Формы хозяйственной деятельности
(микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика)
Микроэкономика и макроэкономика — две составные части экономической теории или экономики. Слово «экономика» имеет вполне обыденное происхождение. Оно произошло от греческого «ойкономия», что означает «ведение домашнего хозяйства», или «домоводство».
Экономика — это наука о том, как общества используют редкие ресурсы для производства ценных благ и распределяют их среди разных групп.
Экономика — это наука о рациональном поведении людей в процессе производства, распределения и потребления благ в мире ограниченных ресурсов.
Микроэкономика — это отрасль экономической науки, которая изучает поведение отдельных (атомарных) экономических субъектов (фирм, домашних хозяйств) рыночной экономики, цены, объем продукции на отдельных рынках, факторы, воздействующие на изменение спроса и предложения отдельных товаров; выясняет в поведении отдельных индивидов побудительные мотивы распределения ресурсов для достижения альтернативных целей.
Если микроэкономика объясняет структуру и размещение производства, то макроэкономика — его объем.
Макроэкономика — это отрасль экономической науки, которая изучает функционирование экономики в целом, агрегированное поведение экономических субъектов с точки зрения обеспечения устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.
Мировая экономика — многоуровневая, глобальная система хозяйствования, объединяющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений. В целом, мировую экономику можно определить как совокупность национальных хозяйств и негосударственных структур, объединённых международными отношениями.
Систему отношений, связывающих субъектов различной государственной принадлежности, а также субъектов транс -, интер- и наднациональной принадлежности следует называть международными экономическими отношениями (МЭО). В экономические отношения, выходящие за пределы национальных экономик, вступают и микроэкономические субъекты. Поэтому можно говорить о разных уровнях международных экономических отношений. На микроуровне субъектами МЭО выступают домохозяйства и фирмы. При этом значительно сужаются их возможности, функции и правовая база экономической деятельности. Несмотря на это, именно они составляют основу не только национальной, но и мировой экономики.
Понятие конкуренции
Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке (п. 7 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»). Под хозяйствующим субъектом понимаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Конкуренция стимулирует производство таких товаров, которые больше всего нужны потребителю. Сейчас в России все меньше и меньше в крупных городах остается дешевых продовольственных товаров, сокращается количество маленьких магазинов, ларьков. Это происходит по понятным причинам: борьба с некачественной продукцией, борьба за эстетический облик российских городов.
Совершенная конкуренция имеет место лишь при полиполии, т. е. когда на рынке много продавцов и много покупателей. Тогда рынок открыт для каждого, рекламная кампания является не обязательной, так как на продажу предлагаются однородные товары, отсутствуют какие-либо предпочтения. Цена товара на таком рынке – заданная величина, продавец же решает лишь, какое количество товара нужно продать по данной цене.
Федеральный закон «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе и такими мерами, как:
1) предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центробанком РФ.
Целью ФЗ «О защите конкуренции» является соблюдение положений Конституции РФ, таких как: обеспечение единства экономического пространства, свободное перемещение товаров, свобода экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Защита конкуренции в РФ, связана с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, распространяется на отношения, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, Центробанк РФ, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели; а также на соглашения между российскими и (или) иностранными лицами и организациями, достигнутые за пределами территории РФ, если в отношении таких соглашений в совокупности выполняются следующие условия:
1) соглашения достигнуты в отношении находящихся на территории РФ основных производственных средств и (или) нематериальных активов, прав в отношении российских коммерческих организаций;
2) соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции в РФ.
Понятие монополии
Понятие монополий
Термин «монополия» происходит от греческого monos - «один» и poleo - «продаю». Монополия - это исключительное право на осуществление определенных действий производственного процесса, предоставляется это право, как правило, государством, за исключением временной монополии. В экономической теории к пониманию монополии выработаны те же самые подходы, что и к конкуренции. Структурный подход подчёркивает исключительность положения хозяйствующего субъекта. Поведенческий подход акцентирует внимание на господствующем поведении субъекта. Функциональный (ролевой) подход подчёркивает последствия монополизации. Общего понятия монополии в действующем законодательстве нету.
Виды монополий
Классификация монополий
В зависимости от того, защищает ли государство монополию от конкуренции или нет системой организационного и нормативного регулирования.
1. Закрытые (юридические) монополии:
А) Монополии, непосредственно регулируемые государством
Эти монополии создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов.
1. Государственные монополии
Это «монополии, созданные в соответствии с законодательством РФ, определяющем товарные границы монопольного рынка, субъектов монополии, формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа, установленную в федеральных актах и направлены на обеспечение публичных интересов». Государственная монополия - это искусственная монополия.
2. Естественные монополии
Это монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке, в т.ч. путём ввоза продукции на рынок, независимо от уровня спроса, невозможнолибо экономически неэффективно при существующем уровне инновационного развития.
Б) Монополии обладателей исключительных прав
Возможность занятия на рынке монопольного положения вследствие обладания данными правами связана с монопольным характером самих этих прав на нематериальные блага.
2. Открытые (рыночные, временные) монополии
Временная монополия - это монополия в условиях временного отсутствия конкуренции.
Такие монополии создаются в результате самостоятельных действий хозяйствующих субъектов и не регулируются государством. Например, ХС становится единственным производителем определенного совершенно нового товара. В зависимости от того, складывается ли монополия на стороне продавца или на стороне покупателя. Во втором случае будет монопсония (один покупаю). Т.е. на рынке будет 1 покупатель, контролирующий весь спрос на данный товар.