Основные термины и понятия. 2. а) Рис. 26.2 — инфляция издержек производства; рис

1. е; 2. м; 3. а; 4. к; 5. п; 6. о; 7. б; 8. з; 9. л; 10. в; 11. д; 12. и; 13. г; 14. к; 15. р; 16. ж; 17. с.

Упражнения

1.а) Р, Q, R, S.

б) М.

в) Р, Q, R, S.

г) В точку R.

д) Вдоль линии PLMN.

2. а) Рис. 26.2 — инфляция издержек производства; рис. 26.3 — инфляция

спроса.

б) 1 -- П, 2 — С, 3 — П, 4 — С, 5 - С.

Тесты

1. б; 2. б; 3. б; 4. в; 5. в; 6. в; 7. б; 8. в; 9. а; 10. б; 11. б; 12. в; 13. г; 14. а; 15. а.

Верно/Неверно

1. Н; 2. Н; 3. В; 4. В; 5. В; 6. Н; 7. Н; 8. Н; 9. В; 10. Н; 11. Н; 12. Н; 13. Н; 14. В; 15. Н.

Проблемы

1. а) 7%; 6%.

б) См. рисунок 26.6.

2. а) Необязательно. Если страна терпимо относится к росту инфляции, она может избежать повышения безработицы.

б) Необязательно. Если страна терпимо относится к повышению безрабо­тицы, она может избежать роста инфляции.

в) Нет, до тех пор, пока кривая Филлипса не сдвинется вниз — влево.

Основные термины и понятия. 2. а) Рис. 26.2 — инфляция издержек производства; рис - student2.ru

Тема 27

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ

И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Бюджетный дефицит возникает вследствие превышения государственных расходов над доходами. Он приводит к росту государственного долга — общей суммы накопленных бюджетных дефицитов прошлых лет. Существуют различные концептуальные подходы к проблеме регулирования бюджета. Одни экономисты (и политики) считают, что бюджет должен ежегодно быть сбалансирован. Другие придерживаются концепции цикличе­ски балансируемого бюджета, доказывая, что бюджет выступает инструмен­том антициклической политики. Поэтому достаточно, чтобы он балан­сировался в ходе экономического цикла: дефицит, возникающий в период спада, в ходе подъема в результате жесткой фискальной политики может быть ликвидирован. Уязвимость этой концепции связана с различиями в глубине и продолжительности повышательной и понижательной фаз цикла. Третий подход к регулированию бюджета связан с концепцией функцио­нальных финансов, в соответствии с которой проблема сбалансирования бюджета рассматривается как второстепенная. На первый план выдвигается задача стабилизации экономики.

Увеличение государственного долга в принципе не может привести к бан­кротству государства по ряду причин. Необходимость погашения долга от­сутствует, достаточно лишь финансировать его. Кроме того источником доходов для выплаты долга и процентов может выступать дополнительное налогообложение. Наконец, правительство обладает правом увеличивать де­нежную массу в обращении.

Но рост государственного долга может вызвать отрицательные тенденции: усиление неравенства в доходах; подрыв экономических стимулов из-за увеличения налогов; перевод части национального продукта за границу в связи с выплатой платежей по долгу и процентов иностранцам и эффект вытеснения частных инвестиций.

Повышение ставки процента на внутреннем рынке, вызванное дефицитом бюджета, приводит как к вытеснению частных инвестиций, так и к увели­чению спроса на государственные ценные бумаги. Это в свою очередь вызывает рост государственного внешнего долга, но может увеличить спрос на национальную валюту, что повышает ее международную ценность, удорожает экспорт и удешевляет импорт. Уменьшение экспорта сдерживает развитие экономики. Такого рода тенденция наблюдалась в последние годы в США,где правительство придерживалось в этот период концепции функ­циональных финансов.

Учебные цели

1. Раскрыть понятия бюджетного дефицита и государственного долга.

2. Уяснить сущность различных концепций бюджетного дефицита,

3. Выявить последствия государственного долга,

4. Понять причинно-следственную связь между дефицитом госбюджета, ypoвнем процентных ставок, объемом инвестиций, зарубежным спросом на нг циональную валюту, динамикой ее курса и сальдо торгового баланса.

Наши рекомендации