Становление индустрии СМИ: основные факторы 4 страница
Вместе с корпоративными принципами организации собственности и управления в медиаиндустрию пришел и новый тип управляющих — наемные топ-менеджеры и независимые директора, сформировавшие во многом важнейшие принципы развития медийных концернов в последние десятилетия. Профессиональные управляющие и маркетологи, юристы, финансисты и инвестиционные банкиры, большинство из которых имели опыт работы в широком спектре компаний потребительского и инфраструктурного секторов, выстроили более четкие модели повышения эффективности и финансовой отдачи, принесли технологии, позволившие во многих случаях повысить прибыльность порученных им компаний. Управление ростом активов также стало одним из приоритетных направлений их деятельности, и в тех случаях, когда оно совпадало с личными амбициями профессиональных директоров, брав-
щих на себя миссию строителей новых империй, результат часто оказывался внушительным. Можно вспомнить, что три крупнейшие медиаком- пании мира на рубеже XX—XXI вв. — «Тайм-Уорнер», «Уолт Дисней ко.» (ДУаИ 018пеу Со.») и «Вивенди Юниверсал» («У^епсН 1_1шуег$а1») — были созданы именно под руководством наемных менеджеров. А владельцы и председатели советов директоров других активно росших концернов также имели в команде профессиональных управляющих, вошедших в историю современного менеджмента.
Интеграция в потребительские отрасли, которая стала особенно заметной с приходом в медиаиндустрию нескольких поколений профессиональных топ-менеджеров, принесла и адаптацию ключевых управленческих технологий, в частности, из сферы корпоративного строительства и корпоративных стратегий. В начале XX в. рост компаний был в большей степени связан с желанием крупных предпринимателей попробовать себя в разных видах медиабизнеса, после того как успех уже приходил в одном или двух, а также простыми расчетами, основанными на возможностях экономии на масштабе, ограничении конкуренции и снижении рисков. К этой эпохе также можно применять понятия диверсификации или даже синергии, но в полной мере экономический и финансовый потенциал этих процессов начал реализовываться в последней четверти прошлого века. Именно тогда в основе роста инфор- мационно-коммуникационных концернов оказывались чаще всего стратегии, связанные не с самостоятельным созданием новых производств или расширением имеющихся мощностей, а со сделками слияний и поглощений, позволявших более быстрый выход на новые рынки или увеличение доли профильных направлений. Однако заложенный во многих стратегических решениях, связанных с диверсификацией или синергией, потенциал стимулирования операционной деятельности, как показывает изучение истории сделок, чаще всего оставался нереализованным в полной мере.
Возможно, это было следствием адаптации крупным бизнесом ди- визиональной организационной структуры, в которой автономия отдельных подразделений позволяла им часто защищать собственные интересы в ущерб корпоративным, что, к примеру, очень показательно проявилось в ходе создания единой компании после слияния «Америка онлайн» («Атепса ОпНпе») и «Тайм-Уорнер» в 2000-2001 гг. Кроме того, не следует забывать, что крупнейшие компании медиаиндустрии в соименных условиях чаще делают упор на инвестиционную деятельность, рассчитанную на создание портфеля активов в большей степени, Чем на организацию эффективного взаимодействия между приобретаемыми бизнесами. При этом и инвестиционная деятельность крупных
корпораций не всегда приводила к оправданным решениям: в целом в мировой экономике, по результатам ряда исследований 1980—2000-х годов, убыточными для инвесторов и акционеров оказывались более 60% сделок, и этот показатель вполне применим и к медиаиндустрии. В первую очередь провалы ощущались за счет падения капитализации от переоценки компании рынком или слишком рискованных операций по финансированию приобретений. Хотя отдельные периоды производили весьма выгодные финансовые инструменты, и в частности в 1980-е годы сразу несколько крупнейших медиаконцернов, в том числе и вышедший на новый масштаб «Ньюс корп.», использовали так называемые «мусорные» облигации в ходе корпоративных приобретений. Для операционной деятельности, наверное, больше эффективных решений предлагала в конце прошлого века глобальная диверсификация бизнеса многих компаний, которая давала доступ к новым рынкам сбыта, трудовым ресурсам и даже инновационным решениям, применяемым на базовых рынках. Хотя и в этих случаях многие сделки больше походили на финансовые, чем на стратегические инвестиции, в рамках глобализации возможностей размещения капиталов.
Развитие крупного бизнеса в медиаиндустрии на протяжение XX в. шло, главным образом, в рамках процессов, охватывающих большинство потребительских секторов и рынков, что ставит ее в контекст общих закономерностей экономического развития эпохи. Хотя прослеживается и влияние более специфических факторов, вроде инфраструктурных функций средств информации в потребительской экономике, особого законодательного климата или более обширного и частого, чем во многих других индустриях, внедрения системообразующих технологических инноваций.
Подводя итоги рассмотрения экономической истории мировых СМИ, следует подчеркнуть:
■ Развитие экономических элементов в функционировании средств информации шло на протяжении многих столетий, но стало особенно интенсивным с активизацией европейской торговли, а затем и по мере постепенной адаптации капиталистических отношений. К рубежу XIX—XX вв. практически сложились основные бизнес-модели, определяющие специфику функционирования медиаиндустрии. Среди них выделяются модели, связанные с венчурным характером инвестиций, возможностями взаимодействия с элитными потребительскими группами, охватом массовой аудитории и использованием эффекта масштаба, а также привлечением рекламодателей к финансированию во многих секторах. Результатом социальных и политических традиций стали сложившиеся модели регули
рования экономической деятельности и вопросов собственности в сфере средств информации, в которых можно выделить более коммерчески ориентированный и либеральный американский подход и во многом противостоящий ему европейский, предусматривающий более высокую зарегулирован ность и роль государственных и общественных институтов.
■ В XX в. стали особенно важны процессы не только общеэкономического развития, но и специфические тенденции складывающейся потребительской экономики, которая создавала базовый контекст для структурирования и масштабов важнейших информационно-коммуникационных отраслей. В течение десятилетий происходили изменения как в принципах взаимодействия средств информации с конечными потребителями их услуг — читателями, зрителями, слушателями, так и в области реализации новостными и развлекательными компаниями функций важнейшего пространства маркетинговых коммуникаций. В послевоенный период можно выделить два основных этапа, в одном из которых определяющими стали механизмы фордистско-кейнсианской экономики массового производства и потребления, а во втором — фрагментация рекламных каналов и активизация конечных потребителей. Также в тесной связи с развитием потребительской индустрии находились и процессы корпоративного строительства, которые привели к созданию крупных диверсифицированных компаний, адаптации в важнейших отраслях профессионального менеджмента и увеличению доли финансовых инвесторов.
Вопросы для самопроверки
1. Какие процессы в экономической истории средневековой Европы можно выделить как наиболее важные для появления первых предпринимателей, торгующих информацией и информационными продуктами?
2. Назовите основные факторы успеха издателей газетной и журнальной прессы в XVIII в.
3. Какие категории товаров и услуг и почему стали базой для формирования рекламной отрасли в XVII—XVIII вв.? Сравните их с современными рекламодателями.
4. Основные характеристики новой массовой аудитории в XIX—XX вв. Их значение как конечных потребителей. Их специфика для рекламодателей.
5. Какова роль фондового рынка в функционировании телеграфных компаний в США в 1840-1860-е годы?
6. В чем заключались предпринимательские открытия издателей массовой прессы XIX в.? Удалось ли воплотить их концепции на практике?
7. В чем может быть прослежена зависимость между экономической политикой крупнейших государств Запада и развитием медиабизнеса в 1940-1960-е годы?
Что такое индустрия? Как можно определить индустриализацию средств информации?
9. Что такое «ограниченный ресурс» и как он повлиял на экономическое развитие радио и ТВ в Европе и США?
10. Причины роста потребительских расходов на продукты и услуги средств информации в 1970-1990-е годы.
11. Назовите отрасли, наиболее удачно использовавшие возможности для сегментации аудитории.
12. Как сказались процессы дерегулирования экономики на глобальных и национальных рынках средств информации?
13. Основные органы и законы, регулировавшие антимонопольную политику в крупнейших государствах и региональных экономических формациях.
14. Факторы, влиявшие на рост компаний медиаиндустрии в конце XX в.
Литература
Андрунас Е. Ч. Информационная элита: Корпорации и рынок новостей. М„ 1991.
Бартенев С. А. История экономических учений. М., 2004.
Бартенев С. А. Экономическая история. М., 2004.
Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003.
Вартанова Е. Л. Основы медиаэкономики и медиаменеджмента за рубежом. М„ 2002.
Законы и практика СМИ в Европе, Америке и Австралии. Артикль 19. М„ 1996.
Макеенко М.И. Ежедневная печать: Американский опыт конца XX столетия. 1995-2000. М„ 2004.
Тимошина Т. М. Экономическая история зарубежных стран. М., 2003.
Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы. СПб., 2002.
Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.
Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.
СМИ КАК ОТРАСЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1. Индустрия СМИ в системе рыночных отношений
Сегодня СМИ практически во всех странах мира превратились в отдельный сектор национальной экономики, аккумулирующий значительные ресурсы. Важнейшей современной характеристикой этой индустрии является высокая степень глобализации, что объясняется ее опорой на глобальную телекоммуникационную инфраструктуру, которая одновременно широко используется и другими сегментами глобальной и национальной экономики — банковским сектором, телекоммуникационной индустрией. Именно по этой причине СМИ, всегда оставаясь частью национальной культуры и идентичности, во всех странах мира — за исключением тоталитарных режимов — превратились в одну из наиболее глобализированных отраслей национальной экономики.
От других отраслей экономики медиаиндустрия отличается целым рядом параметров, к которым относятся:
■ уровень их воздействия на политическую, социальную и культурную жизнь общества в целом;
■ влияние, которое продукты, произведенные индустрией СМИ, оказывают на формирование отношений, веры и ценностей отдельных индивидуумов;
■ сдвоенный характер рынка СМИ, одновременно производящего и товары — содержание для аудитории, и услуги — организацию доступа рекламодателей к необходимым для них (целевым) аудиториям;
■ последствия, которые создают на медиарынке олигополистиче- ские и монополистические структуры для демократического функционирования общественных систем, для «рынка идей»;
■ природа товара СМИ — содержания (контента), являющегося «общественным товаром» и используемого для удовлетворения как общественных, так и индивидуальных потребностей;
V |
■ объем ресурсов — и денежных, и временных, затрачиваемых аудиторией на их потребление.
Основные сегменты индустрии СМИ. Парадоксальным образом индустрия СМИ в равной степени зависит как от конвейерного, безличного, индустриального производства, так и от таланта, креативности и личности, что связано с высокой долей авторского содержания в конечном продукте. В результате медиаиндустрия оказывается в числе секторов с высокими производственными рисками. Будучи по своей природе сдвоенным рынком товаров и услуг, индустрия СМИ призвана выполнять и запросы аудитории на содержание, и запросы рекламодателей на доступ к нужным им потребителям, т.е. аудитории СМИ. Основой функционирования СМИ в современном обществе остается их одновременная деятельность и на рынке товаров, где СМИ производят содержание (контент — сопГеШ), и на рынке услуг, где медиакомпании формируют для рекламодателей доступ к аудитории[1].
Индустрия масс-медиа включает в себя самые различные предприятия, отличающиеся и по формам собственности, и по способам получения доходов, и по своим аудиториям, и по каналам и технологиям распространения. Бизнес-модели современной медиаиндустрии необычайно разнообразны, причем это разнообразие определяется как диверсификацией индустрии в целом, так и различием национальных экономических условий и рынков. Однако обшей ключевой особенностью ме- диапредприятий является то обстоятельство, что они одновременно представляют собой и экономические единицы, и важнейший политический и культурный институт. Именно поэтому столь неоднозначны ожидания по отношению к индустрии СМИ. С одной стороны, она должна приносить прибыль владельцам действующих в ней предприятий и обеспечивать достаточный уровень доходов последних с тем, чтобы поддерживать определенный уровень жизни всем занятым в этой индустрии. С другой стороны, индустрия СМИ рассматривается обществом в качестве важнейшего механизма политической системы, инструмента демократии, элемента образовательных структур и культуры. Особенности процессов массовой коммуникации, точнее, процессов массового распространения содержания СМИ (медиапродуктов), которые и осуществляются предприятиями индустрии СМИ, влияют и на уровень консенсуса в обществе, и на формирование идентичности наций и государств, и на отношение людей к жизни.
Несмотря на то что обществом безусловно признается столь значительное влияние медиаиндустрии на различные стороны общественной
жизни, определение «рамок» этой индустрии остается непростой задачей. Особую сложность ей придает трансформация технологических основ СМИ и медиабизнеса, вызываемая цифровой революцией, процессом конвергенции технологий СМИ, самих масс-медиа и прежде разделенных сегментов медиа- и телекоммуникационной индустрии.
Согласно традиционному представлению об индустрии СМИ, в перечень ее основных сегментов включались следующие «старые» медиа:
■ периодические печатные СМИ: газеты, журналы;
■ вещательные СМИ: радио, телевидение;
■ «поставщики» для СМИ: информационные агентства, пресс- синдикаты.
Особенностью этих сегментов является высокая доля продуктов журналистского труда в конечном содержании, поступающем к аудитории. Новости, комментарии, репортажи, публицистические статьи — все это сформировало уникальный продукт, который на долгое время почти уравнял понятия «журналистика» и «средства массовой информации». Журналист в «старых» СМИ был и пока остается тем профессионалом, который и производит уникальный для отрасли «продукт» — содержание. Однако вещательные СМИ постепенно интегрировали и нежурналистский контент — записи музыкальных произведений, театральных спектаклей, кинофильмы и т.д. В результате к традиционным сегментам медиаиндустрии добавились:
■ музыкальная индустрия;
■ кинопроизводство;
■ телепроизводящие компании.
В дополнение к сегментам, формирующим содержание СМИ, активно развивались предприятия, обеспечивавшие взаимные интересы рынка и СМИ, — рекламные и коммуникационные агентства, службы связи с общественностью. Одновременно происходила интеграция в медиасистему книгоиздательского бизнеса, что опиралось на активную интеграцию СМИ в индустрию свободного времени, с одной стороны, и на активный переход книг в цифровую форму, развитие технологий электронного издательства — с другой. Технологическая революция привела к дальнейшему раз- Делению предприятий индустрии СМИ на «производящие» и «передающие» контент. Последний сегмент представляют сегодня:
■ кабельные сети;
■ спутниковые телеканалы;
■ интегрированные гибридные цифровые телекоммуникационные сети: Интернет, сети мобильной телефонии, сети технологии Щ-П и \У1-Мах и т.п.
Последним дают определение «новые медиа», подчеркивая, что по сравнению со «старыми» они имеют ряд типологических отличий:
■ они одновременно являются и каналом распространения контента, и средой его производства;
■ они не существуют без специальных технологических платформ, привязанных к экрану;
■ содержание для них создается в цифровой форме, что существенно облегчает и скорость, и масштабы его распространения, процессы создания и «переупаковки»;
■ они интерактивны, предполагают большую селективность со стороны аудитории и высокую индивидуализацию процесса потребления, давая аудитории возможность принять участие в создании и преобразовании контента.
Возросшее значение развлекательного контента в содержании СМИ все чаще заставляет экономистов и исследователей расширять перечень сегментов медиаотрасли. Так, исследователи США включают в нее еще и игры (в том числе компьютерные), спорт, тематические парки, исполнительские искусства, моду. Понимая, что для традиционных СМИ такой спектр слишком широк, они предлагают называть этот сегмент экономики «индустрией СМИ и развлечений»[2], «культурными индуст- риями»[3] или даже «индустриями содержания»[4].
Представляется, что использование более традиционного в русском языке понятия «индустрия СМИ» сохранит ясность в рассмотрении и понимании закономерностей функционирования отрасли. К тому же главный аспект этого учебного пособия — средства массовой информации (или употребляемый здесь в качестве полного синонима термин «масс-медиа» (там тесНа)) как отрасль, производящая содержание со значительной долей журналистских материалов. Различные сегменты медиаиндустрии, которые мы включаем в последнюю, объединены на основе нескольких общих черт — схожего исторического развития, аналогичной «производственной цепочки», схожих бизнес-моделей, общих принципов взаимоотношений с рекламодателями и аудиторией. Исходя из этого, к основным сегментам медиаиндустрии причисляются:
■ газеты — ежедневные, еженедельные;
■ журналы — любой периодичности и тематической направленности (общего интереса, специализированные для потребителей — В2С, специализированные для специалистов — В2В)\
я радио: все диапазоны, сетевое, местное;
■ телевидение: коммерческое общественное, эфирное, сетевое, кабельное, спутниковое;
ш интернет-СМИ;
■ информационные агентства, пресс-синдикаты;
■ киностудии, телепроизводяшие компании;
■ музыкальные звукозаписывающие студии;
■ предприятия рекламного бизнеса'.
СМИ как рекламное пространство рыночной экономики. При рассмотрении индустрии СМИ следует помнить, что ее деятельность в современном обществе напрямую связана с созданием экономического благополучия и развитием процесса экономической глобализации. В условиях рыночных демократий ключевой механизм, развивающий процесс производства товаров массового потребления, — это реклама. Несмотря на многие негативные последствия рекламной деятельности, последняя стимулирует потребление, что развивает производство, торговлю, рынок. Именно реклама, находя в средствах массовой информации наилучший канал для достижения потенциальных потребителей, дает возможность медиакомпаниям получать прибыль, привлекать средства для существования, пытаясь избежать ловушек политической зависимости. Гарантирование экономического роста посредством стимулирования потребления становится формой создания консенсуса — как в экономической, так и в политической жизни.
Показатели значительной роли рекламы в рыночной экономике многочисленны. Большинство развитых стран уже давно подсчитывают долю рекламы в ВВП (табл. 1). Как видим, затраты на рекламу в разных странах варьируются, однако в целом не превышают 2% валового национального продукта. Этот показатель не только отражает объем рекламного рынка, но и служит индикатором уровня взаимоотношений СМИ и рекламной индустрии. Общие затраты на рекламу, согласно оценкам исследовательского центра «Юниверсал МакКэнн» («11туег8а1 МсСапп»), за последнее Десятилетие более чем удвоились: с 275 млрд долл. в 1990 г. до 604 млрд Долл. в 2006 г. Рост наблюдался практически ежегодно, за исключением 2001 г. Ведущим рекламным рынком в мире многие годы являются США:
здесь в 2007 г. общие расходы на рекламу составляли 179 251 млн долл. Рекламный рынок США более чем в 4 раза превышает второй в мире по объему — японский рынок (41 017 млн долл. в 2007 г.).
Таблица 1
Рекламные затраты в валовом внутреннем продукте стран с крупнейшими рекламными рынками (2007 г.)
Страна | Размер рекламного рынка в 2007 г., млрд долл. | ВВП в 2007 г., трлн долл. | Доля затрат на рекламу от ВВП в 2007 г., % |
США | 179 251 | 13 84 | 1,3 |
Япония | 41 017 | 4,384 | 0,9 |
Германия | 25 758 | 3 322 | 0,7 |
Великобритания | 25 433 | 2,773 | 0,9 |
Китай | 15 438 | 3 251 | 0,5 |
Франция | 13 904 | 2, 56 | 0,5 |
Италия | 12 249 | 2 105 | 0,6 |
Испания | 10 738 | 1 439 | 0,7 |
Южная Корея | 9 967 | 0,9571 | |
Австралия | 9 831 | 0,9088 |
Источник. ZenithOptimedia. |
Очевидно, что развитие рекламного рынка является наиболее ярким отражением состояния национальной и глобальной экономики, поэтому динамика рекламной индустрии часто рассматривается как индикатор экономического развития. В 2000-х годах важнейшими чертами, характеризовавшими развитие рекламного бизнеса, были следующие:
■ сохранение динамики роста рекламного рынка в глобальном масштабе;
■ замедление темпов роста рекламных рынков США и стран Западной Европы, особенно в связи с начавшимся в 2007—2008 гг. кризисом ипотечного и финансового рынков;
■ формирование наивысшей динамики роста рекламных рынков в таких регионах, как Тихоокеанский регион, Центральная и Восточная Европа, Латинская Америка, Ближний Восток;
■ существенное повышение доли в глобальной рекламной индустрии Китая и России за счет наивысшей динамики роста, несмотря на сохраняющиеся различия в объеме национальных рынков
(рекламный рынок Китая в 2007 г. составлял только 8% от размера рынка США, для России показатель равнялся 5%);
■ вхождение стран БРИК (Бразилии, России, Индии и Китая) в число 10 крупнейших рекламных рынков мира.
Разразившийся в 2008 г. финансовый кризис, носящий цикличный характер, наверняка скорректирует прогнозы роста, которые давались и глобальному, и национальным рынкам (табл. 2), однако очевидно, что главная закономерность — прямая зависимость рекламного рынка от состояния экономики — не изменится.
Таблица 2
Прогноз по развитию десяти ведущих рекламных рынков мира (2010 г.)
Страна | Объем рекламного рынка (млн долл.) |
США | 194 063 |
Япония | 43 875 |
Великобритания | 27 861 |
Китай | 24 266 |
Германия | 22 678 |
Россия | 17 205 |
Бразилия | 14 223 |
Франция | 13 486 |
Италия | 12 319 |
Южная Корея | 11 796 |
Источник:ZenithOptimedia. |
Взаимоотношения СМИ и рекламы необходимо рассматривать как комплексные и многосторонние. В них можно выделить как минимум три основных уровня. Во-первых, уровень рекламодателей: для них реклама в СМИ — это пока еще лучший, хотя уже и не единственный инструмент маркетинга. Во-вторых, уровень самих СМИ: для последних реклама существенный, хотя и не главный, и не единственный компонент содержания. При этом реклама остается для СМИ важнейшим источником финансирования. В-третьих, уровень аудитории, что в конечном итоге выводит нас на уровень покупателей (т.е. потребителей). Для них Реклама — составная часть предложения контента на рынке СМИ, информация, влияющая на их покупательское поведение[5].
Для современных систем СМ И взаимоотношения с рекламным рын- j ком имеют принципиальное значение. Более того, можно установить довольно четкую зависимость между структурой национальной экономики, рекламного рынка и структурой медиасистем, отражающейся в различном экономическом положении отдельных сегментов индустрии СМИ. Сами СМИ превратились в инструменты распространения кон- сьюмеризма, поскольку информация — средство, с помощью которого корпоративный капитализм убеждает людей, что потребление — существенный и неизбежный элемент их образа жизни. Чем более диверсифицирована система СМИ, чем выше степень интеграции прессы, ТВ и новых медиа, тем более эффективным становится деятельность СМИ по пропаганде потребительского образа жизни.
Описывая тенденции развития медиаиндустрии на глобальном уровне в последние годы, необходимо упомянуть следующие:
■ постоянный рост популярности Интернета ведет к повышению его значения как рекламоносителя; не уверенные в своем будущем в условиях кризиса, рекламодатели с еще большей охотой переносят свою рекламу в глобальную Сеть, которая позволяет максимально кастомизировать рекламные сообщения;
■ ТВ. радио, журналы, и в особенности газеты, уступают свою аудиторию Интернету, что напрямую отражается на размере их читательской аудитории и рекламных доходах, прежде всего от размещения рубричной рекламы (классифайд).
Эти тенденции полностью подтверждаются динамикой изменения доли рекламы в конкретных СМИ (табл. 3).
Таблица 3
Доля от общемировых рекламных затрат (%)
|
Источник: ZenithOptimedia. |
Данные по распределению «рекламного пирога» в западноевропейских странах четко показывают, где положение ежедневной прессы остается стабильным, а где ТВ выступает для нее в качестве опасного конкурента (табл. 4).
Таблица 4
распределение национального рынка рекламы по отдельным СМИ (2003 г., %)