступает в федеральный бюджет; остальная часть примерно поровну распределяется между штатами и местными властями.

Современное налогообложение в РФ в сравнении с опытом стран развитой рыночной экономики отличается серьёзными особенностями. И это понятно.

Налоговые системы западных стран формировались и функционируют в условиях нормального экономического развития. В России же оно несёт на себе отпечаток социально-экономического кризиса. Это видно по первому обобщающему показателю, характеризующему роль налогов в экономике - доле налоговых поступлений в Валовой национальный Продукт (ВНП). Если в 1992 году она составила около 50%, в том числе федеральная часть - почти 18%, то в 1997 году эти доли соответственно сократились до примерно 20 и 10%, а в 1998 г. - под воздействием финансового кризиса уменьшились почти вдвое. ВНП за рассматриваемый период также сократился вдвое. Такое падение налоговых поступлений характеризуется экономистами как катастрофическое.

Много негативных черт присуще и другому обобщающему показателю - распределению налогов по различным бюджетным уровням. налоговые поступления в нашей стране делятся примерно поровну между федеральным уровнем и уровнем субъектов федерации. Их распределение базируется на сочетании долевого участия всех уровней в основных налоговых поступлениях и субсидирования нижестоящих вышестоящими (прежде всего, трансферты со стороны федерального уровня).

На практике это распределение стало объектом острой борьбы. Отсюда, в частности стремление ограничить власть центра при определении долей участия в налоговых поступлениях, попытки вырвать льготы для одних субъектов федерации за счёт других, неудовлетворительное покрытие социальных и иных нужд многих субъектов федерации при распределении центром налоговых поступлений (с этим связаны отказы или задержки в перечислении средств в федеральный бюджет и. наоборот, частые и произвольные изменения обязательств центра по отчислениям на уровень субъектов федерации). Эти противоречия, усиленные всё возрастающим сокращением федерального бюджета, заметно дестабилизируют весь федеральный процесс.

Сопоставить и качественно и количественно системы налогообложения России и стран с развитой рыночной экономикой позволяют данные по конкретным налогам.

Анализ роли основных налогов в общих налоговых поступлениях развитых стран свидетельствует о следующем:

- фискальная роль налога на прибыль в целом незначительна.

Единственное исключение - Япония, где налоги на прибыль составляют около 1/5 всех налоговых поступлений. Активная промышленная политика государства нейтрализует там отрицательное влияние налогообложения прибыли;

- главная роль в налоговых поступлениях принадлежит индивидуальному подоходному налогу, что стало возможным в условиях устойчивого роста жизненного уровня населения в послевоенный период;

- в большинстве стран велика роль косвенных налогов на потребление,

прежде всего, НДС - от 15 до 50% всех налоговых поступлений; 7-12% составляет родственный косвенный налог - акцизы.

Другими словами, от 20 до50% всех налоговых поступлений в большинстве развитых стран дают НДС и акцизы. Только в США, Японии и Канаде роль косвенного налогообложения заметно ниже. В этих странах существует устойчивое негативное отношение общества к косвенным налогам из-за инфляционного влияния и несоответствия стандартам социальной справедливости (обложение этими налогами не зависит ни от размера доходов, ни от имущества плательщиков).

От 20 до 40% налоговых поступлений приносят отчисления на социальное страхование; налоги на имущество в различных странах колеблются от 3-4 до примерно 10%, при этом, чем выше данный показатель, тем больше доля в нём поимущественного налога физических лиц.

В Росси существуют те же налоги, что и в развитых странах. Однако, за этим формальным сходством кроются серьёзные отличия. так, в России с 1992года были введены с фискальной целью косвенные налоги (с учётом опыта стран ЕС), особенно НДС со ставкой с 1993 г. 20% (на продовольствие - 10%) и акцизы. В 1996-1998 гг. они стали покрывать большую часть налоговых поступлений (более половины на федеральном уровне и свыше 1/3 в консолидированном бюджете). Что касается таможенных пошлин, то их значение в России за последние годы снизилось из-за определённого копирования опыта развитых стран.

Не в меньшей мере фискальные задачи превалируют в России в отношении налогообложения прибыли. В 1992-1995 гг. доля налога на прибыль во всех налоговых поступлениях достигала примерно 1/3 , что явно не соответствовало международным стандартам. Не смотря на установленную для 1992-1998 гг. умеренную ставку собственно налога на прибыль (35% для предприятий и 43% для банковских и других кредитных учреждений), реально она была намного выше. В развитых странах при определении налогооблагаемой прибыли из валовой выручки разрешено исключать практически все издержки производства.

Ограничения на подобные исключения (например, на чрезмерные представительские расходы) незначительны.

В России ограничения гораздо шире и жестче. Это приводит к тому, что реальная ставка налога на прибыль в России, соответствующая международным стандартам, завышается по сравнению с официально объявленной.

Во-вторых, слабо используются общие налоговые льготы функционального значения (преобладали и преобладают индивидуальные льготы лоббистского значения).

В-третьих, в 1992-1995 гг. в рамках налога на прибыль взимался ещё и своеобразный налог на сверхнормативную заработную плату (35% к средней зарплате работников за вычетом небольшого минимума) в-четвёртых, заметные изъятия из прибыли российских предприятий идут за счёт налога на имущество этих предприятий, налогов на природные ресурсы (в добывающей промышленности), ряда местных налогов и. т.д.

В результате, по косвенным оценкам, ставка собственно налога на прибыль в России в 1992-1995 гг. составила около 70%, а в 1996-1998 гг. после отмены налога на сверхнормативную заработную плату - около 55%. С учётом указанных и иных налоговых изъятий из прибыли вполне резонный характер носят жалобы предпринимателей на то, что они вынуждены отдавать в виде налогов до 70-100% прибыли, а то и больше.

Вкупе с сокращением производства и другими негативными факторами чрезмерная налоговая нагрузка привела к тому, что в 1996-1998 гг. более половины функционирующих предприятий стали убыточными, многие ушли в теневую экономику. В результате доля налога на прибыль во всех налоговых поступлениях за этот период сократилась более чем вдвое - до 10-16%.

Что касается остальных основных налогов в России, то взносы на социальное страхование (до 1/5 всех налоговых поступлений) ниже, чем в большинстве развитых стран; к тому же они почти всецело покрываются за счёт предприятий (социальный налог на занятых составляет лишь 1% от заработной платы). При оценке этих цифр нельзя забывать о более высоком жизненном уровне населения развитых стран. Фактически в данной сфере положение в России ещё хуже, в том числе и из-за попыток исполнительной власти использовать средства пенсионного и других внебюджетных фондов не по их прямому назначению.

По сравнению с другими основными налоговыми поступлениями у нас крайне низка доля индивидуального подоходного налога (около 7-8%). И это, не смотря на переход с 1992 г. от пропорционального обложения (13% заработной платы) к прогрессивному (нижняя ставка - 12%, верхняя - около 1/3 дохода).

Основные причины - низкий уровень жизни основной массы населения и резкое сокращение доли заработной платы в национальном доходе страны.

Последняя упала до беспрецедентно низкой величины - 40%; в 1997 году против 74% в 1990 г. и 65-75% в странах с развитой рыночной экономикой.

Наши рекомендации