Расчет покупательских фондов населения и емкости рынка, производственной мощности кухни

Продолжительность занятия 2 часа

Цель: Овладение методикой расчета покупательских фондов населения, емкости рынка и производственной мощности кухни

Контрольные вопросы:

1. Что такое емкость рынка и от чего она зависит?

2. Дать понятие покупательским фондам и для какой цели их рассчитывает и планирует предприятие общественного питания и торговли?

3. Что включает в себя понятие производственная мощность кухни, с какой целью она планируется, какие показатели оказывают на нее влияние и почему?

Поведение потребителя не удается вписать в строго определенную и формализованную шкалу предпочтений покупки одного товара другому. Скорее следует говорить о некоторых самых общих принципах, которыми руководствуются потребители, выбирая товары для покупки. Рассматривая различия в выборе покупаемых товаров, экономисты обнаружили, что с увеличением доходов покупатели ограничивают потребление дешевых, простых товаров и переключают внимание на покупку более дорогих товаров, но в меньшем количестве.

Чем больше денег у населения, тем больше они приобретают товаров в стоимостном выражении.

Емкость рынка– возможный объем продажи определенных товаров на рынке при данном уровне цен и в данное время.

Емкость рынка изменяется в соответствии с развитием и обогащением общественных потребностей и формируется под влиянием множества факторов, каждый из которых может в определенных ситуациях как стимулировать рынок, так и сдерживать его развитие. Всю совокупность факторов можно разделить на две группы: общего и специфического характера.

· К общим относятся объем и структура товарного предложения, ассортимент и качество продукции, размеры импорта по данному товару или группе, уровень жизни и потребностей населения, покупательная способность населения, численность населения, географическое положение и др.

· К специфическим факторам можно отнести природно-климатические условия, изменения моды, национально-бытовые традиции, рост жилищного строительства, рост цен на энергоносители и др.

Ход работы: Используя формулы, решить предложенные задачи

Емкость рынка:

Ер= Т+З+И+Ик-Э-Эк,

где Т – национальное производство данного товара, млн.руб.;

З - остаток товарных запасов на складах предприятий изготовителей в

данной стране, млн. руб.;

И – импорт, млн. руб.;

Ик - косвенный импорт, млн. руб.;

Э - экспорт, млн. руб.;

Эк – косвенный экспорт, млн. руб.

Доля рынка:

Др=РП/Ер*100,

где РП – реализуемая продукция данной фирмы, т.руб.

Снижение доли рынка является показателем неблагополучного положения фирмы и служит поводом для проведения тщательного анализа этой ситуации.

Насыщенность рынка:

Нр=Пт/П*100,

где Пт - число потребителей, уже купивших данный товар, чел.;

П - общее число потребителей, чел.

Чем меньше значение имеет этот показатель, тем перспективнее рынок для сбыта товаров.

Задача №1

Сравнить емкость рынка водки «Столичная» и сделать вывод

Показатели Отклонения
от 2003 от 2004
Национальное производство 123,45 127,23 126,15    
Остаток товарных запасов на складах предприятий изготовителей 12,1 8,71 15,16    
Импорт 6,72 6,73 6,75    
Экспорт 14,12 16,13 21,97    

Задача №2

Рассчитать долю рынка Швейной фабрики «Томь» в г. Кемерово за последние четыре года, сравнить и сделать вывод

Показатели, тыс.шт.
Емкость рынка зимнего пальто в г.Кемерово 40,7 39,6 38,98 38,12
Емкость рынка демисезонного пальто в г.Кемерово 44,6 45,02 43,81 44,88
Емкость рынка искусственных шуб (включая производство Китая) в г.Кемерово 15,12 16,1 15,89 16,01
Суммарная емкость        
Количество зимних пальто, изготовленных на шв. фабрике «Томь» 8,76 7,12 6,15 5,98
Количество демисезонных пальто, изготовленных на шв. фабрике «Томь» 12,78 9,16 7,15 5,98
Количество искусственных шуб, изготовленных на шв. фабрике «Томь» 2,56 1,78 0,95 0,4
Общий объем производства        

Задача №3

Рассчитать насыщенность рынка молочными продуктами (каждым в отдельности) и общее насыщение рынка молочной продукцией, сделать выводы по следующим показателям:

Показатели Количество потребителей купивших данный товар, чел. Потенциальное число потребителей, чел
1. Молоко, жир 2,5%
2. Йогурт «Уникальный» жир. 1,5%
3. Сырок творожный
4. Бифидо-кефир, жир 1%
Всего    

Задача №4

Рассчитать насыщенность рынка табачными изделиями (каждым в отдельности) и общее насыщение рынка табачной продукцией, сделать выводы по следующим показателям:

Показатели Количество потребителей купивших данный товар, чел. Потенциальное число потребителей, чел
1. Сигареты «Бонд»
2. Сигареты «Петр I»
3. Сигареты «Ява»
4. Сигареты «Прима»
Всего    

Задача №5

Рассчитать долю рынка тортов в г. Кемерово за последние четыре года, сравнить и сделать вывод

Показатели, тыс.шт.
Емкость рынка тортов фирмы «Барыня» в г.Кемерово, тыс.шт. 21,3 19,6 18,8 18,12
Емкость рынка тортов ОАО «Кемеровский хлебозавод» в г.Кемерово, тыс.шт. 40,6 25,2 13,1 4,8
Емкость рынка тортов «Золотой трюфель» в г.Кемерово, тыс.шт. 15,12 16,13 15,6 16,1
Суммарная емкость, тыс.шт.        
Количество тортов фирмы «Барыня», тыс.шт. 8,6 7,2 6,5 6,9
Количество тортов ОАО «Кемеровский хлебозавод», тыс.шт. 10,8 9,6 7,5 5,8
Количество тортов «Золотой трюфель», тыс.шт. 2,6 3,8 1,9 0,4
Общий объем производства, тыс.шт.        

Задача №6

Сравнить емкость рынка повидла в г.Кемерово и сделать вывод

Показатели Отклонения
от 2004 от 2005
Местное производство, тыс.руб. 893,5 887,2 696,15    
Остаток товарных запасов на складах предприятий торговли, тыс.руб. 12,1 8,7 5,1    
Импорт, тыс.руб. 29,7 36,7 56,8    

Задача №7

Сравнить емкость рынка молочной продукции и сделать вывод

Показатели Отклонения
от 2003 от 2004
Национальное производство, млн.руб. 31123,45 30127,23 29126,15    
Остаток товарных запасов на складах предприятий изготовителей, млн.руб. 12,1 8,71 5,1    
Импорт, млн.руб. 226,72 296,73 316,75    
Экспорт, млн.руб. 4,12 1,3 1,07    

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №14

Наши рекомендации