Полномочия региональных и местных органов власти по установлению налогов и сборов

Государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица осуществляют в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и сборов, а также контроль за их уплатой.

При установлении региональных и местных налогов и сборов законодательными (представительными) органами субъектов РФ и, соответственно, представительными органами местного самоуправления определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в установленных пределах, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, некоторые налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Устанавливая региональный налог или сбор, законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения:

- налоговые ставки в пределах, установленных федеральными законами;

- порядок и сроки уплаты налога, а также

- формы отчетности по данному региональному налогу.

Они могут также предусматривать налоговые льготы и основания их получения налогоплательщиками. Другие элементы налогообложения - налоговую базу, объект налогообложения и т. д. — устанавливают федеральные законодатели.

Не могут устанавливаться региональные налоги и (или) сборы, не предусмотренные федеральным законом (то есть налоги и сборы, содержащиеся в перечне ст. 14 НК РФ, а до ее вступления в силу - в ст. 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Местными являются налоги и сборы, устанавливаемые федеральными законами (HK РФ, а до вступления в действие его соответствующих положений — иными принятыми ранее федеральными законами) и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Исключение составляют местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, которые устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ.

Представительные органы местного самоуправления в нормативных правовых актах определяют следующие элементы налогообложения:

- налоговые ставки в пределах, установленных федеральным законом;

- порядок и сроки уплаты налога, а также

- формы отчетности по данному местному налогу.

Они могут также предусматривать налоговые льготы и основания их получения налогоплательщиками. Другие элементы налогообложения - налоговую базу, объект налогообложения и т. д. - устанавливают федеральные законодатели.

В действующем законодательстве содержится прямой запрет на взимание местных налогов или сборов, не предусмотренных федеральным законом (то есть налогов и сборов, отсутствующих в перечне, содержащемся в ст. 15 НК РФ, а до ее вступления в силу - в ст. 21 Закона Российской Федерации "06 основах налоговой системы в Российской Федерации").

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся законами этих городов.

Местные налоги и сборы разрешается устанавливать и вводить только в пределах перечня, предусмотренного НК РФ. При этом представительные органы местного самоуправления в своих нормативно-правовых актах обязаны при установлении местного налога определить налоговые ставки в предусмотренных НК РФ пределах, сроки уплаты и формы отчетности по данному налогу.

Могут предусматриваться также налоговые льготы и основания для их предоставления налогоплательщикам. Другие обязательные элементы налогообложения устанавливаются по местным налогам НК РФ. Отличительной особенностью местных налогов и сборов является то, что они полностью (за исключением земельного налога) зачисляются в соответствующие местные бюджеты по месту уплаты и являются их закрепленными доходными источниками.

Классификация налогов

Согласно НК РФ существует одна классификация налогов, которая носит нормативный характер и критерием которой служат субъекты, их устанавливающие и принимающие платежи по ним.

  • Федеральные налоги, которые устанавливает НК РФ и оплачиваются на всей территории РФ. (НДС, подоходный налог, налог на прибыль организаций, таможенные пошлины и сборы, государственная пошлина, экологический налог)
  • Региональные налоги, которые вводятся законами субъектов РФ и оплачиваются на их территории (налог на имущество организаций, налог на транспорт, налог с продаж). Налоговые льготы, ставки, порядок и сроки их уплаты, формы отчетности устанавливаются по каждому региону.
  • Местные налоги и сборы вводятся органами местного самоуправления и обязательны к оплате на территории муниципалитетов (налог на землю, на имущество физических лиц, на рекламу).

Классификация налогов и сборов по категории налогоплательщика разграничивают их на те, которые уплачивают физические лица (подоходный, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, полученное по наследству или в дар.) Выделяют налоги, которые оплачиваются организациями (налог на прибыль, налог на имущество организации). Самая большая группа налогов эта смешанные налоги, которые оплачиваются и организациями и индивидуальными предпринимателями (НДС, акцизы, таможенные и государственные пошлины, земельный, налог с владельца транспортного средства)

Традиционная российская классификация налогов по способу взимания все налоги подразделяются на прямые, косвенные, пошлины и сборы:

  • Прямые налоги уплачиваются с дохода или имущества плательщика, их размер можно точно рассчитать (налог на прибыль организации, подоходный).
  • Косвенные налоги рассчитать сложно, в конечном итоге их оплачивает потребитель товаров и услуг (акцизы, налог с продажи, налог с оборота, НДС), то есть через цену товара.
  • Пошлины и сборы

Налоги, которые платятся в бюджет делятся на закрепленные и регулирующие. Закрепленные, это те, которые целиком поступают в конкретный бюджет на федеральном, региональном или местном уровне. Регулирующие же одновременно и пропорционально поступают в различные бюджеты, согласно законодательства (подоходный налог физических лиц, налог на прибыль организации).

В зависимости от целей использования имеют значение следующие виды налогов и их классификация:

  • общие (абстрактные)
  • целевые (специальные).

Общие перечисляются в бюджет в целом, а специальные для финансирования конкретных затрат из государственного бюджета. Например, специальный налог на благоустройство территории или для нужд образования в стране.

Классификация налогов в практической работе бухгалтера подразделяет их на срочные и календарные в зависимости от срока уплаты. Кроме того, на практике учитывают налоги, которые удерживают с доходов и перечисляют в бюджет, которые уплачивают с прибыли и которые, включенные в цену товаров и услуг.

По объекту налогообложения разграничивают налог:

  • на прибыль (для предприятий) и доход (для физических лиц),
  • на имущество,
  • на определенный вид деятельности.

Для организаций учитывается все движимое и недвижимое имущество, которое находится на основных средствах на балансе предприятия. Для физических лиц под имуществом понимают землю, транспортное средство, имущество, полученное в дар или по наследству, недвижимость.

Под прибылью предприятия понимают разницу между доходами и расходами, то есть чистый доход без затрат. Физические лица уплачивают налоги, как с общего совокупного дохода, так и с отдельных видов дохода, таких как дивиденды, выигрыши, призы. Некоторые виды товаров облагаются акцизами, независимо от дохода, например алкогольная и табачная продукция. При реализации товаров налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара и перекладывает уплату на плечи покупателя, компенсируя свои затраты.

31. Прямые налоги в РФ, их характеристика
Все существенные моменты, входящие в определение налога, наиболее ясно выступают в прямых налогах. Прямые налоги обнимают собой налоги на доходы частных хозяйств и налоги на источники, из которых эти доходы получаются. Такими источниками являются труд, земля, капитал и индивидуальные особенности в обстановке отдельных частных хозяйств. Самым идеальным налогом представляется налог, взимаемый непосредственно с доходов плательщиков. Но, к сожалению, это далеко не всегда возможно. В тех случаях, когда доходы, получаемые частными хозяйствами, очевидны и поддаются точному измерению, как, напр., жалованья чиновникам, проценты по ценным бумагам и т. п. - налоги могут быть взимаемы с этих действительных или хозяйственных доходов. Но такие случаи сравнительно редки, а большинство налогов соразмеряется с вероятными, так называемыми финансовыми, доходами частных хозяйств. Все эти прямые налоги, при которых масштабом обложения служат истинные или предполагаемые доходы, составляют группу налогов подоходных, в узком значении этого слова, тогда как в широком смысле все налоги подоходные. Часто же стараются обойти затруднения, встречающиеся при определении облагаемых доходов, тем, что устанавливают налоги не на доходы, а на источники таковых. Так получаются 2 категории прямых налогов: 1) налоги на доходы, 2) налоги на источники доходов. Прямые налоги распадаются также на налоги личные и налоги вещные или имущественные. Каждый из этих видов налогов, в свою очередь, распадается на несколько отдельных налогов, именно личные налоги могут простираться на способность человека к физическому труду, на его специальные познания, т. е. способность к труду профессиональному и т. д., - имущественные налоги могут простираться: 1) на недвижимые имущества, т. е. на земли и дома, 2) на движимые имущества. При устройстве прямых налогов самым существенным моментом является оценка объектов обложения. Эта операция называется податным кадастром, который всегда должен предшествовать распределению и взиманию прямых налогов. Для оценки объектов прямых налогов можно прибегать к трем различным приемам: 1) к самопоказаниям плательщиков, 2) к оценке по определенным признакам, 3) к оценке в каждом отдельном случае административными органами или смешанными комиссиями из членов от правительства и от самих плательщиков. Ни один из перечисленных способов не гарантирует абсолютной точности и равномерности обложения; но наиболее обеспечивает таковую оценка в смешанных комиссиях. При самопоказаниях неизбежны обманы и сообщения неверных данных, так что более добросовестные плательщики будут обложены тяжелее, чем менее честные. Вследствие этого, система самопоказаний вредно отзывается на народной нравственности. Всякая оценка имуществ и доходов по каким-либо внешним признакам может быть верна только приблизительно, так как в каждом отдельном случае обложения на тяжесть последнего влияет целый ряд индивидуальных обстоятельств места и времени. В обложении же по известным признакам нельзя принимать во внимание всех этих особенностей. К тому же принятие тех или иных признаков за масштаб обложения - дело вполне произвольное. При оценке облагаемых объектов в каждом отдельном случае административными органами, эти последние, по малому знакомству с местными условиями, часто не будут в состоянии прийти к верным заключениям. Очень полезным оказывается здесь участие оценщиков из среды местных жителей - плательщиков распределяемых налогов. Конечно, члены от плательщиков часто при своих показаниях руководствуются не столько стремлением к истине, сколько личными симпатиями. Но поправкой этому служат члены от правительства и оценочные податные комиссии высших инстанций. По способу взимания различаются раскладочные и окладные прямые налоги. Первые назначаются в определенной сумме с целой группы плательщиков, а эти последние распределяют их между собой. Иногда для всего государства назначается сумма, какая должна быть собрана налогом, затем эта сумма распределяется между отдельными провинциями или губерниями, потом между более мелкими административными делениями и, наконец, между отдельными плательщиками. Раскладочный способ взимания налогов часто бывает соединен с круговой ответственностью плательщиков за их поступление. Этот способ взимания налогов обеспечивает казне верный доход, но он нарушает определенность обложения по отношению к отдельным плательщикам. Окладные или долевые налоги взимаются с каждого плательщика в отдельности. Окладной способ взимания налогов требует более сложной организации, но зато он дает возможность достигнуть большей равномерности в обложении. Взимание прямых налогов может производиться либо правительственными органами, либо органами местного самоуправления, либо, наконец, чрез отдачу их сбора на откуп. В настоящее время откупная система взимания прямых налогов не применяется ни в одном цивилизованном государстве, в старину же она была известна, хотя при взимании прямых налогов она не была так распространена, как при косвенных. В последнее время во многих государствах местные органы получили большое значение при взимании прямых налогов, особенно при взимании налогов с источников доходов. Эти налоги во многих государствах служат главным источником доходов местных общественных союзов, так что, если и государство прибегает к тем же налогам, то в видах экономии издержек взимания налогов и удобства плательщиков, является вполне рациональным, чтобы они взимались либо одним государством, либо одними местными союзами. А так как последние могут лучше сообразоваться с местными условиями, имеющими огромное значение при организации прямых налогов, то и представляется наиболее целесообразным поручить распределение и взимание этих налогов местному самоуправлению. Взимание прямых налогов обыкновенно сопровождается принудительными мерами взыскания по отношению к неисправным плательщикам.
32. Косвенные налоги в РФ, их характеристика
Как прямые, так и косвенные налоги имеют и свои хорошие стороны и свои недостатки, а потому ни те, и не другие не заслуживают безусловного предпочтения. Оба вида налогов одинаково необходимы в податных системах. Прямые налоги более ясно напоминают гражданам об их податной обязанности перед государством и дают возможность к более сильному обложению зажиточных классов общества. При сравнительной простоте организации и дешевизне взимания, прямые налоги являются и более справедливыми с принципиальной точки зрения, так как они дают более возможности сообразоваться непосредственно с податной способностью плательщиков. Но высокие прямые налоги переносятся плательщиками с большим трудом, и одним прямым обложением невозможно добыть всех потребных для государственного хозяйства средств. И косвенные налоги, несмотря на присущие им темные стороны, являются необходимым элементом в хозяйстве каждого государства. Главным недостатком косвенных налогов является то, чти при них о податной способности плательщиков приходится судить на основании посредствующих моментов, напр., по расходам или потреблению лица, тогда как истинная платежная способность не всегда и не вполне соответствует таким моментам. Далее в косвенном обложении весьма трудно осуществить равномерность обложения. При обложении же предметов первой необходимости, косвенные налоги становятся обратно пропорциональными средствам плательщиков. Но, с другой стороны, косвенные налоги помогают осуществить общность обложения, которая при настоящем складе народного хозяйства недостижима при посредстве одного прямого обложение доходов и капиталов; косвенные налоги отличаются сравнительною нечувствительностью для плательщиков и дают возможность собирать средства для покрытие огромных современных государственных расходов. К достоинствам косвенных налогов некоторые относят и то, что эти налоги уплачиваются как бы добровольно и что они, не распространяясь на сберегаемые доли доходов, способствуют бережливости. Но это никак не может относиться к налогам на предметы первой необходимости, при которых не может быть речи о добровольности уплаты их. Главное достоинство косвенных налогов заключается в их высоких фискальных качествах, которыми объясняется широкое распространение и сильное развитие этих налогов. Главную часть косвенных налогов составляют налоги с потребления разных предметов. Взимание налогов на предметы потребление представляет несколько видов: 1) Оно может практиковаться в виде акцизов, т. е. налогов на предметы внутреннего производства. При этом может быть облагаемо производство известных предметов, или торговля ими, или, наконец, самое их потребление. 2) В виде таможенных пошлин, т. е. налога на товары, перевозимые через границу государства. 3) Государство может облагать предметы потребление посредством удержание за собою права монопольного производства, монополия торговли или ввоза известных предметов из-за границы. Наибольшим разнообразием отличаются акцизы. Эти налоги взимаются либо с потребителей обложенных предметов, либо с их производителей, либо, наконец, с посредников между теми и другими. Казалось бы, что непосредственное обложение потребителей более всего соответствует истинному назначению налогов потребления. Но такая форма взимания сопряжена с массой неудобств и затруднений и мало распространена в финансовой практике. Она применяется при обложении потребления предметов собственного производства, а главным образом при взимании налогов с предметов роскоши, причем принимает характер обложения пользования этими предметами. Гораздо чаще практикуется взимание налогов с потребления при производстве, передвижении и продаже обложенных предметов. Обложение производства последних, являющееся самым распространенным способом взимания акцизов, принимает разные формы: либо происходит обложение готовых продуктов по их действительному количеству, либо налог взимается сообразно с предполагаемым количеством облагаемых продуктов, о котором заключают на основании разных внешних признаков и по отдельным моментам производства, напр., по количеству перерабатываемых сырых материалов, по силе употребляемых при производстве снарядов, по продолжительности производства и т. п. Налог с готового продукта представляет самую правильную форму взимания налогов с потребления; при этом облагается действительное количество произведенных предметов в точно определенном разрезе. Но эта форма обложения требует тщательного надзора над производством, и часто бывает стеснительна для последнего. Она трудно выполнима также при разбросанности производства по всей стране и при участии в нем массы мелких промышленников. Вследствие трудности осуществления этой формы обложения, часто отказываются от нее и облагают предметы потребление по отдельным моментам их производства, по которым заключают о вероятных количествах вырабатываемых продуктов. Одним словом, отказавшиеся от точного обложения, довольствуются приблизительным. При этом равномерность обложение недостижима. Разница в качестве сырых материалов и в технике производства представляет столько оттенков, что трудно и не всегда возможно предусмотреть зависящие от них результаты производства. И получается не одинаково полное обложение изготовляемых продуктов, что особенно тяжело при высоком обложении последних, так как конкуренция между не одинаково обложенными производителями их становится весьма неравною. Приблизительное обложение предметов потребления представляет еще то неудобство, что оно затрудняет расчеты при практикующемся в известных случаях возврате налогов с потребления. Эти налоги по идее должны быть обложением потребления определенных предметов, по которому судят о наличности известных, платежных средств у потребителей. Между тем такие предметы не всегда полностью поступают в потребление внутри страны; они иногда вывозятся за границу или служат для иных целей, помимо потребления, напр., применятся в качестве материалов в разных производствах. Но общему правилу в обоих случаях налог с них не взимается, а если был взят, - возвращается. Освобождение от налога предметов, потребление которых обложено, при предназначении их для промышленных целей, объясняется крайне просто: если не предполагается облагать продукты производств употребляющих такие предметы, то нет основание облагать и эти последние. Более сложным представляется вопрос о возврате налога с вывозимых за границу предметов. На первый взгляд кажется, что подобный возврат не справедлив по отношению к туземным потребителям: в то время, как последним приходится оплачивать налогами потребление известных предметов, эти самые предметы при направлении их за границу к иностранным потребителям освобождаются от налога. Ни не всегда во власти государства облагать иностранных потребителей. При вывозе за границу каких-либо произведений, последним обыкновенно приходится конкурировать с такими же предметами, привозимыми из других стран. И обложение их наравне с предметами, потребляемыми внутри страны, равносильно взиманию с них вывозной пошлины и суживают рынок для их сбыта. Таким образом, если государство производит какие-либо продукты в избытке и нуждается в сбыте таковых, то наиболее рациональным представляется освобождение их при вывозе за границу от всякого налога, иначе обстоит дело, если государство обладает естественною монополиею какого-либо продукта или поставлено в исключительно выгодные условие для снабжение своими произведениями определенных рынков. Тогда открывается возможность облагать иностранных потребителей. При отсутствии же таких благоприятных обстоятельств общим правилом является возврат акцизов при вывозе за границу обложенных ими произведений. А некоторые государства идут еще дальше в поддержке отдельных отраслей своей промышленности и не только возвращают акцизы, но выдают сверх того премии за вывоз известных предметов за границу. Подобные премии сводятся к подарку, делаемому нескольким промышленникам на счет всех плательщиком податей. Возврат акцизов должен состоять в сложении с вывозимых предметов взятых с них налогов. При приблизительном же обложении предметов потребления, эта величина неизвестна, так что и возвращать приходится не то, что взято в действительности, а только предполагаемую сумму уплаченных налогов. Возврат акциза или не достигает полного размера налога или превышает таковой; в последнем случае получаются скрытые вывозные премии. Устройство и взимание косвенных налогов гораздо труднее, нежели устройство прямых налогов. Податной объект здесь легко ускользает от обложения. Нужен большой персонал податной администрации. Все это повышает издержки взимание косвенных налогов. Наиболее дорогой формой взимание налогов с потребление являются казенные монополии. Вообще же при взимании налогов с потребления наиболее дорого обходится организации податного контроля. Последний особенно дорог и труден при многочисленных и высоких налогах с потребления и при сложном их устройстве. Чем выше налоги, тем более соблазн к уклонениям от них и тем вреднее их влияние на общественную нравственность. При устройстве косвенного обложение очень важен выбор облагаемых предметов. Таковой следует производить с расчетом, чтобы по возможности соблюсти интересы и финансового и народного хозяйства. Это достижимо через обложение таких предметов, которые не относятся к числу предметов первой необходимости, но потребление которых имеет широкое распространение, и которые нелегко могут быть заменены какими-нибудь суррогатами, с другой стороны, - чрез умеренность в обложении предметов общего потребления.

Наши рекомендации