Экономическая оценка влияния макроэкономических показателей на деятельность железнодорожного транспорта

Сорокина А.В., к.э.н., доцент

Кондрашов В.С.

Аннотация

Во все времена развития – транспорт, для такой большой страны как Россия, имел стратегическое значение. От развития транспортной системы зависит экономическое, промышленное, а также социальное благополучие страны. Постоянный анализ влияния макроэкономических показателей на развитие транспортной системы страны, является важным аспектом, который позволяет спрогнозировать деятельность стратегически важных направлений транспорта.

Ключевые слова

Макроэкономический показатель, транспорт, экономика, железнодорожная деятельность, рентабельность, прибыль, издержки, организация.

Макроэкономический показатель – это числовой показатель, применяемый в макроэкономике, служащий для отражения экономического состояния [1]. К наиболее важным показателям я хочу отнести ВВП, производительность труда, индекс цен приобретения текущих ресурсов, налоговые и амортизационные отчисления, показатели инфляции, экспорт и импорт [2]. Одним из важных показателей, который оказывает наибольшее влияния на все отрасли экономики государства, в том числе и на ж/д транспорт – это внутренний валовый продукт (ВВП).

Чем выше показатель ВВП, тем выше показатели промышленного производства и инвестиций страны. Показатель промышленного производства непосредственно влияет на востребованность железнодорожных перевозок. Анализ годового отчета Холдинга РЖД показал, что прирост объемов промышленного производства в 2014 году составил лишь +2,6% против +4,7% в предшествующем 2013 году и прирост инвестиций в отрасль в 2014 году составил +6,6% против +10,8% в 2013 году [3].

Макроэкономический показатель «производительность труда» также оказывает существенное влияние на деятельность компании. К сожалению, этот показатель еще со времен СССР оставался на очень низком уровне, тем самым оказывал влияние на снижение прибыли и постоянное увеличение штатных работников.

Макроэкономический показатель «индекс цен приобретения текущих ресурсов» оказывает влияние на размер издержек компании железнодорожного транспорта. В железнодорожной отрасли, это в первую очередь затраты на электроэнергию и металлические изделия.

Постоянное изменение уровня налогов в стране требует от компании увеличения расходов, что может быть компенсировано за счет повышения стоимости на услуги железнодорожного транспорта. Схожая ситуация и с показателем «амортизационные отчисления». В настоящее время в ОАО «РЖД» амортизационные отчисления очень высокие, так как изношенность подвижного состава и всей путевой системы находиться на высоком уровне. Решением данной ситуации является обновление основных средств компании, что повлияет на положительные изменения в будущем.

Макроэкономический показатель «динамика изменения инфляции» оказывает ощутимое влияние как на Холдинг РЖД, так и на его клиентов пассажирских перевозок, для которых это выражается в повышении или понижении (что, к сожалению, бывает крайне редко) цен на билеты или другие транспортные услуги.

К параметрам, которые также влияют на деятельность железных дорог, обязательно следует отнести размеры импорта и экспорта, так как именно от этого зависит востребованность железнодорожных услуг. К примеру, по данным годового отчета ОАО «РЖД» экспорт нефти из России в дальнее зарубежье в физическом выражении в январе-мае 2013 года снизился на –2%, что резко сократило востребованность железнодорожных перевозок.

Постоянный анализ влияния макроэкономических показателей на развитие компании железнодорожного транспорта необходим для формирования модели стратегического развития компании, что позволяет сформулировать грамотные стратегические цели, содержащие в себе глубокий прогноз будущего развития транспортной составляющей страны [4].

Список использованной литературы

1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. – 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. 1999.

2. Словарь по экономической теории. – Новосибирск: РГТЭУ, Новосибирский филиал. В.П. Теплов. 2007.

3. Сайт ОАО «Российские железные дороги» – (http://.rzd.ru/)

4. Сорокина А.В. Повышение эффективности управления реализацией стратегии транспортной компании // В сборнике: Современные проблемы управления экономикой транспортного комплекса России: конкурентоспособность, инновации и экономический суверенитет Международная научно-практическая конференция, посвящается 85-летию института экономики и финансов МИИТа. Московский государственный университет путей сообщения, Институт экономики и финансов. 2015. С. 64-66.

УДК 656.072

Наши рекомендации