Излишек производителя в краткосрочном периоде
в г^1. 4 мы определяли излишек потребителя как разни-ЦУ ме^нду тем максимумом, который человек готов заплатить за товар, и рыночной ценой этого товара. Цена товара для потребителя представляет собой его издержки при потреблении этого товара. Аналогичная концепция применима J1 к фирмам. Если предельные издержки растут,
цена продукта ьыше, чем предельные издержки по каждой произведенной единице, за исключением последней. В итоге фирма получает излишек по всей выпущенной продукции, кроме последней единицы. Излишек производителя для фирмы является суммой по всем единицам производства разницы между рыночной ценой товара и предельными издержками производства.
Рис. 8.11 показывает излишек производителя для фирмы, которая имеет растущие предельные и средние переменные издержки. Максимизирующий прибыль объем производства q* достигается тогда, когда P = MC. Излишек производителя показан заштрихованным участком под горизонтальной кривой спроса и выше кривой предельных издержек, от нулевого объема производства до объема выпуска продукции, максимизирующего прибыль.
Сумма предельных издержек при производстве всех единичных объемов от нулевого до q* равна суммарным переменным издержкам при производстве объема q*. Предельные издержки отражают прирост издержек в результате увеличения объема выпуска продукции. Так как постоянные издержки не зависят от объема производства, сумма всех предельных издержек должна быть равна сумме переменных издержек фирмы. Таким образом, изли-
AVC
Выпуск
Рис. 8.U. Графическое изображение излишка производителя для фирмы
г
Цена
Выпуск
Рис. 8.12. Графическое изображение излишка производителя для отрасли промышленности
шек производителя может альтернативно быть определен как разница между доходом фирмы и суммой ее переменных издержек. На рис. 8.11 излишек производителя представлен также прямоугольником ABCD.
Получение фирмами излишка производителя зависит от издержек производства. Фирмы с высокими издержками имеют низкий уровень излишка производителя, и наоборот. Мы можем сложить все эти индивидуальные эффекты, применяя понятие излишков производителя к совокупному рыночному предложению.
На рис. 8.12 кривая рыночного предложения начинается от вертикальной оси в точке, которая представляет собой средние переменные издержки фирмы с наименьшими издержками в отрасли. Излишек производителя показан заштрихованной площадью, лежащей ниже рыночной цены и выше кривой предложения для объема производства от О до Q*.
Излишек производителя измеряется разностью между доходами и переменными издержками. Излишек производителя будет больше экономической прибыли до тех пор, пока фирма возмещает постоянные издержки, или, в более общем виде, до тех пор, пока фирма имеет вмененные издержки, связанные с производством, где нет явных затрат. Мы остановимся более подробно на разнице между излишком производителя и прибылью после того, как проанализируем решения фирмы относительно объема производства на долговременном этапе.