Основные термины и понятия. 2. а) Рис. 26.2 — инфляция издержек производства; рис
1. е; 2. м; 3. а; 4. к; 5. п; 6. о; 7. б; 8. з; 9. л; 10. в; 11. д; 12. и; 13. г; 14. к; 15. р; 16. ж; 17. с.
Упражнения
1.а) Р, Q, R, S.
б) М.
в) Р, Q, R, S.
г) В точку R.
д) Вдоль линии PLMN.
2. а) Рис. 26.2 — инфляция издержек производства; рис. 26.3 — инфляция
спроса.
б) 1 -- П, 2 — С, 3 — П, 4 — С, 5 - С.
Тесты
1. б; 2. б; 3. б; 4. в; 5. в; 6. в; 7. б; 8. в; 9. а; 10. б; 11. б; 12. в; 13. г; 14. а; 15. а.
Верно/Неверно
1. Н; 2. Н; 3. В; 4. В; 5. В; 6. Н; 7. Н; 8. Н; 9. В; 10. Н; 11. Н; 12. Н; 13. Н; 14. В; 15. Н.
Проблемы
1. а) 7%; 6%.
б) См. рисунок 26.6.
2. а) Необязательно. Если страна терпимо относится к росту инфляции, она может избежать повышения безработицы.
б) Необязательно. Если страна терпимо относится к повышению безработицы, она может избежать роста инфляции.
в) Нет, до тех пор, пока кривая Филлипса не сдвинется вниз — влево.
Тема 27
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ
И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
Бюджетный дефицит возникает вследствие превышения государственных расходов над доходами. Он приводит к росту государственного долга — общей суммы накопленных бюджетных дефицитов прошлых лет. Существуют различные концептуальные подходы к проблеме регулирования бюджета. Одни экономисты (и политики) считают, что бюджет должен ежегодно быть сбалансирован. Другие придерживаются концепции циклически балансируемого бюджета, доказывая, что бюджет выступает инструментом антициклической политики. Поэтому достаточно, чтобы он балансировался в ходе экономического цикла: дефицит, возникающий в период спада, в ходе подъема в результате жесткой фискальной политики может быть ликвидирован. Уязвимость этой концепции связана с различиями в глубине и продолжительности повышательной и понижательной фаз цикла. Третий подход к регулированию бюджета связан с концепцией функциональных финансов, в соответствии с которой проблема сбалансирования бюджета рассматривается как второстепенная. На первый план выдвигается задача стабилизации экономики.
Увеличение государственного долга в принципе не может привести к банкротству государства по ряду причин. Необходимость погашения долга отсутствует, достаточно лишь финансировать его. Кроме того источником доходов для выплаты долга и процентов может выступать дополнительное налогообложение. Наконец, правительство обладает правом увеличивать денежную массу в обращении.
Но рост государственного долга может вызвать отрицательные тенденции: усиление неравенства в доходах; подрыв экономических стимулов из-за увеличения налогов; перевод части национального продукта за границу в связи с выплатой платежей по долгу и процентов иностранцам и эффект вытеснения частных инвестиций.
Повышение ставки процента на внутреннем рынке, вызванное дефицитом бюджета, приводит как к вытеснению частных инвестиций, так и к увеличению спроса на государственные ценные бумаги. Это в свою очередь вызывает рост государственного внешнего долга, но может увеличить спрос на национальную валюту, что повышает ее международную ценность, удорожает экспорт и удешевляет импорт. Уменьшение экспорта сдерживает развитие экономики. Такого рода тенденция наблюдалась в последние годы в США,где правительство придерживалось в этот период концепции функциональных финансов.
Учебные цели
1. Раскрыть понятия бюджетного дефицита и государственного долга.
2. Уяснить сущность различных концепций бюджетного дефицита,
3. Выявить последствия государственного долга,
4. Понять причинно-следственную связь между дефицитом госбюджета, ypoвнем процентных ставок, объемом инвестиций, зарубежным спросом на нг циональную валюту, динамикой ее курса и сальдо торгового баланса.