Ценообразование это процесс формирования цен на товары и услуги
Различают 2 метода ценообразования:
1. затратный (производственный) – соответствует ценообразованию в управляемой экономике.
2. Рыночный – свойственен современной экономике.
Суть затратного метода – в основу цены товара заложены затраты, связанные с ее выпуском.
Производитель должен не только возместить издержки производства и обращения, но и получить определенную прибыль, при этом формула цены будет иметь вид:
Ц = С + П, где
С – средние издержки производства и реализации единицы продукции, руб.
П- прибыль, получаемая производителем за единицу товара, руб.
Суть рыночного механизма – цена устанавливается путем выравнивания спроса и предложения, на базе соглашения между двумя сторонами -–продавцом и покупателем, интересы которых столкнулись на свободном рынке.
Главной характеристикой, определяющий отношение спроса и предложения является рыночная цена на продукцию. Цена является одним из основных факторов определения выручки от реализации продукции, а, значит, непосредственно влияет на размер прибыли, получаемой предприятием и его финансово-экономическое состояние.
В условиях плановой экономики цена равна средним издержкам производства и регулируется государством.
В рыночных условиях цена определяется уровнем предельных издержек, тое есть издержек производства признанных рынком партий товара. При снижении спроса и увеличении предложения цена снижается, при увеличении спроса и снижении предложения - увеличивается.
Основными видами цен в условиях рынка являются:
свободные цены, то есть цены которые формируются исключительно на основе соотношения спроса и предложения;
регулируемые цены - цены, уровень которых, с учетом монопольного положения производителя на рынке или высокой социальной значимости производимой продукции, регулируется государством.
Кроме того, в зависимости от целей экономического исследования различают следующие виды цен:
оптовые цены предприятия - по которым предприятие-изготовитель реализует продукцию оптовым перепродавцам в той же отрасли;
оптовые цены отрасли - цены реализации продукции организациям торговли; в том случае, когда реализация осуществляется непосредственно организациям торговли и в цену не включаются издержки и плановая прибыль оптовых баз или складов, данная цена отсутствует;
розничные цены - цена, по которой продукция реализуется конечному покупателю;
закупочные цены - цены, по которым государство закупает продукцию для своих нужд (госрезерв и т.п.); иногда такие цены называют гарантированными, так как уровень цен и объемы реализации устанавливаются заблаговременно и гарантируются государством;
сопоставимые - цены, используемые для измерения динамики физических объемов производства и реализации продукции;
В рыночных условиях используются следующие методы ценообразования:
установление цены по уровню средних издержек плюс прибыль;
установление цены по уровню плановой рентабельности продукции (обеспечение безубыточности и получение целевой прибыли);
установление цены исходя из реальной стоимости продукции;
установление цены на основе уровня средних цен.
По первому из перечисленных методов цена устанавливается на основе себестоимости продукции и стандартной наценки. Размеры наценки меняются в зависимости от вида товара и объема партии реализации.
Расчет цены на основе планового уровня рентабельности основывается на сопоставлении общих (валовых) издержек и предполагаемой плановой прибыли. Размер прибыли должен быть не менее нормальной и, как правило, колеблется к незначительных пределах в зависимости от вида продукции.
Недостатком этих двух методов является то, что они не учитывают действие рыночных механизмов - соотношение спроса и предложения.
При установлении цены на основе реальной ценности товара оцениваются не реальные издержки производства и обращения, а реакция потенциальных покупателей на изменение цены (эластичность спроса). Большая часть сельскохозяйственной продукции обладает низкой эластичностью, что обуславливает необходимость государственного регулирования уровня цен.
При установлении цен на основе уровня средних текущих цен продавец товара также не учитывает собственные издержки производства и реализации, а ориентируется на уровень цен конкурентов на аналогичную продукцию. Если данная цена определяется на этапе организации нового производства следует учитывать изменение спроса и предложения (и, соответственно, уровня равновесной цены) после выхода нового товаропроизводителя на рынок.
Особенности ценообразования в сельском хозяйстве, как уже отмечалось, обусловлены двумя факторами:
низкая эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию, то есть изменение цены на продукцию слабо отражается на уровне спроса на нее;
высокая затратность сельскохозяйственного производства с большой степенью дифференциации структуры и уровня затрат в зависимости от региона и вида выпускаемой продукции.
Эти факторы обуславливают необходимость государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию. Это призвано с одной стороны, защитить население от необоснованного завышения уровня реализационных цен на продукты первой необходимости (хлеб, молоко, мясо), а с другой - поддержать (посредством выделения субвенций и дотаций) те сельскохозяйственного предприятия, которые по природным условиям не могут нормально (рентабельно) функционировать в условиях рыночных цен.