Конкурентоспособность строительной продукции
В современных условиях строительная продукция превратилась в товар, реализуемый на рынке, и ее стоимость формируется с учетом рыночного спроса и предложения. При этом практически ни одна из особенностей строительной продукции не создает преимуществ для успешного функционирования ее на рынке, а лишь делает проблемы строительных фирм многоаспектными и более сложными. Поэтому решающим фактором коммерческого успеха строительной продукции на конкурентном рынке является ее способность быть конкурентной. Потребитель формирует основные требования, предъявляемые к строительной продукции, которая, в первую очередь, должна быть доступной по цене, надежной и современной, т.е. конкурентоспособной. В нашем понимании конкурентоспособность строительной продукции – это обобщенное свойство строительной продукции, характеризующее степень ее соответствия существующим требованиям конкретного сегмента рынка и позволяющее в конкурентной борьбе с аналогичными объектами как нового, так и вторичного рынка недвижимости привлекать новых и удерживать существующих потребителей через совокупность отличительных частных свойств в течение всего жизненного цикла объекта строительства. Степень такого соответствия определяется влиянием конкурентообразующих факторов и созданными в экономике условиями формирования конкурентоспособности продукции. При этом руководство фирмы может только ориентироваться в своей работе на созданные в экономике условия формирования конкурентоспособности продукции, а на конкурентообразующие факторы может и должен оказывать свое влияние. Для этого необходимо иметь эффективную систему управления конкурентоспособностью продукции.
Под управлением конкурентоспособностью продукции подавляющая часть авторов понимают процесс планирования, формирования, содержания и наращивания конкурентных преимуществ продукции с целью повышения уровня конкурентоспособности продукции или удерживания его на запланированном уровне.
На наш взгляд, наиболее подходящей трактовкой понятия «управление конкурентоспособностью продукции» является определение Собецкой Г., которая отмечает, что «под управлением конкурентоспособностью продукции следует понимать процесс планирования, обеспечения необходимого уровня и повышения конкурентоспособности продукции с помощью целеустремленного влияния на условия и факторы, которые формируют конкурентоспособность».
В нашем понимании управление конкурентоспособностью строительной продукции – циклический процесс чередования общих функций управления конкурентоспособностью продукции, направленный на обеспечение наилучшего удовлетворения требований потребителей в условиях влияния конкурентообразующих факторов и созданных в экономике условий формирования конкурентоспособности продукции через опосредованное управление проектированием, созданием и продвижением строительной продукции на рынок при оптимальном использовании имеющихся ресурсов.
Обеспечение конкурентоспособности продукции является очень сложным процессом, и решение данной проблемы возможно лишь на основе формирования целостной системы управления. Большинство ученых сходятся во мнении, что система управления конкурентоспособностью продукции является одной из подсистем управления производством, и поэтому ее построение должно опираться на общие принципы системы управления в целом. Система управления конкурентоспособностью, по мнению Михайловой Ю.Б., должна быть «составной частью системы управления организации».
В жилищном строительстве рядовые потребители приобретают жилье, которое может располагаться и в объектах капитального строительства. К ним относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. В российском законодательстве понятие «объект капитального строительства» существует с 2005 г. В прежнем градостроительном законодательстве использовались правовые конструкции «объекты недвижимости в градостроительстве», «объекты градостроительной деятельности».
Также используется правовое понятие объекты незавершённого строительства – объекты, строительство которых приостановлено, в основном, из-за отсутствия финансовых средств и материально-технического обеспечения. Указанный правовой термин характеризует не конструктивные особенности объекта недвижимости и функциональные цели его создания, а сам процесс создания объекта недвижимости и отражение поэтапности этого процесса в свойствах создаваемого объекта. В отличие от зданий, строений или сооружений объекты незавершённого строительства не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода в эксплуатацию. Незавершенное строительство носит временный характер. Нормы федерального законодательства направлены на введение в имущественный оборот объектов незавершенного строительства как объектов имущественных прав для завершения строительства и достижения цели устойчивого развития территорий. Для потребителя этим термином, применительно к жилью, можно охарактеризовать объект жилищного строительства, находящийся в процессе возведения с момента получения разрешения на строительство до момента ввода в эксплуатацию. Данная трактовка связана с тем, что разрешение на строительство выдается уполномоченным органом (администрация муниципального образования или служба государственного строительного надзора) на основе проектной документации прошедшей государственную экспертизу в которой описаны параметры будущего здания и отдельных квартир. Ввод в эксплуатацию – завершающая стадия строительства, после ее прохождения объект капитального строительства может быть заселен жильцами.
Приобретение продукции до ввода в эксплуатацию, вне зависимости от способа заключения сделки (покупка, вступление в жилищный кооператив, участие в долевом строительстве, бронирование, переуступка прав и др.) сопряжено с рисками завершения объекта в срок, в надлежащем объеме и качестве за соответствующую цену. В настоящее время широкое распространение имеет приобретение жилья по договорам долевого участия в соответствии с федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», в рамках которого четко прописана процедура взаимоотношений клиента и строительной компании (служба заказчика) и минимизированы правовые риски. В данном случае покупатель приобретает объект долевого строительства - жилое или нежилое помещение, общее имущество в многоквартирном доме или ином объекте недвижимости, подлежащие передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию и входящие в их, строящихся также с привлечением денежных средств участника долевого строительства объекты недвижимости. В данном случае во взаимоотношения клиента и строительной компании объект долевого строительства выступает единицей строительной продукции, которую поставляет эта организация. Учитывая эту особенность и существующие подходы, нами предлагается следующее определение конкурентоспособности строительной продукциив объектах капитального строительства – это наличие таких декларируемых потребительских свойств у продукции, включающие ценовые, качественные и временные параметры, которые позволяют максимизировать полезность (степень удовлетворения) и минимизировать сопутствующие риски для потребителя, связанные с приобретением и эксплуатацией жилья.
Конкурентоспособность продукции жилищного строительства зависит от факторов, которые изменяются во времени, деятельности компании – застройщика, конъюнктуры рынка и требует стратегического подхода для успешного продвижения (позиционирования) и реализации продукции на рынке.