Виды рынков, их особенности и характерные черты
-Потребительский рынок включает: рынок продовольственных и непродовольственных товаров; рынок бытовых, коммунальных, транспортных услуг; рынок услуг культуры и образования; рынок жилья; рынок зданий, сооружений непроизводственного назначения.
-Рынок средств производства состоит из рынка производственных зданий и сооружений; рынка орудий труда; рынка сырья, материалов, энергии и других видов продукции производственного назначения; рынка полезных ископаемых
-Рынок информации и научно-технических разработок. Его составляющие: рынок инноваций, изобретений; рынок интеллектуального продукта. Рынок научно-технических разработок представляет собой взаимодействие малых фирм, инновационных банков, лизинговых контор, научно-исследовательских институтов, научно-производственных объединений.
-Рынок капиталов (инвестиционный рынок) предполагает куплю-продажу инвестиций, которые обусловливают общий рост экономики.
-Кредитный рынок. Предоставление кредита осуществляется за определенную плату в виде процента за кредит и на определенный срок.
-Рынок ценных бумаг. Они представлены акциями, облигациями, векселями, опционами, варрантами, фьючерсными контрактами и др.
-Рынок труда - общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила обращается как товар, то есть продается и покупается в соответствии с законами рыночной экономики.
Объекты и субъекты рынка
Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, сделок купли-продажи. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.
Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.
Функции рынка
• Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Растет цена — сигнал к расширению производства: падает цена — сигнал к его сокращению.
• Информационная функция. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на трынки.
• Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.
• Посредническая функция Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи.
• Санирующая функция. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным.
- Принципы функционирования рыночной экономики:
-свободы экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности личности, социальной группы;
-примата потребителя. Появляется особый вид ответственности перед потребителем, который диктует свою волю, желания, вкус производителю;
-рыночного ценообразования. Цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения;
-договорных отношений;
-конкуренции;
-государственного регулирования рынка и рыночных отношений. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская системы;
-открытости экономики. Хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществлять внешнеэкономические операции при соблюдении определенных условий и ограничений;
-обеспечения социальной защищенности населения.