Основные направления совершенствования механизма управления гос собсбвенностью в современных условиях
Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации устанавливает следующие цели по совершенствованию системы управления государственной собственностью:
- оптимизация структуры государственной собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
- вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в хозяйственный оборот;
- увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
- использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
- повышение конкурентоспособности организаций государственного сектора экономики, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности за счет содействия внутренним преобразованиям в них и прекращения выполнения несвойственных им функций.
34)планирование и прогнозирование в экономике РФ: нормативно-правовая база, инструменты, основные направления
Прогнозирование служит основой для формирования социальной и экономической политики и разработки соответствующих государственных программ.
Прогноз социально-экономического развития страны – это оценка вероятного состояния ситуации в стране через определенный период времени.
Главные задачи прогнозирования:
1) научный анализ социальных, экономических и научно-технических процессов и тенденций;
2) оценка сложившейся ситуации и выявление узловых проблем хозяйственного развития;
3) оценка действия выявленных тенденций в будущем и предвидение новых экономических ситуаций, новых проблем, требующих своего решения;
4) выявление возможных альтернатив развития в перспективе для обоснованного выбора той или иной возможности развития и принятия оптимального планового решения.
Например, основными приоритетами прогнозного развития России до 2030 г. названы:
- сохранение и преумножение численности ее народа и этносов;
- сохранение территории страны и среды жизнедеятельности;
- сохранение и развитие уклада и образа жизни народа.
Существует два подхода к прогнозированию:
Генетический подход – отражает инерционный характер развития и экономики и сводится к перенесению зависимостей, характерных для прошлого и настоящего на будущее.
Нормативный подход – основан на принципе управляемости экономикой и исходит из целей развития, которых желательно достичь в прогнозируемом периоде. Суть его состоит в определении параметров воспроизводства необходимых для достижения заданных целей. При таком подходе учитывается взаимосвязь настоящего, прошлого и будущего. Он обеспечивает переход от сложившихся тенденций развития к оптимальным.
Нормативная база планирования:
1.Концепция долгосрочного СЭР РФ до 2020г.
2.Правительство РФ на заседании 21.08.2008г. одобрило прогноз социально-экономического развития РФ до 2009-2011гг.
3.ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития» от 23.06.1995г.
Планирование – это сложный и многоступенчатый процесс и в масштабах государства он начинается с предплановых исследований и разработки прогнозов.
Планирование – одна из функций управления, с помощью которой достигается целенаправленное развитие всех звеньев объекта управления. Эта функция состоит в составлении плана (комплекса социально-экономических показателей и мер по развитию общественного производства) и контроль за его исполнением.
Планирование отличается от прогнозирования тем, что это процесс принятия и практического осуществления управленческих решений. Тогда как прогнозирование – формирование возможных предпосылок принятия решений.
• Сферы планирования:
• общегосударственное планирование;
• частное государственное партнерство;
• планирование на предприятиях.
Общегосударственное планирование включает в себя следующие виды:
бюджетное планирование;
стратегическое планирование;
государственное социально-экономическое программирование;
целевые комплексные программы;
планирование развития государственного сектора экономики;
государственные заказы.
Система общенациональных планов состоит из планов и прогнозов секторов экономики и отраслей экономики в отдельности.
Роль планирования заключается в том, что оно увязывает в единую систему интересы государства, бизнеса, регионов.
Планы имеют числовые параметры и составляются на основе прогнозов. Прогнозирование является первым этапом планирования.
Социально-экономическое планирование осуществляется на всех уровнях: федеральном и региональном, на местном уровне органами местного самоуправления и на уровне предприятия.
Различают следующие виды планирования:
1. Директивное, обязательное и адресное. В СССР планирование было централизованным, был единый плановый орган Госплан, планирование носило директивный характер и строилось по принципу «сверху-вниз», планировалась вся номенклатура изделий.
2. Индикативное планирование – это рекомендательная форма государственных программ для частного сектора экономики. В индикативных планах содержатся основные показатели объемов, структуры, темпов роста производства и потребления, динамики цен, экспорта, импорта, инвестиций. Такие планы также включают систему экономических стимулов, прямых и косвенных регуляторов доходов, занятости, налогов, ориентирующих субъектов рынка на выполнение поставленных целей.
Оно реализуется через рекомендации, законодательные положения, финансовое и другое стимулирование. В условиях рыночной экономики такой план предусматривает государственные заказы фирмам.
В зависимости от длительности (сроков) планового периода:
1. Долгосрочное планирование (перспективное, стратегическое, прогнозирование) - планирование сроком от 5 лет и более;
2. Среднесрочное планирование - сроком от года до пяти;
3. Краткосрочное планирование:
• Текущее (годовое, полугодовое, квартальное, планирование на месяц)
• Оперативное (на декаду, неделю, сутки, смену, час).
Этапы планирования:
• Формулировка целей.
• Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей.
• Составление перечня необходимых действий.
• Составление программы работ (плана мероприятий).
• Анализ ресурсов.
• Анализ разработанного варианта плана.
• Подготовка детального плана действий.
• Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости.
Методы планирования:
-балансовый;
- нормативный;
- программно-целевой.
Проблемы и основные направления совершенствования планирования в РФ
Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Результаты государственного прогнозирования социально - экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти РФ конкретных решений в области социально - экономической политики государства.
НПА: Федеральный закон от 20.07.1995 N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации". Правительство РФ обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.
Планирование - это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. План - это документ, который содержит систему показателей и комплекс социально-экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга. При разработке плана необходимо соблюдать требования оптимальности и определенности.
Современная система прогнозирования имеет следующие недостатки:
- не охватывает отрасли реального сектора экономики;
- не обеспечивает согласование макроэкономического, отраслевого, территориального аспектов;
- не обладает обратной связью, то есть не отслеживается точность и достоверность прогнозных расчетов.
Для повышения достоверности показателей прогноза необходимо:
а) повышать качество и полноту предпрогнозного анализа экономической ситуации в регионе;
б) повышать корректность использования информационной базы прогноза (шире использовать логическое моделирование, экспертные оценки);
в) применять для оценки межрегиональных связей маркетинговый территориальный анализ;
г) по истечении периода прогнозирования оценить достоверность прогнозных оценок параметров и выявить причины их отклонения, что поможет учесть эти просчеты в перспективе.
Особенности прогнозирования и планирования в странах ЕС и Европы
Мощным толчком в развитии прогнозирования и планирования за рубежом явился кризис 1929—1933 гг., заставивший искать пути выхода из него.
В 30-е годы впервые за рубежом возникает планирование на макроуровне. Прогнозы и планы становятся необходимым элементом системы регулирования экономики. Прогнозы составлялись с помощью модели "затраты—выпуск", линейного программирования, моделей системного анализа и на основе экспертных оценок.
Первые планы на макроуровне охватывали финансово-бюджетную и денежно-кредитную политику и выражались в составлении национальных бюджетов. Они отличались от государственных бюджетов тем, что учитывали доходы не только государства, но и в целом по стране.
Необходимость макроэкономического планирования была обусловлена макроэкономической неустойчивостью, усилением степени интеграции различных хозяйственных единиц и секторов экономики, ростом доли правительства в использовании ВНП, загрязнением окружающей среды.
До 70-х годов страны осуществляли прогноз посредством национальных моделей прогнозирования. В середине 70-х годов начинают создаваться макроэкономические модели, с помощью которых прогнозируется развитие экономики ряда стран, регионов и всего мира. Впервые они стали разрабатываться в США. Так, модель ЛИНК включает 10 национальных моделей (9 европейских стран и Японию). При разработке будущего мировой экономики ООН использовала макроэкономическую модель В. Леонтьева, состоявшую из 15 взаимосвязанных региональных моделей. Прогнозирование в США считается одной из важнейших форм регулирования экономики. В США прогнозирование ассимилировало последние достижения экономической теории, математических методов и электронно-вычислительной техники [25, c.27].
Прогнозные разработки выполняют государственные подразделения различного уровня, исследовательские организации, коммерческие прогнозные фирмы, частные промышленные, банковские и торговые корпорации. Прогнозируются экономика на мировом уровне, развитие отдельных стран и групп стран, экономика США в целом, ее отрасли и регионы, штаты, округа, городские районы, отдельные фирмы, товарные рынки. Осуществляется прогноз отдельных аспектов развития, таких как загрязнение окружающей среды, обеспеченность энергоресурсами, наличие рабочей силы и т.д. Большинство макроэкономических прогнозов разрабатывается с помощью пяти главных методов. К ним относятся: методы экспертных оценок, экономических индикаторов, модели динамических рядов, эконометрическое моделирование, модель "затраты —выпуск".
В США выделяются три уровня организации прогнозных исследований: прогнозирование в системе государственного регулирования; внутрифирменное прогнозирование; коммерческое прогнозирование. На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида государственных подразделений: федеральные и штаты; местные органы власти.
Главные прогнозные разработки федерального правительства на макроуровне сосредоточены в трех организациях: Совете экономических консультантов, Совете управляющих федеральной резервной системы (ФРС) и Административно-бюджетном управлении (АБУ).
Прогнозирование в США сформировалось и функционирует как отрасль коммерческой деятельности [25, c.28].
Для США характерно стратегическое планирование, суть которого состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых играет государство. В рамках стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу, решаются и другие важные вопросы — на каких рынках лучше действовать, какую новейшую технологию осваивать, как обеспечить социальное единство страны, на какой сектор экономики и общественные структуры опираться. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений.»[3]
ЯПОНИЯ: В послевоенные годы в результате быстрых темпов экономического роста превратилась во вторую по экономической мощи державу мира. Планирование в Японии носит индикативный характер.
Разработчики первого общегосударственного плана («Пятилетний план экономического самообеспечения») с 1956 по 1960 года исходили из того, что основу экономики составляют частные предприятия.
Процесс разработки планов носит длительный характер, в нем так или иначе все правительственные учреждения, имеющие отношение к экономике, и в частности Министерство финансов, Министерство внешней торговли и промышленности, привлекаются многие научно-исследовательские организации, значительный круг наиболее опытных специалистов и экспертов. Но главную и координирующую и исполнительную роль играет управление экономического планирования и Экономический Совет.
37).АПК РФ:структура,современное состояние.
Агропромышленный комплекс (АПК)—важнейшая часть экономики страны, которая обеспечивает удовлетворение потребностей в продуктах питания, направлена на сохранение и поддержание жизнедеятельности и воспроизводство населения страны, на использование и восстановление плодородия почвы и агроландшафта, содействует занятости значительной части населения.
В составе АПК принято выделять три основных сферы:
1) первая — отрасли промышленности, поставляющие сельскому хозяйству средства производства, а также отрасли, занятые производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства;
2) вторая — собственно сельское хозяйство;
3) третья — отрасли, обеспечивающие доведение сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, переработка, хранение, транспортировка, реализация).
В отдельную сферу выделяются: производственная и социальная инфраструктура, обеспечивающие общие условия производства продукции и жизнедеятельности людей — дорожно-транспортное хозяйство, связь, материально-техническое обслуживание, система хранения, складское и тарное хозяйство, отрасли нематериального производства и т. п.
Первая сфера агропромышленного комплекса включает следующие отрасли промышленного производства:
¾ тракторное и сельскохозяйственное машиностроение;
¾ машиностроение для животноводства;
¾ машиностроение для кормопроизводства;
¾ машиностроение для легкой промышленности;
¾ машиностроение для пищевой промышленности;
¾ производство минеральных удобрений;
¾ микробиологическая промышленность;
¾ производство химических удобрений и других средств химизации, а также средств защиты растений;
¾ сельское строительство;
¾ сельскохозяйственная авиация;
¾ ремонт и техническое обслуживание основных средств сельскохозяйственного назначения и т. п.
Вторая сфера АПК состоит из двух отраслей: растениеводство и животноводство, каждая из которых подразделяется на ряд подотраслей:
¾ в частности, в отрасли растениеводства выделяются следующие подотрасли: зерноводство, овощеводство, свекловодство, картофелеводство, льноводство, виноградарство, производство бахчевых культур и т. п.
В животноводстве выделяются следующие подотрасли: производство крупного рогатого скота, овцеводство, птицеводство, свиноводство и т. п.
Всего, во второй сфере АПК выделяется до 80 подотраслей.
В третью сферу агропромышленного комплекса входят предприятия и организации, занятые хранением, переработкой, транспортировкой и реализацией сельскохозяйственной продукции. В эту сферу входят отрасли: молочная, мясная, пищевкусовая, текстильная, обувная, транспортное обслуживание, торговое обслуживание.
Цель функционирования АПК состоит в удовлетворении общественных потребностей в продовольствии и сельскохозяйственном сырье.
Выделяют следующие функции АПК: экономическую, социальную, экологическую.
Экономическая функция включает производство сельскохозяйственной продукции для удовлетворения потребностей населения и обеспечения продовольственной безопасности страны, использование производственных ресурсов из других отраслей и участие в развитии межотраслевых связей, функционирование аграрных рынков, привлечение и использование инвестиций и пр.
Социальная функция связана с обеспечением населения страны качественным продовольствием, что способствует укреплению здоровья и увеличению продолжительности жизни, с улучшением условий жизни сельского населения, созданием социальной инфраструктуры, с образованием, культурой, трудовой занятостью и досугом жителей села.
Экологическая функция определяется использованием в аграрном производстве земельных угодий и их почвенного плодородия, водных ресурсов, объектов растительного и животного мира. Сельское хозяйство зависит не только от качества природных ресурсов, их местоположения, но и от природно-климатических условий. Это порождает колебания урожайности, объемов производства и реализации продукции. Само сельское хозяйство нередко наносит ущерб природной среде вследствие избыточной химизации, загрязнения водных ресурсов, снижения почвенного плодородия. Поэтому обеспечение оптимального экологического равновесия на сельских территориях, сохранение и развитие агроландшафта — задача аграрного производства и всего АПК.
Особенности функционирования АПК:
¾ не может в полной мере действовать рыночный механизм (неэластичный спрос);
¾ сезонность сельскохозяйственного производства;
¾ большое влияние природно-климатических условий;
¾ многообразие форм собственности;
¾ формирование фондов воспроизводства за счет собственной продукции (семена, корма, скот и др.);
¾ основным средством производства является земля.
39) Соц политика:сущность, модели, органы регулирования.
Социальная политика—это взаимоотношения классов, социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т. п.) [4].
Социальная политикапредставляет собой определенным образом разработанный и реализуемый целевой комплекс принципиальных направлений и задач улучшения жизнедеятельности людей в данной стране.
Социальная политика—это взаимодействие людей с их интересами и представлениями о справедливости. (Консервативная модель).
Изначально социальная политика сформировалась в рамках капиталистической системы для поддержки членов общества, неспособных самостоятельно обеспечить себе источники приемлемого существования и по существу приравнивалась к общественному вспомоществованию.
В мире существует несколько моделей социальной политики:
1. Патерналистская модель предполагает всестороннюю ответственность государства за социальную сферу (была принята в СССР и других соц. Странах). Недостатки: невозможность обеспечить всем высокий уровень жизни и зависимость индивида от государства; иждивенчество и отсутствие инициативы.
2. Модель социального государства (Ст.7 Конституции РФ) — высокая степень социальной защиты, в нем социальные проблемы выходят на первый план. П.1СТ 7 Конституции гласит: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
3. Политика субсидиарного государства — перераспределение социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям. Происходит замена бюджетных субсидий всем на адресную социальную помощь.
4. Консервативная модель — «распределение по достоинствам» и справедливая межгрупповая дифференциация.
Можно выделить несколько направлений социальной политики:
¾ создание условий для эффективной системы занятости населения, формирование доходов населения и регулирование процессов их дифференциации посредством соответствующей системы налогообложения и выплаты трансфертных платежей;
¾ установление социальных нормативов и стандартов (прожиточного минимума);
¾ защита денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации, т. е. увеличения начисленных доходов в зависимости от роста цен (используется показатель индекс стоимости жизни);
¾ стационарное и нестационарное социальное обслуживание престарелых, инвалидов, беспризорных и других категорий;
¾ защита интересов потребителей;
¾ социальная поддержка безработных и малоимущих;
¾ прием и обслуживание беженцев и вынужденных мигрантов[5].
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС), Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).
Пенсионный фонд Российской Федерации
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим работу по следующим направлениям: Социальное развитие, здравоохранение, пенсионное обеспечение, трудовые отношения.
Службы, Агентство, Фонды: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор), Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).
Социальные проблемы в РФ
Демографический кризис. Он характеризуется ухудшением всех демографических процессов: рождаемости, смертности, брачности, разводимости, состояния здоровья всех социально-демографических групп населения, сокращением продолжительности жизни и старением населения. С 1993 года численность населения РФ сократилась со 148,5 млн. человек до 142,9 миллиона человек на 1 апреля 2011 года. Превышение числа умерших над числом родившихся в среднем по стране в 2010 г. составило 1,2 раза, а в 25 субъектах оно составило 1,5—2,1 раза[6]. Невысок и средний уровень продолжительности жизни в РФ. Мужчины в среднем по итогам 2010 года живут 63 года, а женщины — 74,8 года[7].
Усиливается поляризация жизненного уровня населения (разрыв в доходах между 10% наиболее богатой части населения к 10% наиболее бедной составляет более 16:1). Существует также разрыв в уровне доходов различных регионов России. В разы отличаются средняя заработная плата, покупательная способность денежных доходов, уровень безработицы жителей разных регионов.
Происходит дальнейшее сокращение расходов на здравоохранение и образование.В 2009 году они составляли 9,2% федерального бюджета, в 2010 году — 8,2%, а к 2013 году они составят 6,7%, а к 2015 упадут до 5,3%.
По данным, приведенным академиком А. Г. Аганбегяном, все расходы на здравоохранение в России (включая расходы населения) составляют 4,8% ВВП, что ниже, чем в Африке и Средней Азии (5,3%), в Юго-Восточной Азии (6%), в Восточной Европе (7%) . Расходы на образование в России составляли раньше около 10% ВВП, а сейчас они опустились до 4% [8].
Произошло невиданное понижение культуры и духовности общества.В проекте «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ» отмечается, что «российское общество, и особенно молодое поколение, продолжают переживать глубокий духовно-нравственный кризис. Свидетельством тому является снижение возраста начала употребления наркотиков с 18 до 14 лет. Россия сохраняет одно из первых мест в мире по уровню самоубийств среди подростков, числу абортов, производимых девушками до 19 лет, уровню потребления наркотиков и алкоголя детьми» [9].
В России принят западный подход к образованию. Он предполагает его практическую ориентацию, технологизацию, уход от фундаментальности, выработку алгоритма вместо формирования мировоззренческих основ личности. Вектор реформирования российской системы образования сместился в сторону получения образования как некой суммы знаний, умений и компетенций, вместо духовно-нравственного просвещения и воспитания.
Развитие капитализма в России усилило тенденцию к формированию общества потребления.Производство осуществляется не в интересах создания ценности применения вещи как таковой, а с целью достижения прибыли. Развивается не потребление, а потребительство, которое заменяет собой традиционные ценностные основы[10].
Происходит невероятное психофизиологическое давление на индивида со стороны все ускоряющегося темпа жизни. Наблюдается всеобщая стандартизация, рационализация и подмена личностной индивидуальности персонализированными моделями[11]. Сформировалась такая социальная система, в которой деньги и материальные ценности стали почти единственным мерилом жизненного успеха.
Общество потребления порождает небывалое напряжение в отношениях людей и природы. Это противоречие имеет два измерения: человек и окружающая среда, человек и его здоровье. Безудержное потребление оказывает разрушительное воздействие и на окружающую природу, и на здоровье людей[12].
Следствием этого является деградационная направленность современной социальной жизни и утрата глубинных, фундаментальных поисков смысла бытия.
В настоящее время, на наш взгляд, в РФ происходит недооценка роли социальной политики государства. Это проявляется в том, что государство постепенно перекладывает социальные проблемы либо на самих работников, либо на местный уровень. Государство, которое по Конституции является социальным, перестает им быть на деле. Возникают глубокие деформации, которые принимают системный характер.