Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика
Последствия инфляции для населения зависят оттого, является инфляция ожидаемой или непредвиденной. В условиях ожидаемой инфляции ее последствия менее значительны. Реальную покупательную способность денег отражает реальная ставка процента (r). В условиях ожидаемой инфляции существует возможность минимизировать величину падения реальных доходов: рабочие заранее договариваются с работодателями о повышении минимальной ставки зарплаты, фирмы предусматривают повышение цен на свою продукцию, пропорционально ожидаемой инфляции. Номинальная процентная ставка изменяется так, что реальная ставка процента остается неизменной, т.е. на сколько процентов вырастет инфляция, на столько же процентов увеличится номинальная ставка банковского процента.
Однако существует общее последствие ожидаемой и непредвиденной инфляции – снижение покупательной способности денег, т.е. уменьшение количества товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу.
Снижение покупательной способности денег усиливается выпуском дополнительных денег государством в условиях дефицита государственного бюджета. Печатая деньги для финансирования своих расходов, государство увеличивает предложение денег.
Доход государства от дополнительного выпуска денег получил название сеньораж.
Рост денежной массы оборачивается для населения уплатой инфляционного налога – налога на покупательную способность денег, представляющую собой разницу между величинами покупательской способности денег в начале и в конце периода, в течение которого происходила инфляция. Поскольку инфляционный налог возрастает с увеличением количества наличных денег, то население стремится иметь этих денег меньше. Поэтому в период гиперинфляции происходит процесс, называемый «бегством от денег».
Связь номинальной ставки процента и реальной ставки процента представлена в уравнении Фишера:
i = r + n
где n – темп инфляции; r – реальная ставка процента; i – номинальная ставка.
Уравнение Фишера и количественная теория денег позволяют проследить связь между приростом денежной массы и номинальной ставкой процента. Прирост денежной массы ведет к увеличению номинальной ставки процента. Эту связь называют эффектом Фишера.
В краткосрочном периоде банки не успевают быстро изменить назначаемую ими ставку процента (i). Некоторое время реальная ставка будет занижена на величину инфляции: r = i - n. Если темпы инфляции выше 10%, то используется более точная формула для определения реальной ставки процента:
Использование этой формулы позволяет не просто рассчитать величину дохода (реальной стайки процента), но и оценить ее покупательную способность, поскольку в знаменателе (1 + n) представлен новый уровень цен с учетом инфляции.
Эффект Фишера проявляется только в условиях прогнозируемой (ожидаемой) инфляции.
В условиях непрогнозируемой (непредвиденной) инфляции избежать падения реальных доходов нельзя. Последствием непредвиденной инфляции является перераспределение дохода и богатства между различными группами населения. Доходы перемещаются от кредиторов к должникам, от рабочих к фирмам, от людей с фиксированными доходами к лицам с нефиксированными доходами; от людей, имеющих накопления в денежной форме, к людям, не имеющим накоплений; от пожилых к молодым. В периоды непредвиденной инфляции выгодно брать кредиты, поскольку долг возвращается подешевевшими деньгами, и должник получает непредвиденный выигрыш.
Понижение реальных доходов в условиях непредвиденной инфляции прежде всего касается лиц с фиксированными доходами (пенсионеров, студентов, работников бюджетной сферы). Эта категория лиц лишена возможности повысить свои поминальные доходы. Если не проводится полная индексация, то их реальные доходы падают.
По мере роста темпов инфляции реальная ценность накоплений падает, поэтому реальное богатство людей, имеющих денежные накопления, снижается.
Издержки инфляции испытывает и государство. В условиях инфляции население обычно опаздывает с выплатой налогов. В результате реальная ценность налоговых поступлений снижается. В экономической литературе это явление известно как «эффект Оливера - Танзи». Правительство стремится избежать данного эффекта и прибегает к повышению частоты уплачиваемых налогов.
Антиинфляционная политика имеет множество вариантов. Однако ни один из вариантов не рассчитан на абсолютное устранение инфляции, поскольку инфляционные процессы наблюдаются постоянно, в каждой национальной системе, где присутствует денежное обращение.
Кейнсианская концепция антиинфляционного регулирования выделяет в качестве приоритетного направления обуздание инфляции увеличением совокупного предложения путем увеличения эффективного спроса. Для этого необходимо увеличить государственные инвестиции с их значительным мультипликативным эффектом через размещение крупных государственных заказов. На ряду с этим необходимо удешевить кредиты, что будет стимулировать частные инвестиции. Рост инвестиционного спроса обусловит рост предложения, что окажет понижающее давление на цены.
Однако увеличение обусловленных крупными государственными заказами расходов бюджета влечет рост бюджетного дефицита.
По Кейнсу, этот дефицит должен покрываться не за счет дополнительной денежной эмиссии (что усугубило бы инфляцию), а за счет государственных займов, которые будут погашаться когда инфляция приобретет умеренные темпы.
Антиинфляционная политика, по мнению неоклассиков и монетаристов, прежде всего, должна располагать комплексом мер воздействия на факторы, обуславливающие возникновение инфляции. Главная проблема заключается в обеспечении функционирования свободного от государственного вмешательства денежного рынка, укреплении национальной денежной системы, замораживании сбережений и зарплаты, сокращении социальных программ. Либерализация рынка направлена на активизацию частных инвестиций. При этом ставка за кредит не должна понижаться, она может даже возрастать, что при сокращении государственных субсидий будет способствовать очищению рынка от неэффективных предприятий.
Антиинфляционная политика может быть ориентирована на постепенное приспособление экономики к высокой инфляции. Это адаптивная политика, известная как «градуалистская». Инструментами данной политики является индексация доходов, прежде всего заработной платы. Индексация может быть частичной или полной, в зависимости от величины доходов. Обычно полностью компенсируются потери из-за роста цен у лиц с меньшими доходами.
В целях адаптации к условиям роста цен при прогнозируемой инфляции компенсация доходов может иметь упреждающий характер. Ставки и оклады в заключаемых контрактах устанавливаются с учетом предполагаемого роста цен, т.е. уровня ожидаемой инфляции.
Наряду с адаптационными мерами градуалистская политика предполагает комплекс мер по проведению активной структурной и инвестиционной политики.
Если в национальном хозяйстве наблюдается инфляция спроса, то правительство особое внимание уделяет регулированию денежного обращения:
• в этих целях ограничивается денежная эмиссия, устанавливается строгое соотношение между ростом денежной массы и ростом реального ВВП;
• повышается норма обязательных резервов, ставка рефинансирования.
В целях предотвращения «бегства» от дешевых денег проводится ревальвация – повышение курса национальной валюты.
Если наблюдается инфляция издержек, то правительство уделяет внимание разработке мер по формированию конкурентной среды; в частности, большое внимание уделяется антимонопольному законодательству, снижению таможенных пошлин на ввозимое оборудование, стимулированию фирм, внедряющих в производство новые технологии.
Принятая в России модель проведения рыночных реформ в первую очередь предполагала перестройку ценовой политики. В январе 1992 г. правительством во главе с Е.T. Гайдаром была объявлена либерализация цен, в результате которой только за 1992 г. цены выросли в 25 раз, сбережения населения обесценились до нуля. Инфляционный вал стал основой российской гиперинфляции, которая имела место до 1995 г.
Главным инструментом антиинфляционной политики стало ограничение совокупного спроса посредством проведения жесткой денежно-кредитной финансовой политики. Рост денежной массы отставал от потребностей рынка в силу непрекращающегося роста цен. Возник «кризис платежей», который выразился в росте задолженности по зарплате и социальным трансфертам. Большинство макроэкономических показателей за годы реформ снизились настолько, что по своим последствиям превосходили Великую депрессию 1929-1933 гг. В 1996 г. реальный ВВП составил менее половины от уровня 1990 г., на 80% снизились инвестиции.
Спад производства отрицательно сказывался на поступлении налоговых платежей в государственный бюджет. Для покрытия дефицита государственного бюджета стали использоваться инструменты краткосрочной антиинфляционной политики. Главным инструментом стала продажа высокодоходных государственных облигаций (ГКО – государственные краткосрочные обязательства). По сути, ГКО стали фактором, искусственно занижающим инфляцию, и, в конечном счете, обернулись высокими социальными издержками для населения. Система рыночного саморегулирования не без участия государства привела к снижению инфляции в большинстве стран мира (от 8-10% в 70-е гг. XX в. до 2-3% в начале XXI в.): США – 2,8%, Англия – 1,8%, Япония – 0,7%. Противоположная динамика наблюдается в уровне безработицы, который неуклонно повышается: от 1-3% (70-е гг. XX в.) до 6-8% (1990-е гг.). Безработица в США в 2001 г. составила 6,0 %, Англии – 5%, Японии – 5,3% (в 1970 г. – 4,8%, 3%, 1,1% соответственно).
Контрольные вопросы
1. В чем сущность инфляции?
2. Какие факторы влияют на инфляцию спроса?
3. Какие индексы используются для измерения уровня инфляции?
4. Каков механизм развития «инфляционной спирали»?
5. Какие критерии используются для разграничения умеренной, галопирующей и гиперинфляции?
6. Как отразится на уровне цен повышение заработной платы бюджетникам, увеличение выплат по безработице?
7. Какие существуют меры зашиты от инфляции?
8. Что такое инфляционный налог?
9. Какие факторы являются инфляционными в соответствии с количественной теорией денег?
10. Какие слои населения выигрывают и какие слои населения проигрывают от инфляции?
11. В чем заключаются особенности инфляционных процессов в Российской Федерации?