Доходы, уровень жизни населения
И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Что нужно знать:
ü что такое доход;
ü источники дохода;
ü какими способами государство перераспределяет доходы населения;
ü какова социальная защита населения от неравенства доходов и бедности.
Что нужно уметь:
ü чертить кривую Лоренца и ее характеризовать;
ü пояснять значения коэффициента Джини.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Инфляция – обесценение денег, выражающееся в устойчивой тенденции к повышению среднего (общего) уровня цен.
Кривая Лоренцахарактеризует степень неравенства распределения доходов между сформированными для анализа 20–процентными группами населения.
Коэффициент Джинихарактеризует распределение совокупного объема денежных доходов среди 20-процентных групп населения.
Прибыльв предпринимательской сфере – разность между выручкой и полными издержками, или прирост примененного капитала.
Норма прибыли– отношение прибыли к авансированному капиталу, выраженное в процентах.
Реальные доходы населения– стоимостное выражение потребительских благ, приобретаемых и используемых населением для потребления в данный период; характеризуют количество товаров и услуг, которые можно приобрести с учетом изменения розничных цен и налоговых платежей.
Социальная политика – система взаимосвязей между государством и социальными слоями общества, индивидами по поводу социальных обязательств, поддержания определенного уровня благосостояния членов общества.
Трансфертные платежи – передаточные платежи, выплаты частным предпринимателям и населению из государственного бюджета (источником служат налоги); форма перераспределения части мобилизованных в доходы государственного бюджета средств.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1
На базе статистических данных за 1997 год о распределении доходов между 20 % группами населения России постройте кривую Лоренца:
Первая группа (с наименьшими доходами) 6,2
Вторая 10,7
Третья 15,2
Четвертая 21,6
Пятая (с наивысшими доходами) 46
График:
Задание 2
Найдите правильный ответ.
Правительство обеспечивает социальные выплаты (пособия безработным, многодетным семьям, одиноким матерям, инвалидам и другим нуждающимся в помощи гражданам:
а. преимущественно за счет эмиссии денег
б. преимущественно за счет внешних или внутренних государственных займов
в. за счет перераспределения налоговых поступлений в государственном бюджете
г. других источников
Ответ:
____________________________________________________
Задание 3
Охарактеризуйте важнейшие методики измерения «неравенства распределения доходов» в национальной экономике.
Ответ:
Задание 4
Как Вы понимаете проблему бедности, каковы механизмы ее сокращения?
Ответ:
Задание 5
Как Вы оцениваете необходимость социальной ориентации современной российской экономики?
Ответ:
Задание 6
Примерно за последние 50 лет разрыв в уровнях доходов различных категорий населения США сократился. Выскажите свое мнение, отвечая на следующие вопросы:
1. Является ли перераспределение доходов инструментом макроэкономической политики государства?
2. Каким образом государство осуществляет перераспределение доходов?
3. Справедливо ли неравенство в доходах или несправедливым является именно равенство?
Ответы:
Задание 7
В США существует система, поддерживающая уровень доходов малоимущих слоев населения. Она состоит из программ социального страхования, компенсирующих потери доходов при уходе на пенсию и временной безработице, и благотворительных программ для нетрудоспособных и неполных семей с детьми.
Считаете ли Вы, что данная система поддержания уровня доходов способствует повышению экономической эффективности?
Ответ:
Задание 8
Определите, верно или неверно.
1. Если в течение данного периода цена и денежный доход выросли в одинаковой пропорции, реальный доход остается неизменным.
2. Получатель трансфертных выплат должен что-либо отдавать за них государству.
3. Минимальная зарплата в России равна стоимости «потребительской корзины».
4. Прожиточный минимум в России, равен минимальной заработной плате.
5. Прожиточный минимум является подвижной величиной, на него влияет текущее состояние экономики, уровень жизни в стране, потребительские стереотипы.
Задание 9
Студенты Иван, Петр и Юрий имели на первом курсе доходы 10, 40 и 50, а на втором курсе – 64, 16 и 60 тыс. рублей соответственно. Как изменилось за год неравенство доходов?
Ответ:
Практическая работа № 7 (14)