Понятие несостоятельности предприятия

В период административно-командной экономики в нашей стране проблемы несостоятельности не существовало, что во мно­гом было связано с монополией государственной собственности. Предпри­ятия, оказавшиеся на грани банкротства, поддерживались инвестициями, независимо от того, сумеют ли они в будущем эффективно функциони­ровать или нет.

Переход к рыночной экономике поставил предприятия в новые условия функционирования. Именно в ры­ночной системе хозяйствования в отличие от плановой экономики, несо­стоятельность воспринимается как естественное явление, искусственно не подавляется и рассматривается не только как случайное явление, непред­намеренное стечение неблагоприятных обстоятельств, а как некая общая за­кономерность развития самой рыночной экономики. Тем самым рыноч­ная атмосфера способствует росту эффективности каждого отдельного субъекта хозяйствования, в качестве критерия которого выступает при­быль. Неприбыльные предприятия, попадая в разряд банкротов, разоряют­ся, уступая место прибыльным.

Для кон­кретного хозяйствующего субъекта экономическая несостоятельность – это такой уровень управления предприятием (фирмой), который не позволяет ему функционировать в бизнесе, это совокупность его количественных и качественных характеристик, не обеспечивающих ему устойчивую жизне­способность.

Не всегда нарушение устойчивости функционирования предприятия связано с развитием несостоятельности. Несостоятельность имеет место там, где нарушение принимает саморазвивающийся харак­тер, и восстановление устойчивости при помощи собственных возможностей предприятия не даёт необходимого эффекта. Исследования показывают, что с момента зарождения развитие процессов несостоятельности происходит по спи­рали, постепенно проникая во все сферы деятельности предприятия, па­рализуя его работу и разрушая существующие механизмы функциониро­вания. Процесс развития несостоятельности и превращения нормально функционирующего предприятия в банкрота проходит поэтапно (Рис. 3.2.1).

 
  Понятие несостоятельности предприятия - student2.ru

Рис. 3.2.1 Процесс развития несостоятельности предприятия

1 этап– «предболезнь» предприятия – характеризуется наличием хронических нарушений важнейших параметров всех функциональных со­ставляющих предприятия:

1) незначительные потери на рынках производимой продукции (снижение доли рынка или же угрожающе-тревожное снижение физического объема производства);

2) значительные потери рыночного потенциала (небла­гоприятные изменения в составе конкурентов, клиентуры, ассортимента продукции);

3) наличие проблем с техническим и технологическим обеспече­нием производственной деятельности;

4) снижение эффективности использо­вания основных производственных фондов, трудовых и материальных ре­сурсов ниже среднеотраслевого уровня;

5) финансовое положение предприятия неустойчиво;

6) показатели платежеспособности среднеотраслевые с неблаго­приятной тенденцией к снижению;

7) показатели эффективности отдачи на вложенный капитал значительно снижаются.

2 этап– «болезнь» предприятия – характеризуется наличием хронических нарушений в перспективном функционировании организации:

1) явно выраженный неуспех на рынке производимой про­дукции (снижение доли рынка, нерешаемые проблемы с реализацией продукции, усиление позиций конкурентов, проблемы с клиентурой);

2) проблемы с обеспечением предприятия основными производственными фондами, сырьем, материалами, трудовыми ресурсами;

3) неудовлетвори­тельное состояние техники и технологии производства;

4) неэффективное использование основных фондов, материальных и трудовых ресурсов;

5) финансовое состояние предприятия тяжелое;

6) финансовый потенциал практически исчерпан;

7) отсутствует отдача на вложенный капитал;

8) дело­вая активность значительно снижается.

3 этап– «умирание» предприятия – характеризуется тем, что значения всех показателей дос­тигли критических значений:

1) невостребованность продукции на рынке при отсутствии физического спроса;

2) потеря занимаемой доли рынка;

3) неудовле­творительное состояние основных фондов, неэффективность их исполь­зования;

4) техническая и технологическая несостоятельность предприятия (устаревшие оборудование и технология, отсутствие возможности их обновления);

5) отсутствие финансового потенциала;

6) отдача на вложенный капитал достигла мертвой точки и перешла ее – наличие явных убытков;

7) неспособность предприятия выполнять свои финансовые обязательства перед различными контрагентами.

Этапы развития несостоятельности предприятий не имеют четких временных рамок, поскольку на любом из них развитие несостоятельно­сти имеет свою специфику. Так, например, на каких-то предприятиях второй этап может начаться практически одновременно по срокам с пер­вым этапом, а где-то этот период может затянуться на несколько лет.

С того момента, как предприятие начинает не справляться с погашением возникающих обязательств, в действие вступа­ют механизмы, выработанные рыночной экономикой, в рамках которых предприятие обязано функционировать на рынке до полного удовлетворения всех возникших обязательств перед кредиторами. Завершением третье­го этапа развития несостоятельности предприятия является юридически подтверждаемый, на основании законодательно закрепленных признаков, факт признания несостоятельного предприятия банкротом.

В российском законодательстве под несостоятельностью (банкротством) понимается «признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объе­ме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязатель­ствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных пла­тежей».

Как видно из приведенного выше определения, понятия несостоятельности и банкротства в российском законодательстве используются как синонимы.

С точки зрения антикризисного управления, понятие несостоятельности правильнее рассматривать как процесс превращения нормально функционирующего предприятия в банкрота, который начинается с момента вхождения предприятия в кризис («предболезнь») и заканчивается банкротством.

Поскольку процесс развития несостоятельности на любом предприятии схож с «заболеванием», возможно следующее изображение этого «заболевания» на кривой жизненного цикла предприятия (Рис. 3.2.2).

Понятие несостоятельности предприятия - student2.ru Понятие несостоятельности предприятия - student2.ru Понятие несостоятельности предприятия - student2.ru Понятие несостоятельности предприятия - student2.ru Понятие несостоятельности предприятия - student2.ru

Рис. 3.2.2 Процесс развития несостоятельности на кривой

Наши рекомендации