Объем и структура научных работ (курсовые и дипломные работы)
Существуют общие правила, регламентирующие написание научных работ собственно научного стиля.
Объем курсовой работы меняется от курса к курсу и составляет не менее 15—25 страниц. Объем выпускной квалификационной работы зависит от ее формы: для бакалаврской работы он составляет 30—50 страниц; для дипломной работы — 60—80 страниц; для магистерской работы — 75—100 страниц. Данные цифры являются приблизительными и зависят от темы ВКРили определяются требованиями выпускающей кафедры вуза.
Структура учебной научной работы, независимо от ее формы, является следующей: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы (для дипломной работы и магистерской диссертации — библиографический список), приложение.
Титульный лист.Прежде всего следует обратить внимание на оформление титульного листа. Он является первой страницей научной работы, хотя номер страницы на нем не проставляется. Как правило, его заполняют по образцу, установленному вузом. Кроме того, здесь необходимо указать ученую степень (кандидат ... наук, доктор ... наук) и должность (профессор, доцент, ст. преподаватель) научного руководителя, консультанта, рецензента.
Содержание научной работы.В содержании отражается формализованная структура научной работы. Содержание научной работы включает введение, наименования всех разделов, подразделов, пунктов, заключение, список использованной литературы (библиографический список для дипломных работ и магистерских диссертаций), а также, если имеются в наличии, приложения с указанием номеров страниц. Наименования всех структурных частей работы должны соответствовать названиям разделов, подразделов и пунктов основной части.
Введение.Введение научной работы является важнейшим структурным элементом исследования и представляет собой ее развернутый план. Написав введение, автор определяет архитектуру исследования, пути поиска ответов на все поставленные вопросы. Приступать к работе над ним следует, собрав и проанализировав имеющийся
материал и составив план. В зависимости от формы научной работы (курсовая, бакалаврская, дипломная работы или магистерская диссертация) объем введения меняется и содержит не все структурные элементы. Обязательными для всех форм учебных научных работ являются актуальность, объект, предмет, цель, задачи ,информационная база, методы исследования, теоретическая значимость, практическая значимость. В выпускных квалификационных работах, помимо прочего, указывают материал исследования, его научную новизну, приводят сведения об апробации работы и ее структуре. Для магистерской диссертации, а нередко и для дипломной работы, обязательны также положения, выносимые на защиту. Ниже приведены структурные элементы введения в той последовательности, которая соответствует логике построения научной работы.
1. Актуальность исследования. Обоснование актуальности — обязательное требование к любой научной работе. Для этого необходимо четко сформулировать аргументы в защиту своей позиции, а также обратить внимание на оценку степенитеоретической разработанности проблемы и необходимости ее дальнейшего научного изучения.
2.Историография исследования (информационная база).Под историографией работы подразумевается корпус научных источников, на основании которых она строится. К таковым могут относиться словари, учебные пособия (для курсовых работ), монографии, диссертации/авторефераты, статьи, обзоры, рецензии и пр. Показывая знание истории вопроса, при перечислении источников целесообразно систематизировать их по степени значимости: отделить фундаментальные работы от прикладных, отечественные от зарубежных. Перечислять фамилии ученых, занимающихся данной проблемой, следует в алфавитном порядке.
Главный итог историографического обзора — выявление состояния научной разработанности темы.
3. Объект и предмет исследования.С формулированием понятий
«объект» и «предмет» исследования часто возникают сложности. Объект — это область действительности, на которую направлена поисковая деятельность исследователя. Предмет — это часть объекта исследования, которая требует осмысления. Самая общая формулировка, помогающая понять различие между объектом и предметом, заключается в том, что объект исследования всегда гораздо шире предмета. Предмет, как правило, является характеристикой объекта и находит выражение в названии темы научной работы.
4. Постановка цели и задач научной работы.Цель исследования —
это предполагаемый результат научного процесса и его отношение либо к общественной практике, либо к развитию самой науки. Задачи исследования — направления, изучение которых обеспечит автору достижение поставленной им цели. Как правило, цель исследования одна (в магистерской диссертации их может быть несколько), тогда как задачи исследования, конкретизируя поэтапное изучение материала, четко формулируются и составляют не менее 3—4 пунктов для курсовых, бакалаврских работ и более для дипломной работы и магистерской диссертации.
5. Методы исследования.Метод — это способ достижения цели,
определенным образом упорядоченная деятельность. Метод определяет, что делать с имеющимся материалом и как именно преподносить его в работе.
Выбор методов исследования определяется темой научной работы.
6. Материал исследования.В качестве материала исследования следует назвать авторов анализируемых или изучаемых текстов, указать другие источники исследования, привести статистические данные.
II.Структура работы.Необходимо привести данные о структуре научной работы.
Рекомендуется писать окончательный вариант введения после того, как написана основная часть работы. Пример написания введения приведен в Приложении А.
Основная часть. Основная часть научной работы показывает умение автора последовательно располагать и систематизировать материал, формулировать мысли. Необходимое требование — это логичность изложения материала и указание источников при их цитировании в сносках или ссылках. Данную часть работы необходимо разбить на главы, которые, в свою очередь, — на параграфы. Чему именно посвящены конкретные главы и параграфы, раскрывается в их названии. Заголовки глав и параграфов без изменения воспроизводятся в содержании научной работы.
Научная работа, как правило, делится на две главы, одна из которых является теоретической, вторая — практической. В первой главе раскрываются основные понятия и сущность изучаемого явления, приводится обзор истории вопроса и степень его изученности. Вторая глава — это анализ собранного студентом материала с опорой на теоретические знания, изложенные в первой главе.Рекомендуется давать промежуточные выводы (или резюме) в конце каждой главы, впоследствии они могут быть использованы их при составлении заключения всей работы.
При написании глав основной части, и особенно теоретической, следует помнить, что работа — компиляция фрагментов уже опубли кованных статей и книг. Основная часть представляет собой структуру, которая наполнена научным содержанием: фактами, данными, раскрывающими взаимосвязь между явлениями, аргументами и т. д. Здесь необходимо изложение нового: обобщения сведений, почерпнутых из обширной литературы, материалов исследований, в которых проявляется авторское видение проблемы и предлагаются варианты ее решения. Поэтому автор работы должен не только излагать взгляды ученых на рассматриваемые проблемы, но и высказывать свое мнение о них. При этом рекомендуется не только отметить согласие или несогласие с позицией того или иного исследователя, но и выразить собственное мнение. Формулируя свою точку зрения, выпускник должен привести необходимые аргументы, показать теоретическую и практическую значимость высказанного положения, проиллюстрировать его примерами.
Для аргументированного изложения теоретической части (особенно при освещении истории вопроса, в случае дефиниции понятий, при описании имеющихся классификаций) недопустимо переписывание, следует ссылаться на ученых, занимающихся разработкой данной проблемы, и приводить в тексте цитаты. Необходимо помнить о том, что присвоение чужих мыслей является плагиатом и нарушением авторских прав. Как правило, цитаты уместны в теоретической главе, нежелательны в практической части и неуместны в обобщениях.
При делении основного текста работы на части необходимо учитывать следующие логические правила:
1. Заголовки глав и параграфов должны точно отражать содержание относящегося к ним текста, быть по возможности лаконичными, однако чрезмерная краткость нежелательна.
2.Основания деления на главы и параграфы остаются неизменными на всем протяжении работы и основаны на логике изложения.
3.Содержание главы равно содержанию входящих в нее параграфов.
4.Абзацы одного параграфа или главы должны быть по смыслу последовательно связанными, а компоненты содержания параграфов внутри главы — равноправными по отношению друг к другу.
5.Деление текста работы на части проводится последовательно, без пропусков важных мыслей и без излишнего дробления материала.
Объем основной части курсовой работы значительно меньше, чем бакалаврской, дипломной работ и магистерской диссертации.
Заключение. Как и введение, оно является важнейшим структурным элементом научной работы. В этом разделе подводятся итоги проделанной научной работы и даются краткие выводы, отражающие решения поставленных задач. Выводы формулируют четко и лаконично, при этом они должны быть понятны без чтения основного текста работы. Выводы — не повторение приведенных в работе данных, а их обобщение. Недопустимы в заключении описания общеизвестных положений и ничего не значащие общие фразы. Выводы излагают в виде пронумерованных арабскими цифрами абзацев в соответствии с логикой построения научной работы. В заключении может быть высказана позиция автора по рассматриваемой проблеме и указаны перспективы дальнейшей разработки темы. Образец написания заключения приведен Приложении Б.
Список использованных источников.Представляет собой пронумерованный насквозь перечень источников в алфавитном порядке с полным библиографическим описанием. В данный список включают только ту литературу, на которую были сделаны ссылки в тексте работы. Вначале перечисляется произведения на русском языке, затем — па иностранных. Список использованной литературы является структурным элементом курсовой и бакалаврской работы.
Приложение А
Пример написания введения
Курсовая работа на тему:
«Особенности употребления окказиональных слов в зависимости
от функционального стиля»
Настоящая работа выполнена в русле лексикологии и словообразования. Окказиональное слово исследуется как разноплановое явление, которое, во-первых, связано с взаимодействием языка и речи. С одной стороны, окказиональное слово является продуктом речевой деятельности, с другой — именно языковая система позволяет создавать окказионализмы по определенным моделям и является тем контрастирующим фоном, на котором выделяется окказиональность. Во-вторых, окказиональное слово представляет собой важное стилсобразующее средство в системе языка.
К исследованию словотворчества в разное время обращались многие лингвисты. На важность изучения окказионализмов в художественных текстах указывали Н.Г. Бабенко, Г.О. Винокур, М.Л. Гаспаров. Особенности их словообразовательных моделей на примере русского языка рассматриваются в работах Е.А. Земской и В.П. Изотова.
В настоящее время индивидуальное авторское словотворчество все больше привлекает исследователей. Исследователи этой проблемы обращают свой взгляд на различные ее аспекты: языковой статус индивидуальных новообразований, способы словотворчества, продуктивность и функции авторских новообразований в художественных текстах разных родов и жанров литературы, в том числе и в поэтических произведениях, и в идиолектах отдельных писателей, взаимоотношения между узуальными и неузуальными новообразованиями, возможности пополнения новообразованными словами лексической системы языка и др. Значительный круг вопросов, связанных с изучением окказионального слова, свидетельствует о недостаточной глубине исследования данного феномена. В этом заключается актуальность выбора данной темы.
Объектомисследования являются окказиональные слова как источник пополнения словарного состава языка и признак определенного функционального стиля.
Предметисследования — способы образования окказиональных слов в различных функциональных стилях.
Целью данной работыявляется выявление зависимости способов словообразования окказиональных слов от функционального стиля языка.
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
1)изучить способы образования окказиональных слов в немецком языке;
2)сопоставить тексты различных функциональных стилей и выделить окказиональные слова;
3)проанализировать способы их словообразования;
4)выявить закономерности различного употребления окказионального слова в зависимости от функционального стиля.
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:индуктивный, словообразовательного анализа, сравнительный.
Структураработы подчинена логике поставленных задач и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Во введении характеризуется степень разработанности вопроса, обосновывается ее актуальность, определяются цель исследования и связанные с ней задачи и методы исследования. В первой главе излагаются теоретические основы изучения индивидуального авторского словотворчества, раскрывается понятие окказионализма, приводятся классификации окказионализмов и способы их словообразования. Во второй главе исследуются окказионализмы в разных функциональных стилях. В заключении подводятся выводы, формулируются основные результаты работы.
Приложение Б