Финансирование охраны труда. Финансирование работ по охране труда
Финансирование работ по охране труда. Бюджетные организации. Организации, осуществляющие эксплуатационную деятельность. Формирование средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда регламентировано статьей 226 Трудового кодекса РФ.
Согласно статье 210 данного кодекса в числе основных направлений государственной политики в области охраны труда указано участие государства в финансировании мероприятий по охране труда.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
В соответствии с Гражданским кодексом РФ (часть 1 статья 115) федеральное казенное предприятие - это унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления имуществом, находящимся в федеральной собственности.
Федеральное учреждение - организация, созданная на базе государственной собственности, принадлежащей Российской Федерации, для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая собственником полностью или частично (статьи 120 и 214 Гражданского кодекса РФ).
Бюджетные организации нематериальной сферы (образование, наука, здравоохранение, культура, управление) [75] по своему правовому положению в соответствии с Гражданским кодексом РФ относятся к учреждениям (статья 120), осуществляющим свою деятельность на основе права хозяйственного ведения (статьи 214, 294, 296) государственным имуществом (федеральным или субъектов Федерации). Федеральные учреждения основаны на государственной собственности РФ, учреждения субъектов Федерации - на государственной собственности, принадлежащей республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Поскольку эти учреждения финансируются полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов, к ним применяется термин "бюджетные организации". Норматив финансирования мероприятий по охране труда для этих учреждений (бюджетных организаций) на федеральном уровне не введен.
Вместе с тем отдельными субъектами РФ принимаются собственные нормативы финансирования работ по охране труда для бюджетных организаций. Так, в соответствии со статьей 9 Закона Иркутской области от 23.07.2008 N 58-оз (в редакции от 06.06.2014) «Об охране труда в Иркутской области» финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется:
в областных государственных унитарных предприятиях - в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг);
в иных организациях, финансируемых из областного бюджета, - в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в случае если указанная сумма меньше суммы бюджетных ассигнований на их содержание или такие затраты отсутствуют, то в размере 0,2 процента суммы бюджетных ассигнований на их содержание.
Нормативы финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в бюджетных организациях, финансируемых из местных бюджетов (кроме организаций, занимающихся производством продукции (работ, услуг) и эксплуатационной деятельностью), устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Затраты на мероприятия по охране труда включаются в смету расходов на содержание бюджетной организации и утверждаются в коллективных договорах.
Предприятия отраслей материального производства финансируют мероприятия по охране труда в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Термин "затраты на производство продукции (работ, услуг)", используемый в статье 226 Трудового кодекса РФ, является синонимом понятий "фактическая себестоимость" или "себестоимость готовой продукции". Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции (работ, услуг). В затраты на производство продукции (работ, услуг) не включаются расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).
В статье также установлено, что " в отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления".
Фонды охраны труда могут быть образованы на основе обязательств в принимаемых тарифных и региональных соглашениях о добровольном выделении целевых средств для реализации мероприятий по охране труда, утверждаемых в целевых программах по улучшению условий и охраны труда.
Кроме того, в субъектах РФ фонд охраны труда может формироваться за счет средств, выделяемых в бюджете отдельной строкой на основе решения законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации.
Территориальные фонды охраны труда формируются за счет ассигнований из бюджетов административно-территориальных образований РФ, части фондов охраны труда предприятий, расположенных на соответствующих территориях, добровольных отчислений предприятий и прочих поступлений.
Фонды охраны труда предприятий формируются за счет прибыли предприятий в размерах, определяемых коллективными договорами и соглашениями по охране труда между работодателем и трудовым коллективом.
Помимо перечисленных фондов могут создаваться общественные фонды охраны труда. Средства фондов охраны труда могут использоваться только на оздоровление работников и на улучшение их условий труда.
В законы об охране труда, принимаемые в субъектах РФ, вводятся статьи, определяющие порядок образования фондов охраны труда. Например, в Законе "Об охране труда в Пермской области" (принят Законодательным Собранием Пермской области 25.07.97) в ст. 20 «Фонды охраны труда» указано, что для концентрации финансовых ресурсов, расходуемых только на цели охраны труда, могут создаваться фонды охраны труда. Областной фонд охраны труда создается в соответствии с федеральными и областными законами и является внебюджетным целевым областным фондом. В областной фонд могут зачисляться добровольные взносы юридических и физических лиц (в т.ч. иностранных), иные средства из источников, не запрещенных законодательством. Порядок формирования средств общественных фондов охраны труда регулируется их уставами в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
С 6 января 2001 года в России начала работать система обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в которой также концентрируются финансовые средства, обеспечивающие реализацию вопросов связанных с охраной труда.
Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет:
1) обязательных страховых взносов страхователей;
2) взыскиваемых штрафов и пени;
3) капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей;
4) иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний аккумулируются на банковских счетах Фонда социального страхования Российской Федерации, являются федеральной собственностью и изъятию не подлежат.
Обязательные страховые взносы страхователей уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки к ним, устанавливаемых страховщиком.
Страховые взносы, за исключением надбавок к страховым тарифам и штрафов, уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо включаются в смету расходов на содержание страхователя.
Страховые тарифы, дифференцированные по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска, ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Класс профессионального риска – это уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся в видах экономической деятельности. Все виды экономической деятельности распределяются по классам в зависимости от их уровня профессионального риска. Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска для установления страховых тарифов, соответствующих уровню производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сложившемуся в соответствующих видах деятельности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 от 1 декабря 2005 г. № 713.
Установлено, что отнесение видов экономической деятельности страхователей к классам профессионального риска осуществляется страховщиком в соответствии с классификацией согласно Правилам отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 г. № 713 (в редакции от 25.03.2013 г.).
Виды экономической деятельности разделяются на группы в зависимости от класса профессионального риска.
В настоящее время в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 10.01.2006 № 8 установлено 32 класса профессионального риска, по которым распределены все виды экономической деятельности, осуществляемые в экономике Российской Федерации.
Наименования видов экономической деятельности, используемые в указанной классификации, соответствуют общероссийскому классификатору ОКВЭД.
Класс профессионального риска определяется исходя из величины интегрального показателя профессионального риска, учитывающего уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей.
Интегральный показатель профессионального риска по виду экономической деятельности определяется по формуле:
Евв
Ип = ------ х 100%,
Ефот
где:
Ип - интегральный показатель профессионального риска по данному виду экономической деятельности, выраженный в процентах;
Евв - общая сумма расходов на обеспечение по страхованию по данному виду экономической деятельности в истекшем календарном году;
Ефот - размер фонда оплаты труда по данному виду экономической деятельности, на который начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в истекшем календарном году.
При изменении величины интегрального показателя профессионального риска по виду экономической деятельности Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению Фонда социального страхования Российской Федерации принимает решение об отнесении этого вида экономической деятельности к другому классу профессионального риска.
При отнесении вида экономической деятельности к другому классу профессионального риска изменяется размер страхового тарифа страхователя.
Изменение страхователем в течение текущего года вида экономической деятельности не влечет изменения размера страхового тарифа, установленного на этот год в отношении такого страхователя.
Самостоятельными классификационными единицами для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащими отнесению к видам экономической деятельности, являются страхователи, обособленные подразделения страхователей - юридических лиц, а также структурные подразделения страхователей - юридических лиц, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя.
Экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Основным видом экономической деятельности некоммерческой организации является тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.
Основной вид экономической деятельности страхователя - физического лица, нанимающего лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, соответствует основному виду деятельности, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. При этом ежегодного подтверждения страхователем основного вида деятельности не требуется.
Основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Если страхователь не подтверждает виды экономической деятельности подразделений, являющихся самостоятельными классификационными единицами, он подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности.
Если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности.
Если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, распределенным равными частями в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности.
Страхователи - бюджетные учреждения относятся к 01 классу профессионального риска в части деятельности, которая финансируется из бюджетов всех уровней и приравненных к ним источников.
Страховые тарифы, дифференцированные по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска, применяются в размерах, установленных федеральным законом от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» для страхователей в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска в следующих размерах (Таблица 2.2).
Таблица 2.2.