Политика социально-экономического развития РБ
В декабре 1991 года распался Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Бывшие советские республики, входившие в состав СССР, стали самостоятельными государствами. Провозгласила свою государственную независимость и Республика Беларусь.
Став самостоятельным государством, Республика Беларусь начала проводить свою собственную политику в международных экономических отношениях и социально-экономическом развитии. Становление молодого государства на мировой экономической и политической арене происходило весьма непросто. Внешнеэкономическая политика Республики Беларусь является продолжением ее внутренней социально-экономической политики.
Республика Беларусь приняла концепцию устойчивого социально-экономического развития и модель эффективного государства. В рамках указанных концепций и модели страна провозгласила своей целью построениесоциально-ориентированной рыночной экономики.Суть ее заключается в следующем:
1 сочетание государственного и рыночного способов ведения хозяйства и
2 эффективной социальной защиты граждан.
Для достижения указанной цели сформулированы четыре задачи:
1. Сохранение системы государственной собственности на средства производства, прежде всего естественных монополистов;
2. Сохранение системы крупнотоварного сельского хозяйства и индустрии;
3. Проведение точечной, а не массовой приватизации, которая касается лишь неэффективных, нерентабельных производств;
4. Реализация государственных программ социальной поддержки.
Проводимая Республикой Беларусь социально-экономическая политика имеет свои преимущества, хотя и не лишена определенных недостатков.
К преимуществам белорусской социально-экономической модели можно отнести: недопущение массового присвоения госсобственности группой лиц; недопущение массового обнищания; постепенное психологическое привыкание к рыночным отношениям.
Недопущение массового присвоения государственной собственности группой лицособенно убедительно выглядят на фоне других стран – бывших социалистических республик СССР, где госсобственность превратилась в личную групп ловких дельцов. В Беларуси этого не произошло. Средние и крупные предприятия по-прежнему находятся в руках государства. Добыча природных ресурсов страны не перешла в частные руки.
Недопущение массового обнищания граждантесно связано с первым преимуществом. Если львиная доля государственной собственности не перешла в частные руки, государство может себе позволить определенные программы по поддержке самых малоимущих слоев населения. Тем самым слой бедных удерживается от сползания в число нищих.
В Беларуси в числе форм социальной защиты используются различные приемы: государственный контроль за ценообразованием на основные продукты и предметы каждодневного спроса, регулирование увольнения "лишних" работников из государственных предприятий; эффективные социальные программы по отношению к инвалидам; обеспечивающая прожиточный минимум пенсионная система и другие. Все это вместе взятое и не допустило массового обнищания граждан.
Постепенное психологическое привыкание к рынкуявилось своего рода антиподом "шоковой терапии". Массовое сознание людей оказалось совершенно не готовым к новым рыночным отношениям. Поэтому стремительное внедрение рынка для большинства людей зрелого и пожилого возраста оказалось настоящим бедствием. Тем более, что это сопровождалось молниеносной девальвацией их вкладов в сберегательных банках. То, что копилось десятилетием, было потеряно в одночасье.
Государственные производственные предприятия получили возможность проводить акционирование. Причем преимущественное право приобретения акций имели работники предприятия. Им предлагалось самим стать хозяевами своего предприятия, "своей судьбы".
Однако после акционирования на предприятиях оставалось старое руководство, сохранялись прежние неэффективные механизмы организации производства, менеджмента, маркетинга. В результате многие акционеры общества быстро становилось нерентабельные, а затем и банкротам. После этого новоявленные акционеры начинали требовать спасения от государства.
В числе недостатковбелорусской социально-ориентированной рыночной экономики можно назвать: медлительность и противоречивость реформ; недоверие к предпринимательству; непривлекательный инвестиционный климат.
Медлительность и противоречивость реформпривели к серьезному запаздыванию в переходе на новые экономические отношения, технологии и технику. Оборудование продолжает стремительно стареть, а обновление происходит недопустимо медленно. В результате, по официальным данным износ оборудования большинства предприятий превысил 80%.
Работа по старым технологиям и на изношенном оборудовании неизбежно привела к ряду негативных экономических последствий. Основные из них: некачественные и неконкурентоспособные товары; "затоваривание" (нереализация) продукции на складах; "замораживание" оборотных средств; взаимные неплатежи предприятий; переход к бартерным (товарным) схемам взаиморасчетов и другие.
При этом в Правительство продолжали поступать рапорты и статистические данные о неуклонном росте валового внутреннего продукта (ВВП), лукаво умалчивая о проблемах в его реализации. То есть проявились негативы Советского Союза: за благополучными показателями скрывалось неблагополучие экономики.
Недоверие к предпринимательству является следующим недостатком белорусской экономической политики. Быстрое обогащение первых отечественных предпринимателей создало в общественном мнении синдром "новых белорусов" (также как и "новых русских"). Недоверие со стороны обывателей распространилось и на чиновничьи, и даже правительственные сферы. Предпринимателей стали рассматривать как мошенников и жуликов.
Кстати, в первые годы развития предпринимательства для этого были серьезные основания. Хотя виноваты в этом не столько предприниматели, сколько созданная государством предпринимательская среда и обеспечивающая ее юридическая система. Грубые просчеты в организации и недоработки в законодательной базе, самоуправство и произвол чиновников провоцировали предпринимателей на махинации, взятки, сокрытие доходов и другие нарушения.
Результатом подобного развития предпринимательства в Беларуси стало его серьезное отстаивание от стран с рыночной экономикой. Та роль, которую играет сегодня в стране алое и среднее предпринимательство, абсолютно не соответствует не только экономическим требованиям, но и собственным планам Правительства Республики Беларусь.
Отставание в развитии предпринимательства является не только экономической проблемой страны. Это серьезная социальная составляющая, которая могла бы высвободить творческий потенциал населения, решить проблему занятости, повысить благосостояние граждан.
В целом предпринимательство, особенно малое и среднее – это мощный рынок социально-экономического развития любой страны. Кстати, этот рычаг полностью соответствует политике социально ориентированной рыночной экономики. Однако в Беларуси его потенциал используется лишь на 10-15%.
Непривлекательный инвестиционный климатназван третьим недостатком белорусской социально-экономической модели. Он тесно связан с первым недостатком – использование старых технологий и изношенного оборудования.
Следует отметить, что после 2000 года в Беларуси создана юридическая база, которая в целом может рассматриваться как положительная с точки зрения инвестиционного климата. Однако наличие отдельных деталей и практических действий государственных органов не позволяют коренным образом изменить ситуацию с инвестициями в белорусской экономике, особенно зарубежными.
Результатом влияния указанных недостатков белорусской политики социально ориентированной рыночной экономики стала эффективность реформ и двойственное положение в сфере деятельности государственного сектора. С одной стороны, государство на многих предприятиях на протяжении ряда лет показывает себя неэффективным хозяином. С другой стороны, государство не допускает перехода нерентабельных предприятий в частное владение с целью вывода их из кризиса. Получается замкнутый круг. Все это серьезно тормозит социально-экономические реформы в стране.