Организация некоторых видов массового самодеятельного досуга

Снятие административных ограничений и идейных запретов по от­ношению ко многим самодеятельным занятиям привело в постсовет­ское время к своеобразному взрыву любительского досуга, который при­нимает разнообразные формы — стихийные и целенаправленные, не­организованные и полуорганизованные, реализуемые любителями самостоятельно или с помощью профессиональных менеджеров. Мно­гие любительские занятия отображают альтернативные формы прове­дения свободного времени, которые редко встретишь в коммерческих сегментах организованного досуга. Однако многие виды любительско­го досуга определенным образом пересекаются с организованным от­дыхом, индустрией досуга, бизнесом в сфере культуры.

Например, издавна в нашем обществе среди определенных со­циальных групп было распространено коллекционирование подлин­ных картин, редких книг, предметов старины и т.п. В советский пе­риод это любительское занятие официально не запрещалось, но к нему относились с подозрением: интерес к такого рода экспонатам требует немалых финансовых средств, которыми рядовые советские граждане, как правило, не обладали. Но многие удивились бы, уз­нав, что истинные любители старины могли покупать свои экспона­ты не только в комиссионных магазинах, где они зачастую стоили гроши, но и находить на свалке, куда выбрасывался хлам.

Ныне коллекционирование редких предметов и художественных ценностей переживает ренессанс, что во многом объясняется появ-

Глава 4

Организация некоторых видов массового самодеятельного досуга - student2.ru лением состоятельных групп населения, формирующих спрос на предметы старины. В крупных городах страны сформирован рынок антиквариата, действуют специализированные салоны-магазины и аукционы. Вместе с тем подлинные коллекционеры избегают мас­совых продаж. Их занятие во многом носит не показной характер, а связано с тщательной экспертизой, конфиденциальностью и лич­ными доверительными отношениями.

Перченко М. Вся правда о коллекционерах в России // Родная газета. 2005. № 5.

В современной России увлеченность массы людей определенными любительскими занятиями поддерживается производством товаров куль­турного назначения. Так, существует своего рода индустрия предметов ухода за домашними животными и их питания, массовое производство товаров для комнатного цветоводства, рукоделия, шитья и т.п. Процве­тают специализированные магазины типа «Сделай сам», «Домашний мастер», «Рукодельница».

На удовлетворение потребностей, связанных с любительскими за­нятиями на дому, начинает работать и сфера сервиса. В крупных горо­дах рождается досуговое индивидуальное обслуживание по месту про­живания. В домашней обстановке могут оказывать услуги консультан­ты-флористы, ветеринары, дизайнеры интерьера и т.п. Кроме того, клиента сегодня обслуживают на дому врачи-диетологи, персональные тренеры, преподаватели танцев или иностранного языка. При этом кли­енту могут предложить сопутствующие товары, продукты, технику -спортивные тренажеры, лекарственные препараты, пищевые добавки, учебники и т.п.

Особым объектом интереса организаторов становятся и массовые любительские занятия, охватывающие масштабные группы самодеятель­ного досуга. Именно в этих группах можно использовать эффективные технологии и услуги, которые быстро самоокупаются.

Корни многих любительских занятий вырастают не только из совет­ского, но и из дореволюционного времени. В нынешних условиях эти занятия получают активное развитие, что стимулирует появление но­вых их разновидностей. Рассмотрим некоторые любительские движе­ния, которые существуют не в индивидуальных или групповых формах, а в массовых и поэтому требуют определенной организации и сервиса. Такие движения могут стать предметом интереса профессиональных ме­неджеров досуга, которые ищут свою нишу в досуговом бизнесе и спо-

Развитие досуговой деятельности в современной России

Организация некоторых видов массового самодеятельного досуга - student2.ru собны оказать необходимую помощь любителям в организации их ме­роприятий.

Фестиваль самодеятельной авторской песниродился в 1968 г. Он назван в честь студента Куйбышевского авиационного института В. Гру-шина, который сочинял и исполнял песни. В советский период Грушин-ский фестиваль не раз запрещался и проводился в условиях полуподпо­лья. Возродить публичный статус этого фестиваля стало возможным только в перестроечный период.

Грушинский фестиваль проводится каждый год в июне, что облегчает проживание его участников в туристских палатках. Со всех концов страны и ближнего зарубежья на фестиваль собираются как старожилы, так ис­полнители-новички, а также их слушатели. На фестивале несколько те­матических площадок, среди которых есть военная песня, детская и др. Дни фестиваля превращаются в живой процесс, коллективное творче­ство всех участников (аудитория подпевает авторам). Организационные технологии проведения фестиваля складывались спонтанно, в процессе самоорганизации участников. Наиболее эффективные формы и техно­логии проведения постепенно закреплялись. Уже давно фестиваль на­чал получать финансовую и организационную помощь извне. Его спон­сорами выступают такие солидные производственные коллективы, как телевизионные и радиоканалы, а также газеты МК, «Литературная газе­та», «Труд» и др. Ныне фестиваль проходит под патронажем правитель­ства Самарской области. Он стал носить название международного, хотя до недавнего времени оставался всероссийским.

Однако бессменный президент клуба им. Грушина Б. Кейльман кон­статирует, что судьба фестиваля под вопросом. Слишком трудно стало решать проблемы размещения медицинских пунктов, гостей под откры­тым небом, уборки мусора специальными машинами и др. Все это ста­ло сложно делать без серьезной сервисной и финансовой поддержки. Спонсоры и местная власть помогают, но эпизодически; помощь может прекратиться.

Может быть, в этой ситуации целесообразно обратиться к профессио­нальным менеджерам и представителям культурного бизнеса, со стороны которых уже есть соответствующие предложения? Однако организаторы опасаются, что проведение фестиваля целиком на рыночной основе унич­ижит его романтику. Президент клуба считает, что подобного рода куль-турные явления носят некоммерческий характер и нуждаются в государ­ственной поддержке наряду с поддержкой региональных властей.





Глава 4

Организация некоторых видов массового самодеятельного досуга - student2.ru Слет российских байкеров (мотор-шоу).Байкеры не ставят перед собой сугубо творческие цели. Главное для них — общение и демонст­рация техники. В этом случае организаторам удается сочетать самодея­тельное начало с некоторым объемом сервисно-коммерческих функций. Слет байкеров обычно проводится вдали от крупных городов, в сельской местности. Эта территория должна иметь хорошие подъезды и распола­гать возможностью для проведения мотокросса. Организаторы официаль­но приглашают определенное число людей, среди которых — известные и почетные члены движения байкеров, рок-музыканты, участники полуан-дерграундных культовых групп и др. Участие и труд некоторых пригла­шенных оплачивается. Основное число участников покупают билеты (плата довольно высока), что позволяет образовать некоторую коммер­ческую основу для проведения разных конкурсов, оплаты персонала, выполняющего сервисные, вспомогательно-организационные задачи.

Число участников такого рода мероприятий достигает 10-20 тыс. человек, они приезжают из разных городов страны, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья. В программе шоу значатся ведущие со­стязания — мотокросс, конкурсы на лучший мотоцикл. Параллельно проходят развлекательные конкурсы: на лучшую татуировку, соревно­вание на звание «самого толстого байкера» и т.п. Программой преду­сматривается прослушивание приглашенных рок-музыкантов. Но основ­ная задача слета — личное общение участников (совместные трапезы, обсуждение технических вопросов и проблем движения байкеров).

Подобные многолюдные мероприятия порождают у его участников усталость от напряженной активности, множества контактов и вместе с тем дают огромный заряд энергии. Все участники получают то, чего не могут обрести самостоятельно или в небольших коллективах: приоб­щенность к масштабному движению.

Рассмотрим еще одну разновидность любительского досуга, объе­диняющего целителей, нестандартно мыслящих художников, музыкан­тов, а также знатоков этнических традиций, любителей экзотических занятий и видов творчества (в частности, музыкального, фольклорного и др.). Это движение родилось из этнофестиваля и переросло в фести­валь мировой культуры.Его члены уже не раз собирались вместе. Но на свои встречи приглашают всех желающих, рекламируя свое мероп­риятие. Они привозят с собой костюмы, культовые предметы, оборудо­вание. Поэтому встреча требует аренды территории и помещений. Всем желающим продаются билеты, что позволяет оплатить аренду.

Развитие досуговой деятельности в современной России

Организация некоторых видов массового самодеятельного досуга - student2.ru Например, в 2005 г. для этого фестиваля был снят подмосковный спортивный комплекс «Сорочаны». На территории комплекса стояли спе­циально возведенные в этнонациональном стиле павильоны и шатры, где демонстрировались фольклорные традиции, музыка, кухня, сувени­ры различных народов и культур мира. Все участники фестиваля могли при желании включиться в занятия китайской гимнастикой тай-цзи цзю-ань, петь мантры с кришнаитами, танцевать под африканские барабаны, слушать лекцию, например, по философии Карлоса Кастанеды. Наибо­лее продвинутым любителям этнической и спортивной экзотики пред­лагалось оценить велосипедный экстрим, полетать на параплане, наблю­дать шоу воздушных змеев и монгольфьеров.

Обмен опытом организаторов, бескорыстная демонстрация своих занятий перед аудиторией сочетаются с коммерческим расчетом и плат­ным обучением новичков. Однако основное назначение подобных фес­тивалей все же связано не с коммерцией. Мероприятия такого рода со­здают всем участникам благоприятные условия для расширения инди­видуального кругозора, предоставляют возможность новичкам обучиться редким любительским занятиям у мастеров, позволяют наладить новые социальные связи и общение по интересам.

Развитие книжного дела

Книжное дело объединяет процессы создания литературных произве­дений, их редактирования, издания и продажи. В отечественной экономи­ке книжное дело относят к производству товаров культурного назначения, которое стало лидером в освоении рыночных принципов и успешном рас­пространении своей продукции.

Это направление деятельности издавна развивалось в России доста­точно активно, опираясь на высокий спрос на печатную продукцию. В пе­реходных условиях традиционная для граждан страны привязанность к печатному слову сохраняет свое значение, несмотря на то что у потре­бителей заметно снизились возможности приобретать книги в личное пользование.

Развитию книгоиздательской деятельности и продаже художествен­ной литературы в рыночных условиях способствовали следующие обсто­ятельства: прочная материально-техническая база полиграфического ком­плекса, редакторские и полиграфические кадры, оставшиеся от советско-1X3 периода, стремительное внедрение информационных технологий в Редакционно-издательское дело, позволившее сократить сроки издания ли­тературы и др. Немаловажно и то, что в постсоветском обществе оказа-

Глава 4

Организация некоторых видов массового самодеятельного досуга - student2.ru лось немало, во-первых, грамотных и профессионально подготовленных знатоков писательского труда, готовых жить за счет литературных произ­ведений, чутко реагировать на массовый художественный спрос; во-вто­рых, предприимчивых организаторов, способных в короткие сроки начать издание и продажу художественной литературы в рыночных условиях.

Все это способствовало быстрому становлению книгоиздательского и торгового предпринимательства. За время отечественных реформ издание (преимущественно в крупных городах) и продажа книг в разных по числу жителей городах оставались едва ли не самым активным и удачным бизне­сом в производстве культурных товаров и услуг. В настоящее время изда­тельское дело на 90% является частным предпринимательством, в то вре­мя как распространение книг через торговую сеть — почти на 100%. По числу выпускаемых книг и брошюр Россия занимает пятое место в мире и третье — в Европе. В 2003 г. в стране вышло почти 81 тыс. названий книг. Рубеж в 100 тыс. названий преодолен пока лишь Китаем, США и Велико­британией. Общий тираж составил 702,3 млн экземпляров книг, что на 18,8% больше, чем в 2002. г.1

Рост книжного рынка в крупных и средних городах, а также в бли­жайшей периферии ныне полностью определяется платежеспособнос­тью спроса. Более половины изданий по числу названий и почти 40% по тиражу составляет учебная и научная литература. При этом часть учеб­ников выпускается под госзаказ.

Следующая массовая и по числу названий и по объемам тиражей разновидность изданий принадлежит художественной литературе, к ко­торой население страны продолжает обращаться в свободное время. В постсоветский период происходило либо развитие, либо становле­ние таких жанров отечественной «массовой беллетристики», как де­тективный жанр, триллер, фэнтези, женский роман. Эти разновидно­сти художественной литературы в современном мире остаются важным звеном издательского бизнеса в силу высокого спроса и быстрой окупае­мости. Именно сверхприбыль, полученная от таких изданий, позволяет печатать другие виды и жанры художественной литературы, имеющие не­большую аудиторию.

Огромным успехом у массовой аудитории пользуются женские ро­маны, которые побивают все рекорды по тиражам и числу продаж-В 2003 г. абсолютным рекордсменом оставались романы Д. Донцовой

Организация некоторых видов массового самодеятельного досуга - student2.ru 1 См.: Книжный рынок вырос до 1,5 миллиарда долларов // Финансовые известия. 2004. 27 февраля.

__ Развитие досуговой деятельности в современной России

(тираж 21 млн экземпляров). Весьма востребована классическая лите­ратура — произведения отечественных и зарубежных авторов. В лите­ратуре для детей издатели и покупатели тяготеют к отечественной и мировой классике. Массовым спросом пользуются книги А. Пушкина, К. Чуковского, С. Михалкова.

Неплохая адаптация к рынку не избавила издательский и книготор­говый бизнес от перекосов, серьезных издержек в культурном обслужи­вании потребителей. В первые после распада СССР годы была разру­шена книготорговая сеть, восстановить которую в полном объеме пока не удалось. Между тем эта сеть распространялась до отдаленных тер­риторий СССР, до сельских населенных пунктов. Катастрофической про­должает оставаться ситуация с учебниками, во многих регионах их ост­ро не хватает.

Однако наиболее настораживающим явлением в книжном деле спе­циалисты считают не столько состояние рынка, сколько отношение об­щества к книге и чтению. По сравнению с советским периодом эти сто­роны безусловно изменились к худшему. Так, в настоящее время почти 40% россиян не читают (т.е. не берут в руки печатные тексты: газеты, журналы, книги), а 52% не покупают книг. Немаловажно и то, что тира­жи газет и журналов по сравнению с концом 1980-х годов сократились в 6 раз и средняя цена периодических изданий непомерно высока для сред-нестатического гражданина России.

В ситуации падения общественного интереса к книге не без греха и отдельные писатели. Для них художественное слово стало средством игры на понижение культурного уровня конкретного читателя и обще­ства в целом. В противовес содержательной глубине и эстетике прекрас­ного в отечественной классической литературе некоторые современные писатели сосредоточивают внимание лишь на людской плоти, на низ­менном и непристойном в человеческом характере. Дело доходит до описания в современных произведениях физиологии любви, половых актов и разного рода извращений. Прикрываясь правом художника на самовыражение, эти авторы подменяют литературно-художественный язык языком деклассированной среды с неподцензурными оборотами.

Эта тенденция, обозначенная в современной русской литературе, подрывает культурные корни и способна завести общество в духовный тупик. Естественно, общество будет этому сопротивляться. Поэтому НеУдивительно, что, пережив краткий всплеск читательского интереса, Подобная литература уже сегодня порождает массовое отторжение и с°здается, по сути, для немногих.

Глава 4

Развитие досуговой деятельности в современной России



Организация некоторых видов массового самодеятельного досуга - student2.ru Организация некоторых видов массового самодеятельного досуга - student2.ru За указанными неблагополучными тенденциями скрывается множе­ство трансформаций, произошедших в отечественной культуре за после­дние 15-20 лет. Здесь и радикальные изменения государственной культур­ной политики, неравное соревнование печатного слова с компьютерными текстами, образами и снижение элементарной грамотности, культурного уровня подрастающих поколений. Перемена ситуации в книжном деле к лучшему возможна только при коллективных усилиях всего общества, го­сударственных органов, школы, семьи, издателей, писателей и в целом интеллигенции — словом, всех тех общественных организаций и слоев, представителям которых дорога отечественная литература и культура.

Наши рекомендации