Тема 12. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения как форма взаимоотношений между продавцами с целью ограничения конкуренции
Базовый анализ рынков, особенностей конкуренции, причин и последствий монопольной власти до сих пор опирался на анализ рынка как такового. Нами практически игнорировались проблемы, возникающие в результате особенностей взаимоотношений между производителями промежуточной и конечной продукции, между производителями и дистрибьютерами товара. В неявном виде анализ монопольной власти отталкивался от одномерного представления о фирме как продавце потребительских товаров. Потери общества от монопольной власти рассматривались в первую очередь как потери потребителей вследствие ограничения продавцами объема продаж и понижения цены. Ограниченность такого подхода очевидна: монопольная власть на рынке промежуточной продукции влияет на остроту и особенности конкуренции не менее, если не более сильно, чем монопольная власть на рынке конечной продукции. Это связано прежде всего с особенностями спроса на промежуточную продукцию: как правило, возможности ее замещения у фирм-покупателей существенно ниже, нежели возможности замещения потребительских товаров. Кроме того, изменение цен на промежуточную продукцию в результате усиления или ослабления рыночной власти оказывает существенное влияние на положение производителей и потребителей во многих секторах экономики (вспомним классический пример - создание ОПЕК явилось одним из важнейших событий послевоенной экономической истории, последствия которого проявляются вплоть до настоящего времени). Данная глава ставит целью рассмотреть причины и последствия особых форм взаимоотношений между производителями и продавцами на рынке - вертикальной интеграции и вертикальных ограничений.
Прежде чем перейти к анализу проблем вертикальной интеграции и вертикальных ограничений, определим сами эти понятия. В рыночной экономике существуют такие организационные формы ограничения конкуренции:
Степень устойчивости (от неустойчивых к устойчивым формам) | Организационные формы ограничения конкуренции | |
Горизонтальные | Вертикальные | |
Соглашения | Картели | Долгосрочные соглашения о поставке |
Участие в собственности | Участие в капитале, синдикаты, взаимное членство в советах директоров | Участие в капитале, совместное управление, взаимное членство в советах директоров |
Слияния и поглощения | Тресты, концерны | Вертикальные концерны |
Причины и результаты горизонтальных объединений частично уже были рассмотрены нами, частично - будут рассмотрены в главе о стратегическом взаимодействии фирм на рынках. Объектом анализа в этой главе станет вертикальный контроль, включающий в себя как разновидности вертикальную интеграцию и вертикальные ограничения. Вертикально интегрированной называется фирма, включающая более одной стадии производства конечной продукции, в противоположность неинтегрированной фирме, приобретающей сырье и материалы для производства товара. Однако и неинтегрированная фирма может заключать долгосрочные контракты со своими поставщиками и покупателями, в которых помимо цен оговариваются вопросы особых условий поставки, особых условий реализации произведенной продукции, нормативов запасов, минимальной или максимальной цены перепродажи и т. д. Такие типы контрактов называются вертикальными ограничениями.
Основные вопросы, которые нам предстоит проанализировать в связи с вертикальной интеграцией и вертикальными ограничениями, - каковы основные стимулы к вертикальной интеграции и вертикальным ограничениям, какие проблемы призваны решить вертикальные ограничения в отношениях между производителями на разных этапах технологической цепочки, а также между производителем и дистрибьютором, как вертикальная интеграция и вертикальные ограничения воздействуют на рыночную структуру, какой должна быть государственная политика в отношении вертикальной интеграции.
Вопросы для самопроверки.
1. В каких случаях вертикальная интеграция позволяет использовать схему ценовой дискриминации?
2. Как вертикальная интеграция влияет на положение фирм-аутсайдеров, не входящих в вертикально интегрированные объединения, а также потенциальных конкурентов-производителей конечной продукции?
3. Какие внешние эффекты могут возникать в отношениях между производителями и дистрибьюторами?
4. Что такое франчайзинг? Почему франчайзинг можно рассматривать как разновидность вертикального контроля?
Задачи и ситуации.
1. Фирма-монополист, производящая конечную продукцию Z, продает ее на рынке, где спрос описывается формулой Qdz = 100 - Pz. В производстве конечного продукта используются два типа промежуточной продукции - X и Y. Производственная функция Qz = =√XY Рынок промежуточной продукции Y является рынком совершенной конкуренции, причем средние издержки производства постоянны и равны 1. На рынке промежуточной продукции X действует фирма-монополист, производящая товар со средними издержками 0,5.
а) определите функцию спроса на промежуточную продукцию X и ценовую эластичность спроса; сделайте выводы относительно оптимальной ценовой политики продавца промежуточной продукции по отношению к производителю товара Z;
б) представим себе, что производитель промежуточной продукции X выбирает между тремя вариантами ценообразования на товар:
Рх = 1; Рх = 4; Рх - 9.
Для каждого уровня цены определите объем спроса на промежуточную продукцию X, объем спроса на промежуточную продукцию Y, прибыль производителей промежуточной и конечной продукции;
в) определите параметры равновесия в том случае, если бы производитель конечной продукции поглотил фирму, производящую промежуточную продукцию X. Существует ли на таком рынке проблема «двойной надбавки»? Заинтересованы ли производители в вертикальной интеграции?
2. Пусть на рынке в модели «кругового города» (см. главу 6) действуют пять официальных дистрибьюторов производителя X на одинаковом расстоянии друг от друга Максимальная готовность платить за товар фирмы θ = 10, транспортный тариф t = 6, предельные издержки производства товара постоянны и равны 1. Предполагаем, что затраты дистрибьюторов на транспортировку и хранение товара нулевые. По условию договора между производителем и дистрибьюторами сумма прибыли, полученной при продаже товара конечным потребителям, делится пополам.
а) определите сумму прибыли производителя в том случае, когда он не проводит политику «исключительных территорий» (подсказка: дистрибьюторы имеют возможность конкурировать между собой);
б) определите сумму прибыли производителя в том случае, если он проводит политику «исключительных территорий», ограничивая круг потенциальных покупателей каждого дистрибьютора 20% рынка.