Вставьте пропущенные слова и словосочетания. Тема 3. Производственные возможности общества
Тема 3. Производственные возможности общества
Экономическая эффективность. Экономический выбор. Производственные возможности общества. Кривая производственных возможностей (кривая трансформации). Эффективное использование ресурсов. Альтернативная стоимость, альтернативные издержки. Закон возрастания альтернативных издержек. Эффективность Парето. Экстенсивные и интенсивные факторы расширения производственных возможностей. Абсолютные и сравнительные преимущества.
Основные понятия и определения
Каждому из определений подберите соответствующий термин или понятие.
1. Графически представленная совокупность комбинаций двух товаров, производимых в условиях полного использования ресурсов (полной занятости).
2. Увеличение количества имеющихся ресурсов общества, расширяющее производственные возможности общества.
3. Состояние экономики, при котором максимально возможно удовлетворяются потребности всех членов общества при полном использовании имеющихся ресурсов.
4. Соотношение объема выпуска экономических благ и затрат ресурсов на их производство.
5. Состояние экономики, при котором ресурсы используются не полностью (простаивает оборудование, не обрабатывается земля, имеется безработица и т.д.), в результате чего недопроизводятся экономические блага.
6. Способность страны производить товар с меньшими альтернативными издержками.
7. Качественное улучшение использования имеющихся ресурсов, способствующее росту производительности труда.
8. Потенциальный объем выпуска экономических благ, который может быть получен при полном (эффективном) использовании всех ресурсов общества.
9. Принцип, согласно которому, чем больше производится товара, тем дороже обходится каждая последующая производимая его единица.
10. Потери (упущенные выгоды) общества, вызванные необходимостью выбирать один из возможных вариантов использования ресурсов.
а) Экономическая эффективность б) Производственные возможности общества в) Альтернативные издержки г) Кривая производственных возможностей д) Эффективная экономика | е) Неэффективная экономика ж) Закон возрастания альтернативных издержек з) Экстенсивные факторы роста и) Интенсивные факторы роста к) Сравнительное преимущество |
Вставьте пропущенные слова и словосочетания
1. Проблема выбора оптимального решения исходит из проблемы _________________ использования ресурсов.
2. Каждая точка на кривой производственных возможностей отражает определенную _________________, для которой характерно _________________ использование ресурсов.
3. Эффективной является экономика, которая _________________ использует свои ресурсы. Данное состояние экономики называют _________________.
4. Кривая производственных возможностей отражает _________________ зависимость между количествами двух производимых в обществе товаров.
5. Понятие максимальной полезности общества ввел ученый _________________.
6. Экономика полной занятости, желающая увеличить выпуск товара А, должна _________________ определенным количеством товара Б.
7. Чем больше производится товара А, тем _________________ альтернативные издержки его производства.
8. Существование альтернативных (вмененных) издержек графически отражается в _________________ характере кривой производственных возможностей.
9. Отказ от возможности работать и получать доход можно рассматривать как _________________ для студента.
10. _________________ труда – важнейший показатель эффективности экономики.
11. Состояние оптимума Парето графически отражает _________________ точка на кривой производственных возможностей.
12. При воздействии экстенсивных и интенсивных факторов меняются _________________, что отражается в _________________ кривой производственных возможностей.
13. Совершенствование технологии, улучшение организации производства, рост производительности труда указывают на действие _________________ факторов экономического роста.
14. Миграция рабочей силы, увеличение продолжительности рабочего дня указывают на воздействие _________________ факторов экономического роста.
15. Расширение ресурсной базы свидетельствует о том, что общество _________________ производить больше благ.
16. Кривая производственных возможностей иллюстрирует _________________ выбор экономических решений.
17. Сравнительное преимущество в производстве товара А есть у той страны, которая производит его с _________________ альтернативными издержками.
18. Две страны получат максимальную общую выгоду в случае, если каждая из них будет специализироваться на товарах, в производстве которых имеет _________________ преимущество.
Вопросы и задания
1. В мире производятся тысячи товаров. Почему на кривой производственных возможностей изучается зависимость только двух видов товаров?
2. Приведите примеры действия экстенсивных и интенсивных факторов расширения производственных возможностей общества.
3. В городе работают 10 предприятий, которые производят тракторы и сеялки. Каждое предприятие может произвести либо 35 тракторов, либо 50 сеялок.
а) Начертите кривую производственных возможностей данного города.
б) Повышение технологического уровня производства тракторов привело к тому, что каждое предприятие может производить 38 тракторов. В то же самое время количество производимых сеялок снизилось до 42 штук. Определите, как это отразится на положении кривой и как изменятся производственные возможности города (увеличатся, уменьшатся или останутся прежними).
4. На рисунке изображена кривая производственных возможностей определенной экономики.
В настоящее время экономика находится в точке О. В какие из четырех точек А, Б, В, Г может сместиться производственный выбор общества (при прочих равных условиях) в следующих случаях:
а) при увеличении добычи нефти,
б) при увеличении расходов государства на развитие техники и технологий,
в) при снижении производительности труда,
г) при увеличении производительности труда,
д) при стимулировании потребительского спроса.
5. Точки X, Y, Z на нижеприведенной кривой производственных возможностей характеризуют различную степень участия государства в развитии экономики.
Укажите, какая из точек характеризует ситуацию с минимальным, умеренным и высоким уровнем вмешательства государства в экономику. Ответ обоснуйте.
6. На рисунке ниже представлены линии производственных возможностей двух экономик – I и II.
а) Рассчитайте альтернативные стоимости хлеба и телевизоров в двух экономиках. В какой экономике альтернативная стоимость производства хлеба выше? Как это отражается на величине угла наклона соответствующей линии?
б) Начертите совокупную кривую производственных возможностей двух экономик по производству хлеба и телевизоров.
7. Федор отказался от поездки за границу стоимостью 80 тыс. руб. и купил автомобиль стоимостью 200 тыс. руб. Рассчитайте альтернативную и полную стоимость решения Федора, если 50 тыс. руб. на покупку автомобиля ему добавил отец.
8. Работница швейного цеха может сшить 3 жилета за 1 час или 5 рубашек за 2 часа.
а) Постройте кривую производственных возможностей для бригады работниц из 10 чел. за 40-часовую рабочую неделю.
б) Рассчитайте альтернативные затраты на производство 1 жилета и 1 рубашки.
в) Определите, как изменится кривая производственных возможностей, если трудозатраты производства жилетов сократятся вдвое.
9. Рассчитайте на основе данных из таблицы альтернативные издержки производства автомобилей и самолетов.
Количество самолетов, шт. | Количество автомобилей, шт. | Альтернативные издержки производства автомобилей | Альтернативные издержки производства самолетов |
Поясните, как меняются альтернативные издержки (увеличиваются, уменьшаются, не изменяются)? Согласуется ли их динамика с законом возрастания вмененных (альтернативных) издержек?
10. Россия и Китай производят электродрели и шьют пальто. В таблице, приведенной ниже, указан суточный объем производства данных товаров в обеих странах.
Страны | Электродрели, шт. | Пальто, шт. |
Россия | ||
Китай | ||
Альтернативные издержки производства: | ||
в России | ||
в Китае |
а) Постройте кривые производственных возможностей для России и Китая.
б) Рассчитайте альтернативную стоимость производства электродрелей и пальто для каждой из стран. Определите, какая страна обладает сравнительными преимуществами в производстве электродрелей, а какая – в производстве пальто.
в) Рассчитайте общий экономический выигрыш в случае, если каждая страна будет специализироваться на товарах, в производстве которых имеет сравнительное преимущество.
11. Бразилия производит кофе и виноград. Максимально возможный выпуск кофе равен 40 тыс. тонн в год, винограда – 100 тыс. тонн.
а) Постройте кривую производственных возможностей. Найдите альтернативные издержки производства кофе и винограда.
б) Определите выпуск кофе при объеме производства винограда 60 тыс. тонн; 20 тыс. тонн.
в) Если страна отказывается от производства 20 тыс. тонн винограда в пользу кофе при тех же ресурсах, как будет выглядеть новая кривая производственных возможностей?
12. Фирма решает, какой станок ей приобрести, и рассматривает два варианта: станок фирмы «Бретон» за 700 у.е., затрачивающий на требуемый выпуск продукции 20 кг сырья, и фирмы «Шерил» за 200 у.е., затрачивающий на тот же выпуск 60 кг сырья. Выясните, станок какой фирмы целесообразно приобрести фирме, если цена килограмма сырья равна 10 у.е. Изменится ли решение фирмы, если цена сырья увеличится до 15 у.е.?
Тестовые задания
1. Кривая производственных возможностей показывает:
а) количество ресурсов, необходимых для производства двух товаров;
б) наилучшую комбинацию ресурсов, необходимых для производства двух товаров;
в) альтернативные комбинации двух товаров, произведенных при полном использовании ресурсов;
г) все возможные комбинации двух товаров, которые можно произвести при имеющихся ресурсах.
2. На основе анализа кривой производственных возможностей можно определить:
а) преимущество одного товара перед другим;
б) альтернативную стоимость каждого из товаров;
в) количество ресурсов, имеющихся в обществе;
г) уровень развития технологий в данной стране по сравнению с другими странами;
д) сравнительные преимущества данной страны.
3. Движение точки вдоль кривой производственных возможностей означает:
а) изменение комбинации товаров при максимальном использовании имеющихся в экономике ресурсов;
б) изменение количества задействованных ресурсов;
в) изменение соотношения между объемом задействованных ресурсов;
г) изменение уровня эффективности использования ресурсов.
4. Все комбинации двух товаров, представленные в виде точек на кривой производственных возможностей, отражают зону:
а) наиболее эффективного использования ресурсов;
б) неэффективного использования ресурсов;
в) потенциального расширения производственных возможностей общества;
г) потенциального уменьшения производственных возможностей общества.
5. Все комбинации двух товаров, представленные в виде множества точек от начала координат левее кривой производственных возможностей, отражают зону:
а) наиболее эффективного использования ресурсов;
б) неэффективного использования ресурсов;
в) потенциального расширения производственных возможностей общества;
г) потенциального уменьшения ресурсной базы общества.
6. Все комбинации двух товаров, представленные в виде множества точек правее и выше от кривой производственных возможностей, отражают зону:
а) наиболее эффективного использования ресурсов;
б) неэффективного использования ресурсов;
в) потенциального расширения производственных возможностей общества;
г) потенциального уменьшения производственных возможностей общества.
7. Сдвиг кривой производственных возможностей может означать (выберите несколько вариантов ответа):
а) изменение количества производимых товаров при неизменном количестве и качестве использования имеющихся ресурсов;
б) изменение количества имеющихся в обществе ресурсов;
в) изменение стандартов качества жизни;
г) изменение уровня эффективности использования ресурсов.
8.При обнаружении нового месторождения полезных ископаемых кривая производственных возможностей экономики:
а) сдвинется вправо вверх; б) сдвинется влево вниз;
в) не изменит своего положения; г) трудно сказать.
9. Внедрение более совершенных технологий в процесс производства означает:
а) расширение производственных возможностей экономики за счет экстенсивных факторов;
б) расширение производственных возможностей экономики за счет интенсивных факторов;
в) сужение производственных возможностей за счет роста затрат на внедрение технологий;
г) сохранение производственных возможностей экономики на прежнем уровне, т.к. внедрение технологий не является фактором развития общества.
10. Сдвигу кривой производственных возможностей вправо вверх может способствовать:
а) рост объемов производства какого-либо из двух товаров;
б) перераспределение ресурсов в пользу более дорогого товара;
в) рост производительности труда;
г) увеличение альтернативных издержек производства какого-либо из двух товаров.
11. Экономику, которая полностью использует свои ресурсы, называют (выберите несколько вариантов ответа):
а) эффективная экономика; б) максимальная экономика;
в) полная экономика; г) экономика полной занятости.
12. Ниже представлена кривая производственных возможностей отсталой страны.
Для того, чтобы в кратчайшие сроки перейти на новый технологический уровень развития, страна должна находиться в точке:
а) Е; б) К; в) Л; г) М.
13. Переход из точки М в точку К на рисунке к заданию 12 может означать (выберите несколько вариантов ответа):
а) снижение расходов государства на инвестиции;
б) рост эффективности производства;
в) увеличение количества вовлеченных в производство ресурсов;
г) рост затрат на единицу продукции;
д) переход от состояния неполной занятости к состоянию полной занятости.
14. Переход из точки Е в точку Л на рисунке к заданию 12 может означать (выберите несколько вариантов ответа):
а) снижение расходов государства на инвестиции;
б) снижение эффективности производства;
в) снижение количества вовлеченных в производство ресурсов;
г) рост уровня потребления в стране;
д) изменение приоритета государственной политики в сторону развития потребительского рынка.
15. На рисунке представлена кривая производственных возможностей экономики, производящей товары А и Б.
Если экономика постепенно переходит из точки Е в точку F, затем в G и H, то альтернативные издержки производства дополнительной единицы товара Б составляют:
а) 6, 12 и 16 единиц товара А; б) 16, 12 и 6 единиц товара А;
в) 1, 3 и 8 единиц товара А; г) 6, 4 и 2 единиц товара Б.
16. Альтернативные издержки строительства моста на о. Русский – это:
а) стоимость сырья и материалов, используемых в процессе строительства;
б) плата за проезд по мосту, которую предполагается брать с жителей в будущем;
в) неформальные расходы, связанные с коррупцией;
г) стоимость благ, производство которых принесено в жертву строительству моста.
17.Ниже на графике изображены кривые производственных возможностей двух экономик – I и II.
Наклон угла α отражает:
а) альтернативные издержки производства товара Б во II-й экономике;
б) альтернативные издержки производства товара Б в I-й экономике;
в) альтернативные издержки производства товара А во II-й экономике;
г) угол α не может отражать альтернативные издержки какого-либо из товаров.
18. Альтернативные издержки производства товара А в I-й экономике (см. рисунок к заданию 17) равны:
а) 1,5 единиц товара Б; б) 0,6 единиц товара Б;
в) 2,4 единиц товара Б; г) 6 единиц товара Б.
19. Согласно рисунку к заданию 17, альтернативные издержки производства товара Б:
а) меньше в I-й экономике;
б) меньше во II-й экономике;
в) равны в обеих экономиках;
г) невозможно определить на основе имеющихся данных.
20. Состояние, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов, и невозможно увеличить производство одного товара без ущерба для производства другого, называют:
а) эффективностью Парето; б) эффективностью Рикардо;
в) эффективностью производства; г) наивысшей справедливостью.
21. Служащий банка получает заработную плату в размере 25 тыс. руб. в месяц. Занимаясь бизнесом, он мог бы зарабатывать 40 тыс. руб. в месяц. Годовые альтернативные издержки работы в банке составляют:
а) 180 тыс. рублей; б) 300 тыс. рублей;
в) 480 тыс. рублей; г) 780 тыс. рублей.
22. Бригада из 10 человек окучивает ряды с картошкой и капустой. Один человек за один день может окучить 30 рядов капусты, а за два дня – 50 рядов картошки. В каких точках пересечет оси координат кривая производственных возможностей всей бригады в рамках 5-дневной рабочей недели?
а) 15 рядов капусты и 12,5 рядов картошки;
б) 300 рядов капусты и 1000 рядов картошки;
в) 1500 рядов капусты и 1250 рядов картошки;
г) 2000 рядов капусты и 1750 рядов картошки.
23. Страна располагает двумя комбинациями производства огурцов и помидоров:
Варианты | Производство огурцов, млн. тонн | Производство помидоров, млн. тонн |
А | ||
Б |
Альтернативные издержки роста производства огурцов с 90 до 120 млн. тонн составят:
а) 30 млн. тонн помидоров, или 1,5 помидора за 1 огурец;
б) 20 млн. тонн помидоров, или 2/3 помидора за 1 огурец;
в) 10 млн. тонн помидоров, или 1/3 помидора за 1 огурец;
г) 50 млн. тонн помидоров, или 1,7 помидора за 1 огурец.
24. Малайзия и Индонезия собирают магнитофоны и плейеры по японской технологии. Ниже в таблице указаны производственные возможности этих стран.
Страны | Производство магнитофонов, шт. | Производство плейеров, шт. |
Малайзия | ||
Индонезия |
Альтернативные издержки производства магнитофонов и плейеров в Индонезии составят:
а) 1,9 и 0,5 соответственно; б) 0,5 и 1,9 соответственно;
в) 1,7 и 0,6 соответственно; г) 0,6 и 1,7 соответственно.
25. В результате анализа таблицы к заданию 24 можно сделать следующие выводы (выберите несколько вариантов ответа):
а) сравнительным преимуществом в производстве магнитофонов обладает Индонезия;
б) сравнительным преимуществом в производстве магнитофонов обладает Малайзия;
в) сравнительным преимуществом в производстве плейеров обладает Индонезия;
г) сравнительным преимуществом в производстве плейеров обладает Малайзия.
26. Если Малайзия и Индонезия будут специализироваться только на товарах, в производстве которых они имеют сравнительные преимущества (см. таблицу к заданию 24), то общий объем производства обеих стран составит:
а) 750 магнитофонов и 1250 плейеров; б) 480 магнитофонов и 920 плейеров;
в) 480 магнитофонов и 1250 плейеров; г) 750 магнитофонов и 920 плейеров.
27. Страна производит мясо и молоко. Увеличение выпуска молока на 5 весовых единиц требует сокращения производства мяса на 8 единиц. Максимально возможный объем производства мяса равен 30 000 единиц в год. Максимальное количество молока, которое может выпускать страна в год, составляет:
а) 10 000 единиц; б) 12 250 единиц;
в) 15 500 единиц; г) 18 750 единиц.
28. К интенсивным факторам экономического роста относится:
а) увеличение длительности рабочего дня; б) увеличение спроса на товары;
в) внедрение инновационных технологий; г) увеличение экспорта сырья.
29. К экстенсивным факторам экономического роста относится (выберите несколько вариантов ответа):
а) рост занятости населения при сохранении технологического уровня производства;
б) увеличение длительности рабочего дня; в) повышение производительности труда;
г) экономия затрат на производство; д) миграционный приток в страну.
30.Кривая производственных возможностей является прямой линией в случае, когда:
а) имеющиеся в обществе ресурсы используются не полностью;
б) достигается максимально узкая специализация производства;
в) товары и ресурсы потребляются одновременно;
г) отсутствует специализация производства, и все ресурсы взаимозаменяемы.