Туризм как межотраслевой комплекс
Современный туризм представляет собой сложный межотраслевой комплекс, обеспечивающий решение важнейших экономических и социальных задач, как в масштабе страны, так и в отдельных регионах и на отдельных территориях.
Сущность любого явления, так или иначе, отражается в его определении. Сложность такого социально-экономического явления, как туризм, характеризуется наличием большого количества определений, которые, которые постоянно подвергаются доработке и усовершенствованию. Так, по определению, принятому ООН в 1954 г., «туризм – это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределами постоянного места жительства». В Манильской декларации по мировому туризму 1980 г. записано:
«Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения»[1].
В материалах Всемирной конференции по туризму, проведенной ВТО в 1981 г. в Мадриде, дана следующая формулировка туризма: «один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта».
В 1993 г. Статистическая комиссия ООН приняла более широкое определение туризма: «Туризм – это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями».
В Украине в соответствии с Законом «о туризме» туризм это временный выезд лица с места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых или иных целях без осуществления оплачиваемой деятельности в месте, куда лицо отправляется {Абзац второй статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1276-VI от 16.04 .2009}.
Универсальность форм туристского общения позволяет также давать следующую расширительную трактовку понятия туризма как особого рода межличностную деятельность, которая в условиях интернационализации жизни превратилась: в форму использования свободного времени, в средство межличностных связей в процессе политических, экономических и культурных контактов, в один из факторов, определяющих качество жизни.
Все эти определения отражают различные стороны этой сложной системы. Если сформулировать кратко, то туризм – это взаимодействие явлений, возникающих в процессе путешествий, а если говорить о туризме как о сфере экономической деятельности – это производство и реализация туристских услуг и товаров различными организациями, располагающими туристскими ресурсами.
Туризм сегодня по общеукраинским классификаторам не выделяется в отдельную самостоятельную отрасль народного хозяйства. Важной особенностью современного этапа развития туризма и изменения его организационных форм является проникновение в туристский бизнес транспортных, торговых, промышленных, банковских и других компаний. Т.е. по КВЭД туризм проявляется в категориях Транспорт, Временное размещение и организация питания, Торговля, Здравоохранение и т.д.
То есть, в составе отраслей национальной экономики туризм – это диверсифицированный, межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры, который создает новую материальную ценность и реализует её в форме услуг, а также выполняет и реализует нематериальные услуги по обслуживанию туристов, поэтому выполняет производственные и непроизводственные функции. Поэтому многие исследователи с некоторой долей условности туризм называют агрегированной отраслью экономики.
Между тем агрегированный характер туристской индустрии зачастую приводит к недооценке вклада туризма как в национальную, так и в региональную экономики. Оказывая воздействие на развитие многих других секторов деятельности (включая гостиничное хозяйство, транспорт и коммуникации, строительство, сельское хозяйство, розничную торговлю, производство и торговлю сувенирами и др.), туризм является катализатором развития целого блока отраслей и секторов экономики, что зачастую «размывается» в традиционной статистике, учитывающей генерируемые туризмом доходы в составе отраслей. Таким образом, экономическое воздействие туризма определяется по значительно заниженным показателям.
Отсюда и проистекают абсолютно не соответствующие действительному положению вещей оценки доли доходов от туризма в ВВП Украины (менее 0,5 %), затрагивающие лишь самый первый слой доходов от продажи непосредственно турпутевок.
Недооценка значимости туристского комплекса, вызванная отсутствием подхода к нему как к единому целому, является существенным тормозом на пути его развития. Неблагоприятно складывающаяся система приоритетов в широком спектре практических инициатив от реальной экономической политики правительств и администраций до распределения частных инвестиций во многом базируется на размытости статистики туризма и неразвитости анализа его экономического воздействия.
Социальная составляющая роли туризма в жизни общества выражается также через увеличение занятости населения в сфере туризма, поддержание работоспособности и целый ряд других показателей, характеризующих уровень и качество жизни населения.
Поэтому сфера туризма решает задачи социальной сферы, формируя спрос и потребление на услуги (рис. 1).
Рис. 1. Характерные экономические взаимодействия субъектов в сфере туризма
Для экономически развитых стран Западной Европы, США, а также небольших государств, в экономике которых доля туризма высока, вопрос социального влияния туризма приобретает в настоящее время, решающее значение.
Следует отметить, что многие страны, которые, развивая индустрию гостеприимства, первоначально преследовали преимущественно экономические цели, в настоящее время все большее внимание уделяют социальным и экологическим аспектам. Это, например, Испания, Кипр, Греция, Ирландия и др. Социологические опросы показали, что подавляющее число местных жителей (80%) отмечают благотворное влияние туризма на имидж и связывают с ним дальнейшее развитие территории.
Экономическая и социальная ситуация любой страны в целом в области туризма определяется в первую очередь балансом туристской деятельности. Преобладание въездного туризма над выездным и высокие темпы развития внутреннего туризма позволяют формировать активный туристский баланс, оказывающий положительное влияние на экономику страны. Непременным условием формирования активного туристского баланса являются, в первую очередь, функционирование туризма в стране как важнейшего направления в экономике и разработка национальной стратегии развития туристского комплекса страны. Осуществление данной стратегии должно найти свое отражение в национальных проектах, так как оно обеспечивает здоровье нации и ее всестороннее развитие.
Опыт разных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта сфера, насколько она пользуется государственной поддержкой. Забота о туризме на государственном уровне позволяет значительно увеличить экспорт туристских услуг и обеспечить положительное сальдо баланса туризма.
Все международные операции страны отражаются в платежном балансе, который включает баланс текущих операций и баланс движения капиталов. Туристские потоки и связанные с ними поступления валюты или утечка иностранной валюты также отражаются в платежном балансе страны. Так, если резидент страны путешествует за рубежом, то он там тратит и валюту, это отражается отрицательно на балансе его страны и положительно на балансе принимающей страны. По направлению движения валюты можно определить, что для страны, отправляющей своего резидента за рубеж, расходы туриста являются импортом, а для принимающей страны расходы туриста являются экспортом, который как бы несравним с импортом и экспортом товаров. Все это отражается на счете «Туризм». Если счет положительный то это означает, что расходы приехавших в страну туристов превышают расходы туристов, выезжающих из страны, и положительно влияют на платежный баланс страны.
На сегодняшний день выездной туризм преобладает над въездным, т.е. в настоящий момент Украина имеет пассивный туристский баланс.
Ссылаясь на мировой опыт, традиционно принято считать, что благодаря эффекту мультипликатора для каждой страны предпочтителен въездной международный туризм, так как именно такая форма туризма приносит странам весьма весомый валютный доход.