Социальная политика государства - важнейший инструмент в системе регулирование социальных процессов в рыночном хозяйстве
Социальная политика - составная часть внутренней политики государства. Ее целью и содержанием является регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми. Она обращена непосредственно к классам, нациям, социальным группам и слоям, к семье, личности.
В условиях рыночной экономики социальная политика государства имеет целью создание необходимых предпосылок для удовлетворения населением страны своих основных потребностей и обеспечение социального мира в обществе, консенсуса между его различными социальными группам, классами и нациями. Она должна формироваться таким образом, чтобы, во-первых, обеспечить рост доходов граждан в соответствии с их трудовым вкладом и располагаемым ими капиталом; во-вторых, предотвратить социальное иждивенчество; в-третьих, создать механизм социальной защиты населения.
В составе социальной политики выделяются несколько аспектов:
• политика в сфере доходов и личного потребления семей;
• политика в сфере общественного благосостояния;
• политика в сфере воспроизводства населения, рабочей силы и занятости;
• политика по поддержанию "слабых групп";
• политика по развитию отраслей социальной инфраструктуры.
Политика в сфере доходов и личного потребления семей имеет своим объектом оплату труда лиц, работающих по найму:
• во внебюджетном секторе экономики;
• в бюджетной сфере.
Политика в сфере общественного благосостояния предусматривает разработку и использование прожиточного минимума и механизма социальной защиты населения от инфляции.
Политика в сфере воспроизводства населения, рабочей силы и занятости содержит мероприятия в области поддержки семей с детьми, улучшения положения женщин и детей, поддержки молодежи, создания новых рабочих мест, обеспечения функционирования служб и Фонда содействия занятости, организации общественных работ для временно незанятых.
Политика по поддержанию "слабых групп" предусматривает постоянное совершенствование пенсионной системы, развитие системы социального обслуживания детей, престарелых, инвалидов, выплату социальных пособий, стипендий, компенсаций.
Политика в области развития отраслей социальной инфраструктуры охватывает мероприятия по выделению необходимых этим отраслям бюджетных средств, разработке и приоритетному обеспечению реализации национальных проектов и целевых программ развития образования, здравоохранения, жилищного строительства и коммунального хозяйства.
МАКРОПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАРОДА
Народное благосостояние является одним из ключевых объектов стратегического планирования. Содержание этой категории раскрывается через понятия "условия, уровень и качество жизни". Под условиями жизни понимаются наиболее непосредственные объективные обстоятельства жизнедеятельности населения - формы расселения, характер жилища, занятость, имущественная обеспеченность семей, развитие отраслей социальной сферы.
Уровень жизни характеризует достигнутый уровень потребления материальных и духовных благ, степень удовлетворения потребностей населения в них.
Качество жизни, с одной стороны, дает оценку самому человеку (уровень здоровья, образования, культуры), а с другой - комфортности, удобства жизненных условий, состояния среды обитания людей.
Макропланирование уровня жизни в России осуществляется сегодня в форме разработки соответствующих разделов прогнозов социально-экономического развития страны, концепций и стратегий долгосрочного развития, национальных проектов и целевых комплексных программ решения узловых coциальных проблем. При этом используются три группы показателей: синтетические (производство ВВП, ВНП, НД душу населения, общие и конечные доходы домашних хозяйств, рождаемость, смертность, естественный прирост, заболеваемость, уровень образования населения, структура использования свободного времени, состояние окружающей среды); натуральные показатели объема потребления конкретных благ; показатели дифференциации населения по доходам и потреблению.
Поскольку уровень жизни населения зависит в значительной мере от размера доходов, планирование народного благосостояния предусматривает оценку их величины. При этом определяются номинальные, реальные и реально используемые (конечные) доходы.
В состав номинальных включаются денежные, натуральные и косвенные доходы, получаемые населением при использовании бесплатных услуг.
Реальные доходы определяются путем вычитания из номинальных доходов налогов, других обязательных платежей, оплаты услуг и учета уровня инфляции.
В объем реально используемых (конечных) доходов на селения не входят денежные сбережения, взносы в общественные
организации, спонсированные средства и сальдо задолженности населения по кредитам.
В процессе расчетов показателей уровня жизни широко используются балансы денежных доходов и расходов населения. Они отражают все доходы в разрезе источников получения средств, все расходы по направлениям и все сбережения в разрезе различных форм.
Важным инструментом государственного регулирования и стратегического планирования доходов населения является определение величины прожиточного минимума. В России при его расчетах используется принятый в международной практике нормативно-статистический метод. В соответствии с ним прожиточный минимум представляет собой натуральный набор продуктов питания, обеспечивающий минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи. Продовольственный набор разработан специалистами Института питания АМН РФ. Он включает около 40 наименований, объединенных в 11 агрегированных групп. Нормативы расходов на непродовольственные товары и услуги устанавливаются по материалам обследования бюджетов низкодоходных семей. Продовольственная корзина дифференцирована по природно-климатическим зонам и социо – демографическим группам.
МАКРОПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ, РАБОЧЕЙ СИЛЫ И ЗАНЯТОСТИ
Планирование воспроизводства населения осуществляется на основе целевых установок долгосрочной Концепции демографической политики РФ, содержание которой определяется демографической ситуацией в стране. Различают три типа демографической ситуации - экстенсивного, интенсивного и суженного воспроизводства населения. Для первого (экстенсивного) типа характерны высокие уровни рождаемости, смертности и прироста населения, низкая степень миграции. Второй (интенсивный) тип характеризуется низкими уровнями рождаемости, смертности и прироста населения, высокой степенью миграции. Суженный тип выражается в резком снижении рождаемости, высоком уровне смертности, сокращении численности населения и хаотичной миграции.
Ухудшение демографической ситуации обусловливает необходимость разработки активной демографической политики, предусматривающей проведение государством мероприятий по поддержанию благосостояния семей с детьми, улучшению положения женщин, детей и молодежи.
Для оценки демографической ситуации и обоснования демографической политики разрабатываются демографические прогнозы. Процесс их разработки включает 4 этапа.
На первом этапе оценивается возможный уровень численности населения. При этом в основном пользуются методом ретроспективной экстраполяции и методом пере- движки возрастов.
На втором этапе определяется половозрастная и профессионально-специализированная структура населения.
На третьем этапе дается оценка размещения населения по территории страны, распределения его между городом и селом и по субъектам РФ.
На четвертом этапе прогнозируется уровень производительности труда.
Результаты демографических прогнозов используются для оценки трудового потенциала. В процессе его прогнозирования оперируют категориями "рабочая сила", "трудовые ресурсы", "экономически активное население".
Под рабочей силой понимают совокупность физических и духовных сил человека, определяющих его способность к труду.
Трудовые ресурсы характеризуют массу населения страны, которая может работать. В их число включают трудоспособных жителей в дорабочем, рабочем и послерабочем возрасте.
К экономически активному населению относят занятых в производстве работников и безработных. Эта категория обеспечивает предложение рабочей силы и характеризует с количественной точки зрения трудовой потенциал. В качественном аспекте он представляет собой население, физически и профессионально пригодное к трудовой деятельности.
Для характеристики безработицы исчисляют долю безработных в численности экономически активного населения и продолжительность времени отсутствия работы.
Основными формами планирования занятости населения в РФ являются: разработка прогнозов состояния рынка труда, целевых программ содействия занятости, создания и сохранения рабочих мест, составление генеральных схем их развития.
Прогнозы занятости разрабатываются в следующей последовательности. Сначала определяется численность трудовых ресурсов и экономически активного населения (предложение рабочей силы), дается характеристика структуры предложения (по полу, возрасту, уровню образования, профессиям, уровню квалификации). Далее оценивается ожидаемый спрос на рабочую силу. При этом применяется баланс рабочих мест, в котором отражено их наличие к началу прогнозного периода, ввод новых мест, их выбытие в связи с износом оборудования и по экономическим причинам. Разность между предложением рабочей силы и спросом на нее характеризует численность безработных.
В целях повышения качества прогнозов состояния рынка труда разрабатываются балансы трудовых ресурсов. В ресурсной части отражается наличие трудовых ресурсов и источники их формирования, а в распределительной - приводится структура занятости по отраслям, выделяется экономически активное и неактивное население, его структура (учащиеся, военнослужащие, не занятые экономической деятельностью и учебой).
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
В Российской Федерации к отраслям социальной сферы относят образование, здравоохранение, культуру и искусство, туризм, отдых, физическую культуру и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство. Цели и задачи развития этих отраслей, мероприятия по их достижению отражаются в различных плановых документах - федеральном, региональных и местных бюджетах, целевых программах и прогнозах развития социальной инфраструктуры. С 2005 г. начали разрабатываться приоритетные Национальные проекты, направленные на модернизацию и повышение эффективности функционирования отраслей социального комплекса.
Основными показателями стратегического планирования социальной сферы являются показатели, характеризующие сеть учреждений, их материально-техническую базу, численность и состав кадров, объемы предоставляемых услуг и уровень обеспеченности ими населения, бюджетного финансирования, вложений из других источников, эффективность использования ресурсов. В процессе плановых расчетов широко применяются разнообразные социальные стандарты.
Вопросы для самопроверки
1. Объясните, что такое социальная политика государства и по-
чему она занимает особое место в системе внутренней поли-
тики.
2. На достижение каких целей направлена социальная политика государства в условиях рыночной экономики?
3. Охарактеризуйте особенности формирования социальной политики государства в рыночном хозяйстве.
4. Назовите и раскройте основные аспекты социальной политики государства.
5. Через какие понятия раскрывается содержание категории народного благосостояния? Покажите их различия.
6. Укажите основные формы, в которых в РФ осуществляет стратегическое планирование уровня жизни народа.
7. 7. Какие группы показателей используются в процессе разработки прогнозов и программ повышения уровня жизни населения? Приведите примеры показателей по каждой группе.
8. Раскройте содержание категорий номинальных, реальных и конечных доходов населения.
9. Охарактеризуйте баланс денежных доходов и расходов населения.
10. Дайте определение категории прожиточного минимума. Объясните, как устанавливается величина прожиточного минимума в РФ.
11. Что понимают под демографической ситуацией? Какие ее типы существуют и чем они различаются?
12. Изложите кратко содержание демографической политики в России.
13. Назовите и раскройте основные этапы разработки демографических прогнозов.
14. Дайте определения понятий "трудовой потенциал", "трудовые ресурсы", "экономически активное население", "уровень безработицы".
15. Назовите основные формы стратегического планирования занятости населения в РФ.
16. Как прогнозируется объем предложения рабочей силы?
17. Изложите основы прогнозирования размеров спроса на рабочую силу.
18. Охарактеризуйте баланс трудовых ресурсов.
19. Какие отрасли включаются в РФ в состав социальной сферы? Перечислите основные цели и задачи развития этой сферы в современной России.
20. В каких плановых документах отражаются целевые установки в области социальной сферы и мероприятия по их достижению?
21. Приведите примеры федеральных целевых программ развития отраслей социальной инфраструктуры, реализуемых в России.
22. Перечислите основные показатели, используемые в макропланировании и прогнозировании развития социальной сферы.
Практические задания
Задание 1
Обведите кружком номер правильного ответа:
3.1. Трудовые ресурсы включают:
1) трудоспособное население
2) работающее население в трудоспособном возрасте
3) работающее население в рабочем, дорабочем и пенсионном возрасте
3.2. Дефлятор для пересчета показателей народного благосостояния принимает значение:
1) меньше единицы
2) больше двух
3) от единицы до двух
3.3. К номинальным относятся доходы населения
1) денежные
2) натуральные, косвенные и денежные
3) натуральные, косвенные и денежные за вычетом налогов
3.4. При интенсивном типе воспроизводства населения коэффициент абсолютного воспроизводства принимает значение:
1) меньше единицы
2) больше двух
3) от единицы до двух
3.5. На предварительной стадии стратегического планирования производительность труда рассчитывается при помощи:
1) коэффициента эластичности
2) пофакторного метода
3) коэффициента эластичности и пофакторного метода
3.6. (Интенсивное, экстенсивное, суженное) воспроизводство населения характеризуется:
1) низкой рождаемостью и низкой смертностью
2) низкой рождаемостью и высокой смертностью
3) высокой рождаемостью и высокой смертностью
3.7. При прогнозировании изменения степени дифференциации доходов населения используется:
1) динамика реальных доходов
2) уровень прожиточного минимума
3) график Лоренца
4) соотношение минимальной заработной платы и прожиточного минимума
5) индекс Джинни
3.8. Показатели, рассчитываемые при прогнозировании численности населения методом (ретроспективной экстраполяции, оценки динамики отдельных элементов воспроизводства, передвижения возрастов):
1) коэффициент миграции
2) коэффициент дожития
3) коэффициент рождаемости
4) среднегодовой темп прироста численности населения
5) коэффициент рождаемости
6) коэффициент смертности
7) возрастные коэффициенты
3.9. (Условия, уровень, качество, образ) жизни характеризуют:
1) уровень потребления благ
2) образованность
3) оплату труда
4) занятость
5) целевую ориентацию людей
6) формы расселения
7) уровень здоровья
8) обеспеченность услугами
9) уровень культуры
10) уровень интеллекта
11) развитость социальной инфраструктуры
3.10. В странах с рыночной экономикой при формировании государственной социальной политики исходят из принципа
1) патернализма
2) субсидарности
3.11. В соответствии с принципом субсидарности сфера социального попечительства государства, по мере роста национального богатства, будет:
1) расширяться
2) сужаться
3.12. В рамках концепции субсидарности большая часть доходов граждан должна:
1) оставаться в их собственности
2) в виде налогов и взносов поступать в бюджет
3.13. Главной задачей социальной политики государства в условиях рыночной экономики является:
1) оказание помощи малоимущим
2) предупреждение возникновения бедности
3.14. Среди категорий общественных потребностей наиболее широкой категорией являются потребности:
1) действительные
2) абсолютные
3) потенциальные
3.15. Абсолютные потребности населения:
1) ограничиваются возможностями производства и доходами потребителей
2) ограничиваются возможностями производства, но не ограничиваются доходами потребителей
3) не ограничиваются возможностями производства, но ограничиваются доходами потребителей
4) не ограничиваются возможностями производства и доходами потребителей
3.16. Реальные доходы населения:
1) больше номинальных и больше конечных
2) больше номинальных, но меньше конечных
3) меньше номинальных, но больше конечных
4) меньше номинальных и меньше конечных
3.17. Для расчета реальных доходов населения следует вычесть из номинальных доходов:
1) обязательные платежи и взносы
2) добровольные платежи и взносы
3) обязательные и добровольные платежи и взносы
3.18. Прирост денежных сбережений населения:
1) включается в объем реальных и конечных доходов
2) включается в объем реальных, но не включается в объем конечных доходов
3) не включается в объем реальных, но включается в объем конечных доходов
4) не включается в объем реальных и конечных доходов
Обведите кружком номера всех правильных ответов:
3.19. Видами доходов населения (подлежащими, не подлежащими индексации) в РФ являются:
1) доходы от сдачи квартиры в аренду
2) возмещение ущерба за причиненное увечье
3) доходы от ведения крестьянского хозяйства
4) пособия на содержание ребенка
5) доходы от ценных бумаг
6) доходы от предпринимательской деятельности
7) пенсии
3.20. При планировании производительности труда на макроэкономическом уровне применяют показатели:
1) число отработанных человеко-дней
2) валовой общественный продукт
3) численность занятых в материальном производстве
4) численность экономически активного населения
5) национальный доход
3.21. К основным социальным гарантиям в условиях рынка
относятся:
1) пособие по безработице
2) минимальная заработная плата
3) доходы от собственности
4) социальное вспомоществование
5) пенсия
6) бесплатное потребление социальных услуг
7) индексация доходов
3.22. К первичным относятся потребности:
1) безопасности
2) принадлежности к социальной группе
3) физиологические
4) в самовыражении
Установите соответствие:
3.23. Категории населения как производительной силы общества:
1) трудовые ресурсы
2) трудовой потенциал
3) экономически активное население Включаемые элементы:
А - население, занятое в н/х
Б - население, могущее трудиться
В - население, имеющее доход
Г - население в трудоспособном возрасте
Д - рабочая сила
Установите правильную последовательность:
3.24. Планирование доходов населения:
1) всего на душу населения конечного дохода
2) индекс роста доходов
3) номинальные доходы
4) конечные доходы в сопоставимых ценах и тарифах
5) оплата услуг
6) добровольные платежи и взносы
7) . прирост сбережений
8) конечные реально используемые доходы
9) индекс цен и тарифов
10) изменение задолженности за товары, купленные в
кредит
3.25. Прогнозирование состоянии рынка труда:
1) уровень безработицы
2) численность трудоспособного населения
3) предложение рабочей силы
4) спрос на рабочую силу
3.26. Прогнозирование уровня доходов населения:
1) конечные доходы населения в базисном году
2) фонд потребления в национальном доходе
3) потенциальные ресурсы потребленпя населения
4) национальный доход
5) общий прирост ресурсов
6) величина прироста, обеспечивающая увеличение доходов
7) величина прироста, обеспечивающая сохранение достигнутого уровня доходов
3.27. Фазы эволюции потребностей населения:
1) действительные потребности
2) платежеспособный спрос
3) абсолютные потребности
4) удовлетворенные потребности
Дополните:
3.28. Наряду с физическими рабочими местами, занятыми и вакантными, в балансе рабочих мест отражаются также _______________рабочие места.
3.29. Расходная часть потребительского бюджета включает затраты населения на товары и добровольные платежи и .
3.30. Потребности населения изменяются под влиянием природно-климатических, социально-экономических и факторов.
3.31. Основными типами воспроизводства населения являются , интенсивный и суженный.
3.32. В практике прогнозирования и планирования различают безработицу фрикционную, и циклическую.
3.33. Потребности населения классифицируются на физические, духовные и ; общечеловеческие,
и ; физические, духовные и и потенциальные; ограниченные платежеспособностью и абсолютные.
3.34. Во всероссийском центре уровня жизни разрабатываются потребительские бюджеты шести видов - фактический и нормативный, средний, минимальный и .
3.35. Уровень жизни населения планируют по всему населению, отдельным группам, семьям с
различным уровнем на члена семьи.
3.36. Благосостояние населения планируется с помощью показателей благ, доходов и услугами.
Задание 2
Оцените возможность роста реальных доходов населения в прогнозном периоде
Исходные данные представлены в таблице:
Показатели | Базовый период | Прогнозный период |
Численность населения, млн.чел. | ||
НД на душу населения, тыс. руб. | ||
Доля накопления в НД, % | ||
Конечные доходы населения в % к фонду потребления |
Задание 3
Определите, как изменятся в плановом периоде реальные доходы на душу населения. Исходные данные: численность населения в базовом году - 1 млн чел., ожидаемое сокращение численности населения в прогнозном году - 10%, денежные доходы населения в базовом году составляли 900 млн руб., ожидаемое увеличение денежных доходов - 20%, нетоварные расходы составляют 30% и в прогнозном периоде не изменятся, сбережения населения - 10%, ожидаемый рост сбережений - 10%, натуральные доходы - 200 млн руб., ожидаемое сокращение натуральных доходов - 15%, индекс цен и тарифов - 1,15.
Задание 4
Спрогнозируйте изменение реальной заработной платы работающих. Исходные данные: среднемесячная зарплата в отчетном периоде - 2 тыс. руб., намечено повышение среднемесячной зарплаты на 20%, удержания из заработной платы составляют 13%, индекс цен и тарифов в прогнозном периоде -1,1.
Задание 5
Рассчитайте необходимое повышение среднедушевого дохода в плановом году
Исходные данные представлены в таблице:
Показатели | Отчетный год | Изменение в плановом году |
Потребление продукта «А», кг. | + 25 % | |
Цена 1 кг. Продукта «А», руб. | ||
Индекс потребительских цен | 1,12 | Не изменится |
Среднедушевой доход, тыс.руб. |
Задание 6
Рассчитайте изменение размера потребления населением продуктов питания в плановом периоде
Исходные данные представлены в таблице:
Показатели | Отчетный период | Планируемые изменения |
Стоимость продуктового набора потребительской корзины, тыс.руб. | 5,0 | |
Индекс потребительских цен | 1,15 | |
Доля расходов на продовольствие в потребительских расходах, % | Не изменится | |
Среднедушевой доход, тыс.руб. | + 25 % |
Задание 7
Определите объем потребления овощей, включаемых в потребительскую корзину для трудоспособного населения. В общей численности трудоспособного населения 52% составляют мужчины. Нормы потребления указаны в таблице:
кг в год
Мужчины | Женщины | |
Капуста | ||
Огурцы и помидоры | 1,8 | 1,8 |
Столовые корнеплоды | ||
Прочие овощи |
Задание 8
Определить объем потребления хлебопродуктов в перерасчете на муку, включаемых в потребительскую корзину для пенсионеров. Нормы потребления указаны в таблице:
Кол-во кг в год | Коэффициент перерасчета в муку | |
Бобовые | 3,7 | 1,0 |
Мука пшеничная | 1,0 | |
Рис | 2,9 | 1,0 |
Другие крупы | 1,0 | |
Хлеб пшеничный | 0,734 | |
Хлеб ржаной | 0,676 | |
Макаронные изделия | 0,977 |
Задание 9
Охарактеризуйте изменение демографической ситуации в прогнозном периоде
Исходные данные представлены в таблице:
Показатели | Базовый период | Изменения в прогнозном периоде в сравнении с базовым |
Численность населения | 140 млн.чел. | - 30 млн.чел. |
Численность женщин | 77 млн.чел. | |
Доля женщин в численности населения | - 20 % | |
Доля женщин детородного возраста | 40 % | + 10 % |
Коэффициент рождаемости | 1,0 | 1,5 |
Доля девочек в численности родившихся | 60 % | Не изменится |
Задание 10
Определите прогнозируемые изменения уровня миграции населения
Исходные данные представлены в таблице:
Показатели | Отчетный период | Изменение в прогнозном периоде |
Численность населения | 14 млн. чел. | - 30 % |
Численность прибывших | 190 тыс. чел. | 60 % к уровню отчетного периода |
Численность выехавших | 40% к уровню отчетного периода | |
Сальдо миграции в расчете на 10 тыс. жителей |
Задание 11
Рассчитайте основные показатели демографического прогноза
Исходные данные представлены в таблице:
Показатели | Численное значение показателей |
Численность населения на начало прогнозного периода, тыс.чел. | |
Ожидаемая численность родившихся в прогнозном периоде, чел. | |
Ожидаемая смертность в прогнозном периоде, чел. | |
Ожидаемая численность иммигрантов в прогнозном периоде, чел. | |
Ожидаемая численность эмигрантов в прогнозном периоде, чел. |
Задание 12
Сравните варианты прогноза по показателю демографической нагрузки на 1 работающего в прогнозном периоде
Исходные данные представлены в таблице:
Показатели | Базовый период | Прогноз № 1 | Прогноз № 2 |
Численность населения, млн.чел. | - 30 % | - 35 % | |
Численность экономически активного населения, млн.чел. | |||
Уровень экономической активности населения | + 10 % | Не изменится | |
Уровень безработицы в % | -40 % | - 50 % |
Задание 13
Рассчитайте ожидаемую численность населения региона через 5 лет. Исходные данные представлены в таблице:
годы
t | t + 1 | t + 2 | t + 3 | t + 4 | t + 5 | |
Численность населения, млн чел. | 147,5 | 147,0 | 148,6 | 146,1 | 146,0 | 145,9 |
Задание 14
Рассчитайте количество трудовых ресурсов в прогнозном периоде. Исходные данные: численность населения в базовом году 200 тыс. чел. Ожидаемые: рождаемость - 40 тыс. чел., смертность - 70 тыс. чел., миграционный приток - 50 тыс. чел. Структура населения в прогнозном периоде: население в дорабочем возрасте - 20%, в рабочем - 50%, в послерабочем - 30%. В составе населения в рабочем возрасте 10% составляют инвалиды I и II групп, 2% населения в дорабочем возрасте - работающие подростки, 50% населения в послерабочем возрасте - работающие пенсионеры.
Задание 15
Исчислите уровень экономической активности населения в прогнозном периоде. Исходные данные: численность населения в базовом году 400 тыс. чел., среднегодовая численность - 440 тыс. чел., коэффициент рождаемости - 0,25, коэффициент смертности - 0,35, коэффициент миграции - 0,30. В прогнозном периоде в дорабочем возрасте будет находиться 20% населения. 2% из них станут работать. 60% населения будут иметь трудоспособный возраст, в т.ч. 10% из них - инвалиды, 20% населения - пенсионного возраста, причем 40% пенсионеров станут трудиться. Ожидаемый уровень безработицы - 8% .
Задание 16
Определите ожидаемый спрос на рабочую силу. Исходные данные: число рабочих мест, занятых в отчетном году, -800 тыс. ед., количество вакансий - 10 тыс. ед., избыточная численность работников - 5 тыс. чел. Ожидаемый коэффициент выбытия основных фондов 0,2, ожидаемое выбытие рабочих мест в связи с банкротством предприятия - 10%, ожидаемый ввод новых рабочих мест - 50 тыс. ед., ожидаемый рост объемов производства - 5%.
Задание 17
Рассчитайте необходимое число больничных коек. Численность населения - 200 тыс. чел., уровень госпитализации населения - 15%, средняя продолжительность лечения в больнице-7 дней, каждая койка в течение года занята 350 дней.
Задание 18
Рассчитайте необходимую мощность поликлиник. Исходные данные: численность населения - 500 тыс. чел., норматив числа посещений на 1 жителя - 20 раз в год, поликлиники работают 310 дней в году в две смены.
Задание 19
Рассчитайте динамику расходов на жилищное строительство в плановом периоде
Исходные данные представлены в таблице:
Показатели | Отчетный период | Плановый период |
Численность населения, млн.чел. | ||
Социальная норма обеспеченности жильем, кв.м. | ||
Стоимость строительства 1 кв.м. жилья, тыс.руб. |
Задание 20
Определите объем услуг центрального отопления. Исходные данные: численность населения - 50 млн чел., четвертая часть территории находится в холодном климате, 60% - в умеренном и оставшаяся часть - в теплом. Норма обеспеченности населения жильем- 18м2 на человека, нормы потребления тепла в год в расчете на 1 м2 жилой площади составляют - для холодной климатической зоны 8 г/кал, для умеренной - 0,7, для теплой - 5,4.