Организация некоторых видов массового самодеятельного досуга
Снятие административных ограничений и идейных запретов по отношению ко многим самодеятельным занятиям привело в постсоветское время к своеобразному взрыву любительского досуга, который принимает разнообразные формы — стихийные и целенаправленные, неорганизованные и полуорганизованные, реализуемые любителями самостоятельно или с помощью профессиональных менеджеров. Многие любительские занятия отображают альтернативные формы проведения свободного времени, которые редко встретишь в коммерческих сегментах организованного досуга. Однако многие виды любительского досуга определенным образом пересекаются с организованным отдыхом, индустрией досуга, бизнесом в сфере культуры.
Например, издавна в нашем обществе среди определенных социальных групп было распространено коллекционирование подлинных картин, редких книг, предметов старины и т.п. В советский период это любительское занятие официально не запрещалось, но к нему относились с подозрением: интерес к такого рода экспонатам требует немалых финансовых средств, которыми рядовые советские граждане, как правило, не обладали. Но многие удивились бы, узнав, что истинные любители старины могли покупать свои экспонаты не только в комиссионных магазинах, где они зачастую стоили гроши, но и находить на свалке, куда выбрасывался хлам.
Ныне коллекционирование редких предметов и художественных ценностей переживает ренессанс, что во многом объясняется появ-
Глава 4
лением состоятельных групп населения, формирующих спрос на предметы старины. В крупных городах страны сформирован рынок антиквариата, действуют специализированные салоны-магазины и аукционы. Вместе с тем подлинные коллекционеры избегают массовых продаж. Их занятие во многом носит не показной характер, а связано с тщательной экспертизой, конфиденциальностью и личными доверительными отношениями.
Перченко М. Вся правда о коллекционерах в России // Родная газета. 2005. № 5.
В современной России увлеченность массы людей определенными любительскими занятиями поддерживается производством товаров культурного назначения. Так, существует своего рода индустрия предметов ухода за домашними животными и их питания, массовое производство товаров для комнатного цветоводства, рукоделия, шитья и т.п. Процветают специализированные магазины типа «Сделай сам», «Домашний мастер», «Рукодельница».
На удовлетворение потребностей, связанных с любительскими занятиями на дому, начинает работать и сфера сервиса. В крупных городах рождается досуговое индивидуальное обслуживание по месту проживания. В домашней обстановке могут оказывать услуги консультанты-флористы, ветеринары, дизайнеры интерьера и т.п. Кроме того, клиента сегодня обслуживают на дому врачи-диетологи, персональные тренеры, преподаватели танцев или иностранного языка. При этом клиенту могут предложить сопутствующие товары, продукты, технику -спортивные тренажеры, лекарственные препараты, пищевые добавки, учебники и т.п.
Особым объектом интереса организаторов становятся и массовые любительские занятия, охватывающие масштабные группы самодеятельного досуга. Именно в этих группах можно использовать эффективные технологии и услуги, которые быстро самоокупаются.
Корни многих любительских занятий вырастают не только из советского, но и из дореволюционного времени. В нынешних условиях эти занятия получают активное развитие, что стимулирует появление новых их разновидностей. Рассмотрим некоторые любительские движения, которые существуют не в индивидуальных или групповых формах, а в массовых и поэтому требуют определенной организации и сервиса. Такие движения могут стать предметом интереса профессиональных менеджеров досуга, которые ищут свою нишу в досуговом бизнесе и спо-
Развитие досуговой деятельности в современной России
собны оказать необходимую помощь любителям в организации их мероприятий.
Фестиваль самодеятельной авторской песниродился в 1968 г. Он назван в честь студента Куйбышевского авиационного института В. Гру-шина, который сочинял и исполнял песни. В советский период Грушин-ский фестиваль не раз запрещался и проводился в условиях полуподполья. Возродить публичный статус этого фестиваля стало возможным только в перестроечный период.
Грушинский фестиваль проводится каждый год в июне, что облегчает проживание его участников в туристских палатках. Со всех концов страны и ближнего зарубежья на фестиваль собираются как старожилы, так исполнители-новички, а также их слушатели. На фестивале несколько тематических площадок, среди которых есть военная песня, детская и др. Дни фестиваля превращаются в живой процесс, коллективное творчество всех участников (аудитория подпевает авторам). Организационные технологии проведения фестиваля складывались спонтанно, в процессе самоорганизации участников. Наиболее эффективные формы и технологии проведения постепенно закреплялись. Уже давно фестиваль начал получать финансовую и организационную помощь извне. Его спонсорами выступают такие солидные производственные коллективы, как телевизионные и радиоканалы, а также газеты МК, «Литературная газета», «Труд» и др. Ныне фестиваль проходит под патронажем правительства Самарской области. Он стал носить название международного, хотя до недавнего времени оставался всероссийским.
Однако бессменный президент клуба им. Грушина Б. Кейльман констатирует, что судьба фестиваля под вопросом. Слишком трудно стало решать проблемы размещения медицинских пунктов, гостей под открытым небом, уборки мусора специальными машинами и др. Все это стало сложно делать без серьезной сервисной и финансовой поддержки. Спонсоры и местная власть помогают, но эпизодически; помощь может прекратиться.
Может быть, в этой ситуации целесообразно обратиться к профессиональным менеджерам и представителям культурного бизнеса, со стороны которых уже есть соответствующие предложения? Однако организаторы опасаются, что проведение фестиваля целиком на рыночной основе уничижит его романтику. Президент клуба считает, что подобного рода куль-турные явления носят некоммерческий характер и нуждаются в государственной поддержке наряду с поддержкой региональных властей.
Глава 4
Слет российских байкеров (мотор-шоу).Байкеры не ставят перед собой сугубо творческие цели. Главное для них — общение и демонстрация техники. В этом случае организаторам удается сочетать самодеятельное начало с некоторым объемом сервисно-коммерческих функций. Слет байкеров обычно проводится вдали от крупных городов, в сельской местности. Эта территория должна иметь хорошие подъезды и располагать возможностью для проведения мотокросса. Организаторы официально приглашают определенное число людей, среди которых — известные и почетные члены движения байкеров, рок-музыканты, участники полуан-дерграундных культовых групп и др. Участие и труд некоторых приглашенных оплачивается. Основное число участников покупают билеты (плата довольно высока), что позволяет образовать некоторую коммерческую основу для проведения разных конкурсов, оплаты персонала, выполняющего сервисные, вспомогательно-организационные задачи.
Число участников такого рода мероприятий достигает 10-20 тыс. человек, они приезжают из разных городов страны, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья. В программе шоу значатся ведущие состязания — мотокросс, конкурсы на лучший мотоцикл. Параллельно проходят развлекательные конкурсы: на лучшую татуировку, соревнование на звание «самого толстого байкера» и т.п. Программой предусматривается прослушивание приглашенных рок-музыкантов. Но основная задача слета — личное общение участников (совместные трапезы, обсуждение технических вопросов и проблем движения байкеров).
Подобные многолюдные мероприятия порождают у его участников усталость от напряженной активности, множества контактов и вместе с тем дают огромный заряд энергии. Все участники получают то, чего не могут обрести самостоятельно или в небольших коллективах: приобщенность к масштабному движению.
Рассмотрим еще одну разновидность любительского досуга, объединяющего целителей, нестандартно мыслящих художников, музыкантов, а также знатоков этнических традиций, любителей экзотических занятий и видов творчества (в частности, музыкального, фольклорного и др.). Это движение родилось из этнофестиваля и переросло в фестиваль мировой культуры.Его члены уже не раз собирались вместе. Но на свои встречи приглашают всех желающих, рекламируя свое мероприятие. Они привозят с собой костюмы, культовые предметы, оборудование. Поэтому встреча требует аренды территории и помещений. Всем желающим продаются билеты, что позволяет оплатить аренду.
Развитие досуговой деятельности в современной России
Например, в 2005 г. для этого фестиваля был снят подмосковный спортивный комплекс «Сорочаны». На территории комплекса стояли специально возведенные в этнонациональном стиле павильоны и шатры, где демонстрировались фольклорные традиции, музыка, кухня, сувениры различных народов и культур мира. Все участники фестиваля могли при желании включиться в занятия китайской гимнастикой тай-цзи цзю-ань, петь мантры с кришнаитами, танцевать под африканские барабаны, слушать лекцию, например, по философии Карлоса Кастанеды. Наиболее продвинутым любителям этнической и спортивной экзотики предлагалось оценить велосипедный экстрим, полетать на параплане, наблюдать шоу воздушных змеев и монгольфьеров.
Обмен опытом организаторов, бескорыстная демонстрация своих занятий перед аудиторией сочетаются с коммерческим расчетом и платным обучением новичков. Однако основное назначение подобных фестивалей все же связано не с коммерцией. Мероприятия такого рода создают всем участникам благоприятные условия для расширения индивидуального кругозора, предоставляют возможность новичкам обучиться редким любительским занятиям у мастеров, позволяют наладить новые социальные связи и общение по интересам.
Развитие книжного дела
Книжное дело объединяет процессы создания литературных произведений, их редактирования, издания и продажи. В отечественной экономике книжное дело относят к производству товаров культурного назначения, которое стало лидером в освоении рыночных принципов и успешном распространении своей продукции.
Это направление деятельности издавна развивалось в России достаточно активно, опираясь на высокий спрос на печатную продукцию. В переходных условиях традиционная для граждан страны привязанность к печатному слову сохраняет свое значение, несмотря на то что у потребителей заметно снизились возможности приобретать книги в личное пользование.
Развитию книгоиздательской деятельности и продаже художественной литературы в рыночных условиях способствовали следующие обстоятельства: прочная материально-техническая база полиграфического комплекса, редакторские и полиграфические кадры, оставшиеся от советско-1X3 периода, стремительное внедрение информационных технологий в Редакционно-издательское дело, позволившее сократить сроки издания литературы и др. Немаловажно и то, что в постсоветском обществе оказа-
Глава 4
лось немало, во-первых, грамотных и профессионально подготовленных знатоков писательского труда, готовых жить за счет литературных произведений, чутко реагировать на массовый художественный спрос; во-вторых, предприимчивых организаторов, способных в короткие сроки начать издание и продажу художественной литературы в рыночных условиях.
Все это способствовало быстрому становлению книгоиздательского и торгового предпринимательства. За время отечественных реформ издание (преимущественно в крупных городах) и продажа книг в разных по числу жителей городах оставались едва ли не самым активным и удачным бизнесом в производстве культурных товаров и услуг. В настоящее время издательское дело на 90% является частным предпринимательством, в то время как распространение книг через торговую сеть — почти на 100%. По числу выпускаемых книг и брошюр Россия занимает пятое место в мире и третье — в Европе. В 2003 г. в стране вышло почти 81 тыс. названий книг. Рубеж в 100 тыс. названий преодолен пока лишь Китаем, США и Великобританией. Общий тираж составил 702,3 млн экземпляров книг, что на 18,8% больше, чем в 2002. г.1
Рост книжного рынка в крупных и средних городах, а также в ближайшей периферии ныне полностью определяется платежеспособностью спроса. Более половины изданий по числу названий и почти 40% по тиражу составляет учебная и научная литература. При этом часть учебников выпускается под госзаказ.
Следующая массовая и по числу названий и по объемам тиражей разновидность изданий принадлежит художественной литературе, к которой население страны продолжает обращаться в свободное время. В постсоветский период происходило либо развитие, либо становление таких жанров отечественной «массовой беллетристики», как детективный жанр, триллер, фэнтези, женский роман. Эти разновидности художественной литературы в современном мире остаются важным звеном издательского бизнеса в силу высокого спроса и быстрой окупаемости. Именно сверхприбыль, полученная от таких изданий, позволяет печатать другие виды и жанры художественной литературы, имеющие небольшую аудиторию.
Огромным успехом у массовой аудитории пользуются женские романы, которые побивают все рекорды по тиражам и числу продаж-В 2003 г. абсолютным рекордсменом оставались романы Д. Донцовой
1 См.: Книжный рынок вырос до 1,5 миллиарда долларов // Финансовые известия. 2004. 27 февраля.
__ Развитие досуговой деятельности в современной России
(тираж 21 млн экземпляров). Весьма востребована классическая литература — произведения отечественных и зарубежных авторов. В литературе для детей издатели и покупатели тяготеют к отечественной и мировой классике. Массовым спросом пользуются книги А. Пушкина, К. Чуковского, С. Михалкова.
Неплохая адаптация к рынку не избавила издательский и книготорговый бизнес от перекосов, серьезных издержек в культурном обслуживании потребителей. В первые после распада СССР годы была разрушена книготорговая сеть, восстановить которую в полном объеме пока не удалось. Между тем эта сеть распространялась до отдаленных территорий СССР, до сельских населенных пунктов. Катастрофической продолжает оставаться ситуация с учебниками, во многих регионах их остро не хватает.
Однако наиболее настораживающим явлением в книжном деле специалисты считают не столько состояние рынка, сколько отношение общества к книге и чтению. По сравнению с советским периодом эти стороны безусловно изменились к худшему. Так, в настоящее время почти 40% россиян не читают (т.е. не берут в руки печатные тексты: газеты, журналы, книги), а 52% не покупают книг. Немаловажно и то, что тиражи газет и журналов по сравнению с концом 1980-х годов сократились в 6 раз и средняя цена периодических изданий непомерно высока для сред-нестатического гражданина России.
В ситуации падения общественного интереса к книге не без греха и отдельные писатели. Для них художественное слово стало средством игры на понижение культурного уровня конкретного читателя и общества в целом. В противовес содержательной глубине и эстетике прекрасного в отечественной классической литературе некоторые современные писатели сосредоточивают внимание лишь на людской плоти, на низменном и непристойном в человеческом характере. Дело доходит до описания в современных произведениях физиологии любви, половых актов и разного рода извращений. Прикрываясь правом художника на самовыражение, эти авторы подменяют литературно-художественный язык языком деклассированной среды с неподцензурными оборотами.
Эта тенденция, обозначенная в современной русской литературе, подрывает культурные корни и способна завести общество в духовный тупик. Естественно, общество будет этому сопротивляться. Поэтому НеУдивительно, что, пережив краткий всплеск читательского интереса, Подобная литература уже сегодня порождает массовое отторжение и с°здается, по сути, для немногих.
Глава 4
Развитие досуговой деятельности в современной России
За указанными неблагополучными тенденциями скрывается множество трансформаций, произошедших в отечественной культуре за последние 15-20 лет. Здесь и радикальные изменения государственной культурной политики, неравное соревнование печатного слова с компьютерными текстами, образами и снижение элементарной грамотности, культурного уровня подрастающих поколений. Перемена ситуации в книжном деле к лучшему возможна только при коллективных усилиях всего общества, государственных органов, школы, семьи, издателей, писателей и в целом интеллигенции — словом, всех тех общественных организаций и слоев, представителям которых дорога отечественная литература и культура.