Понятие трансграничной несостоятельности
Национальный Исследовательский Университет – Высшая Школа Экономики
Факультет Права
Кафедра международного частного права
Реферат
На тему: «Признание иностранных банкротств в Российской Федерации»
Выполнил студент 2-го курса
Группа № 2-ГП
Цыганков Н.С.
Работу проверил:
Филимонов К. В.
Москва – 2011
Оглавление
Введение. 3
Понятие трансграничной несостоятельности. 5
Признание иностранных банкротств как подинститут трансграничной несостоятельности. 10
Правовой режим признания иностранных банкротств, действующий в Российской Федерации. 12
Заключение. 17
Библиографический список. 19
Введение
В настоящее время, в условиях тенденции к глобализации, крупные коммерческие компании зачастую имеют активы в иностранных банках, инвестируют в зарубежный бизнес, активно используют оффшорные зоны. Если такая трансграничная компания по тем или иным причинам оказывается несостоятельной (со всеми вытекающими правовыми последствиями), то данная ситуация чревата возникновением конфликта нескольких юрисдикций. Например, часто случается, что должник подчинен юрисдикции одного государства, а его кредиторы и или активы – других государств. Потому неудивительно, что нередко отношения, связанные с трансграничной несостоятельностью, сопровождаются возбуждением в отношении одного должника нескольких дел о банкротстве в разных государствах. Но даже при условии, что дело о банкротстве возбуждается на территории только одного государства, его кредиторы зачастую могут претендовать на включение в конкурсную массу имущества должника, находящегося в иностранном государстве.
Подобные ситуации в какой-то степени можно назвать нормой гражданского оборота – институт настоятельности (банкротства) имеет многовековую историю, и не раз потребности в обеспечении прав кредиторов обуславливали необходимость урегулирования данного вопроса на международном уровне. Еще в далеких XIII-XIV веках существовали такие соглашения, как Договор 1204 г. между Вероной и Трентом, устанавливавший правила передачи имущества иностранного должника между юрисдикциями, или Соглашение 1306 г. между Вероной и Венецией, предусматривавшее порядок выдачи самого несостоятельного должника[1]. Из соседнего 1302 года до нас дошла история о банкротстве итальянского банка «Ammanati»[2], имущество, кредиторы и должники которого были разбросаны по всей Европе. В результате банкротства банка было закрыто его отделение в Риме, что вызвало панику в кругах Папского престола и духовенства, которые были его клиентами ситуацию удалось нормализовать лишь при поддержке Папы Римского Бонифация XVIII. Благодаря его содействию банку удалось собрать разбросанное по странам Европы имущество и расплатиться по своим долгам. Тем удивительнее то обстоятельство, что Российская Федерация до сих пор не является участницей ни одного из существующих международных договоров.
Обозначенная тема имеет большой исследовательский потенциал, что вкупе с ее очевидной актуальностью определила наш выбор темы реферата. Таким образом, объектом нашего исследования является трансграничные банкротства, а непосредственным предметом – состояние института признания иностранных банкротств на территории Российской Федерации.
Для того, чтобы более полно раскрыть обозначенную тему, мы будем обращаться не только к практическим вопросам исполнения иностранных судебных решений по делам о банкротстве, но и к связанным с ними теоретическим конструкциям. Однако отметим, что данная работа не претендует на исчерпывающее изучение всего института трансграничной несостоятельности (банкротства). Ее целью является установление степени развитости института признания иностранных банкротств в российской юрисдикции. Добиться поставленной целью поможет выполнение следующих задач:
1) Исследовать содержание понятия «трансграничная несостоятельность»;
2) Изучить институт признания иностранных банкротств как подинститут трансграничной несостоятельности;
3) Определить применимость данного института в условиях российской правовой системы.
В качестве источников необходимой информации мы будем обращаться как к нормативным актам и судебным решениям, так и к юридической периодике и исследованиям на указанную и смежные темы. Особо стоит отметить работы одного из ведущих российских исследователей института трансграничной несостоятельности – Л.Ю. Собину, например, монографию «Признание иностранных банкротств в международном частном праве», поскольку данная работа является самым комплексным и актуальным из обнаруженных нами исследований по указанной тематике.
Понятие трансграничной несостоятельности
Прежде чем приступить к анализу подинститута признания иностранного банкротства, следует определиться с тем, какой смысл вкладывается в понятие трансграничной несостоятельности (банкротства).
Первым элементом интересующего нас понятия является термин «несостоятельность (банкротство)». По выражению Манфреда Бальца, «несостоятельность как факт экономической жизни одинакова во всех правовых системах, которые регулируют рыночные отношения... по сути, эта концепция обозначает одну и ту же экономическую реальность – неспособность участника рыночных отношений выжить в системе, основанной на кредите в самом широком его понимании (доверии других участников к способности должника платить по своим долгам и исполнять обязанности по мере наступления срока исполнения)»[3]. Несмотря на то, что приведенное выше высказывание совершенно точно отражает экономические реалии, универсального определения несостоятельности (банкротства) не существует, и право каждого государства опирается на собственное понимание данного термина, выработанное под влиянием национальных правовых традиций.
В нашей работе мы будем использовать определение несостоятельности (банкротства), основанное на легальной дефиниции, указанной в ст. 2 Федерального закона от 22.06.2002 № 107-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[4] (далее – Закон о банкротстве), но адаптированное под специфику международного частного права. Итак, несостоятельность (банкротство) – это признанная судом или иным компетентным органом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Отметим, что в научной литературе нередко встречаются отдельные рассуждения или же целенаправленные исследования, целью которых является анализ соотношения терминов «несостоятельность» и «банкротство». Действительно, с нашей точки зрения, они не являются идентичными, поскольку несостоятельность – это характеристика субъекта права, которая порождает за собой возможность признания такого субъекта банкротом в рамках специальной процедуры. Однако мы не будем углубляться в данный спор, поскольку, по нашему глубокому убеждению, он не несет в себе практической пользы (как минимум, в целях нашего исследования).
Вторым элементом нашего понятия является термин «трансграничный». Мы не будем углубляться в описание юридической литературы, посвященной исследованию данной тематики (стоит отметить, достаточно немалочисленной), отметив только, что указанный термин достаточно условен и употребляется наряду с терминами «международный», «транснациональный» и т.д.
Между тем содержание термина «трансграничная несостоятельность (банкротство)» вызывает споры в юридической литературе. Можно выделить четыре различных подхода к определению содержания данного понятия.
Во-первых, считают, что трансграничная несостоятельность представляет собой отношения, возникающие вследствие невыполнения своих обязательств транснациональными или многонациональными компаниями[5]. Очевидно, что данная точка зрения неоправданно сужает сферу трансграничной несостоятельности и не отражает ее сущность. Отметим, как минимум, что субъектом трансграничной несостоятельности может быть наряду с юридическим лицом лицо физическое, к тому же, по словам Л.Ю. Собиной[6], на уроне норм международного права нет легального обоснования тезису о том, что ТНК является самостоятельным субъектом права, а не условной совокупностью самостоятельных юридических лиц, расположенных на территории разных государств. Так или иначе, приведенная позиция является лишь частным случаем трансграничной несостоятельности.
Во-вторых, высказывается точка зрения[7], что отношения, связанные с трансграничной несостоятельностью, возникают при взаимодействии производств (процессов) по делам о банкротстве, возбужденных в разных государствах в отношении одного должника. Данная позиция также не отражает правового смысла института трансграничной несостоятельности, поскольку такое определение не является универсальным, не включает все множество отношений, подпадающих в сферу действия указанного института. К тому же, в отличии от последующих двух позиций, она отталкивается от второстепенного элемента изучаемого явления, игнорируя его «фундамент».
В-третьих, некоторые ученые, например, уважаемая исследовательница международного частного права Л.П. Ануфриева, анализируя понятие трансграничного банкротства, приходит к выводу[8], что оно должно характеризоваться проявлением юридической связи с правопорядками различных государств. По ее мнению, необходимо, чтобы на регулирование отношений, возникающих по поводу несостоятельности какого-либо лица, претендовали несколько правовых систем. С точки зрения одного из всемирно признанных ученых в изучаемой нами области, английского профессора Яна Флетчера, «трансграничная несостоятельность – это выражение, которое в настоящее время используется в целях определения тех дел о несостоятельности, в которых имущество или долги несостоятельного должника расположены в двух или более различных юрисдикциях или в которых личная ситуация должника такова, что он может быть подчинен законам о несостоятельности одновременно нескольких стран»[9]. Донна МакКензи – также один из наиболее известных авторов в сфере трансграничной несостоятельности - считает, что трансграничная несостоятельность - это «несостоятельность, при которой в игру вступают законы более чем одного государства»[10].
В-четвертых, значительная часть правоведов, занимающихся проблемами трансграничной несостоятельности, считают, что обязательным признаком этих отношений является наличие так называемого иностранного элемента. Именно такой подход, по мнению Л.Ю. Собиной,[11] был применен при написании Стамбульской конвенции 1990 г., в п. 1 разъясняющего доклада к которой указано, что она применяется в отношении дел о банкротстве, имеющих международный аспект (international aspect), в случаях, когда активы или кредиторы должника находятся в разных государствах. По мнению указанного автора, понятие «международный аспект» является эквивалентом иностранного элемента. Указанный подход нашел отражение и в российском Законе о банкротстве, ч. 3 ст. 29 которого гласит, что трансграничная несостоятельность – это несостоятельность (банкротство), осложненное иностранным элементом.
На основании вышесказанного, вслед за Л.Ю. Собиной (правда, немного изменив приведенное ей определение) мы считаем, что институт трансграничной несостоятельности (трансграничного банкротства) – это институт международного частного права, состоящий из совокупности норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с несостоятельностью должника, находящегося в ином правопорядке, нежели его активы и (или) кредиторы.