Характеристика ж/д россии в сравнении с мировой ж/д сетью

Симонова С.В.

Шленова Н.В.

Аннотация

Сравнительный анализ некоторых характеристик российских жд и жд двух стран Европы и двух стран Азии.

Ключевые слова

Длина железных дорог, густота железных дорог, ширина колеи, электрофицированность, доля железных электрофицированных дорог, пассажирооборот, грузооборот.

В данной статье мы хотели бы провести сравнительный анализ железных дорог России с железными дорогами двух стран Европы (Франции и Германии) и двух стран Азии (Республики Корея и Японии). Для начала, приведем данные, напрямую влияющие на железные дороги в стране:

Таблица 1. – Сравнительный анализ различных стран по ключевым показателям

Показатель Страна
Россия Франция Германия Республика Корея Япония
S, км2 17 125 191 674 685 357 021 100 210 377 944
Население, млн. чел. 146,5 66,2 81,2 51,4 126,9
Плотность населения, чел/км2 8,56 512,2 336,3

Из представленных стран наибольшую длину железных дорог имеет Россия (124 тыс. км). Тем не менее, густота железных дорог в нашей стране одна из самых низких (5,1 км/1000 км2). Связано это с тем, что большая часть азиатской части России заселена неравномерно, в основном вдоль южных границ, из-за чего в центральной и северной части региона практически отсутствуют железные дороги.

В противовес России можно рассмотреть Германию, страну с самой густой железнодорожной сетью в мире (117,59 км/1000 км2). При относительно небольшой территории по сравнению с Россией, Германия находится на шестом месте по длине железных дорог (44 тыс. км), что, включая большую плотность населения и равномерное ее распределение по территории страны, и обуславливают столь большую густоту ж/д.

Далее из представленных стран находится Япония. На самом деле, рассматривая ее сеть железных дорог можно смело откинуть треть, если не половину, от всей площади данного государства, так как эту часть будет занимать множество небольших островов, на которых отсутствует железнодорожное сообщение, но, для вычисления средней густоты по стране эта часть будет необходима. Не смотря на маленькую площадь Японии, длина ее железных дорог равна 27 182 км, что так же обуславливает высокую густоту ж/д (75,15 км/1000 км2).

В Республике Корее площадь территории в три раза меньше, чем в Японии, при этом плотность населения почти в полтора раза больше, но длина железных дорог составляет всего 6 240 км, из-за чего их густота железных дорог не слишком высокая (52,15 км/1000 км2).

Территория Франции в шесть разы больше, чем в Южной Корее, а длина железных дорог составляет 29 213 км, благодаря чему, в данной стране густота ж/д (54,45 км/1000 км2), пусть и не на много, но больше, чем в Южной Корее.

Что касается ширины колеи, то в Германии, Франции и Корее она одинаковая – 1 435 мм. В Японии, за исключением путей для скоростных поездов Шинкансен, имеющих европейские стандарты, ширина составляет 1 067 мм. В России – 1 520 мм, за исключением о. Сахалин, на котором сохранились японские стандарты.

Относительно электрификации – среди предложенных стран Россия электрифицировала больше всего километров дорог – 43,4 тысячи. Но это составляет лишь 35% от всех железных дорог Российской Федерации.

Что же касается Германии, то, несмотря на то, что она является родиной электрических железных дорог, темпы электрификации в ней очень малы. На данный момент в Германии от общей длины путей электрифицировала всего 45,2% (19 887 км).

Франция в данный момент электрифицировала 15 141 км железнодорожных путей, что составило более половины от длины всех жд страны.

Из приведенного нами списка стран Корея оказалась ниже всех: она имеет всего 525 км электрических дорог (8,4%). Япония же наоборот, опережает своего соседа, электрифицировав 64% своих железнодорожных сетей (17 402 км).

Если же рассматривать пассажирооборот, на первое место выходит с большим отрывом Япония (396 млрд. пассажиро-км), что не удивительно, учитывая количество населения и развитость железнодорожного транспорта.

Следующая по пассажирообороту стоит Россия. Ее пассажирооборот составляет 139 млрд. пассажиро-км.

Пассажирообороты Франции и Германии отличаются друг от друга меньше чем на три единицы.

Корея имеет самый низкий пассажирооборот, равный 31 млрд. пассажиро-км. Помимо этого, данная страна так же находится ниже всех среди приведенных государств по грузообороту (10,1 млрд. т-км). Мы предполагаем, что данный показатель мал в силу изолированности Республики по суше с остальным континентом, по причине непростых отношений с изолированной Северной Кореей и относительной бедностью на полезные ископаемые.

Выше всех по данному показателю находится Россия, обгоняющая следующую за ней Германию почти в 20 раз. Так как наша страна имеет чрезвычайно обширные территории, полные разнообразных ресурсов, то в плане перевозки грузов железнодорожный транспорт имеет очень большой спрос, будучи наиболее удобным в перевозке на средние и дальние расстояния, что подходит для России.

Как уже упоминалось, на втором месте находится Германия. Несмотря на крайне малые запасы полезных ископаемых, в Германии очень развитая промышленность. Так, к примеру, в этой стране производят автомобили, одни из самых качественных часов и часовых механизмов, детских игрушек, товаров и продуктов для моделирования, которые потом расходятся по всей Европе.

Грузопоток Франции в три раза ниже, чем у его соседа, даже не смотря на то, что он так же является крупным производителем многочисленных товаров – от автомобилей и до косметики – а так же один из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в Европе.

Грузопоток Японии относительно мал. Япония сравнительно небольшое островное государство, производство в котором находится на средних и малых расстояниях, а иногда на других островах, что обуславливает не слишком большую популярность железнодорожных грузоперевозок.

Каждая из приведенных стран имеет свои скоростные железные дороги. Наиболее известные в России – «Сапсан» (СПб – Москва – Нижний Новгород), «Аллегро» (СПб – Хельсинки) и «Ласточка» (Москва – Адлер). Во Франции высокоскоростные поезда TGV, которые применяются не только для перевозки пассажиров, но и почты. Более того, данная сеть действует не только по всей стране, но и в других странах Европы. В Германии сеть скоростных поездов называется Intercity-Express. В Корее – KTX (Сеул – Тэгу – Пусан, Сеул – Мокпо, Сеул – Кванчжу). В Японии же находится самая первая, введенная в эксплуатацию скоростная железнодорожная магистраль – Синкансен, которая тянется вдоль всего западного побережья центрального острова Хонсю, заканчиваясь почти на самом юге следующего острова Кюсю.

Помимо этого, хотелось бы заметить, что все вышеперечисленные страны, за исключением Японии, имеют государственное регулирование своих железных дорог.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что Россия, по сравнению с другими странами имеет довольно большие темпы развития железных дорог. В отличие от Франции, где важны пассажирские перевозки для России, как сырьевой страны, Большее значение имеют грузовые перевозки, так как они приносят больший доход.

Все данные, которые были перечислены в тексте, приведены в табл. 2, 3, 4.

Таблица 2. – Сравнительный анализ различных стран по ключевым показателям железнодорожного транспорта

Показатель Страна
Россия Франция Германия Республика Корея Япония
Длина ж/д, км 124 000 29 213 44 000 6 240 27 182
Густота ж/д, км/1000км2 5,1 54,45 117,59 52,15 75,15
Ширина колеи, мм

Таблица 3. – Сравнительный анализ различных стран по ключевым показателям железнодорожного транспорта

Показатель Страна
Россия Франция Германия Республика Корея Япония
Элекрофицирован-ность ж/д, км 43 400 15 141 19 887 17 402
Доля эл. ж/д, % 35,0 51,8 45,2 8,4

Таблица 4. – Сравнительный анализ различных стран по ключевым показателям железнодорожного транспорта

Показатель Страна
Россия Франция Германия Республика Корея Япония
Пассажирооборот, млрд пассажиро-км 139,0 85,9 83,0 31,0 369,0
Грузооборот, млрд т*км 2 200,0 30,0 107,0 10,1 21,0

Список использованной литературы

1. Пассажирские перевозки в дальнем следовании: опыт, проблемы и перспективы, Л. О. Аникеева-Науменко, 2010 г.

УДК 339.976.2

Наши рекомендации