Тема 10. Монетарная политика
10.1. Тест. Верно ли высказывание (да, нет)?
1. Цель монетарной политики - борьба с инфляцией, а не с безработицей.
2. Монетарную политику проводит правительство с целью стабилизации эко-
номики.
3. Монетарная политика в краткосрочном периоде оказывает воздействие и на
совокупный спрос, и на совокупное предложение.
4. Возможность проведения монетарной политики обусловлена тем, что одной
из функций центрального банка является контроль за величиной банковских резервов, что позволяет ему оказывать воздействие на объем денежной массы.
5. Контроль за денежной массой является наименее важной функцией централь-
ного банка.
6. Депозиты коммерческих банков в центральном банке являются резервами
коммерческих банков и обязательствами центрального банка.
7. При норме обязательных резервов, равной 12%, если на счете коммерческого
банка в центральном банке имеется 100 тыс. дол., то величина депозитов этого коммерческого банка составляет 1200 тыс. дол.
8. Изменение любого из инструментов монетарной политики влияет на кредит-
ные возможности коммерческих банков и величину банковского мультипликатора.
9. К инструментам, используемым центральными банками для контроля над де-
нежной массой, относятся изменение нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента, операции на открытом рынке и изменение рыночной ставки процента.
10. В современных условиях центральный банк контролирует объем денежной
массы и предоставляемых кредитов путем регулирования величины обяза
тельных резервов коммерческих банков.
11. Повышение центральным банком нормы обязательных резервов приводит к
росту величины банковского мультипликатора и увеличивает предложение
денег.
12. Центральный банк может уменьшить кредитные возможности коммерческих
банков как путем повышения нормы обязательных резервов, так и путем по
вышения учетной ставки процента.
13. Наиболее часто используемым инструментом контроля со стороны цен
трального банка над величиной денежной массы является норма обязатель
ных резервов, поскольку ее изменение оказывает наиболее сильное воздей
ствие на предложение денег.
14. Учетная ставка процента представляет собой ставку процента, по которой
коммерческие банки предоставляют кредиты наиболее крупным заемщикам.
15. Повышение центральным банком учетной ставки процента приводит к умень
шению кредитных возможностей коммерческих банков и величины банков
ского мультипликатора и сокращает предложение денег.
16. Изменение центральным банком учетной ставки процента не меняет величи
ну банковского мультипликатора.
17. Если центральный банк повышает учетную ставку процента, резервы ком
мерческих банков увеличиваются.
18. Когда центральный банк снижает учетную ставку процента, банки получают
дополнительные резервы, поэтому они могут предоставлять больше креди
тов и увеличивать объем денежной массы.
19. Уровень учетной ставки процента растет, если растет уровень рыночной
ставки процента.
20. Купля и продажа центральным банком государственных облигаций пред
ставляет собой инструмент регулирования экономики как в краткосрочном,
так и в долгосрочном периодах.
21. Если КБ не хранят избыточные резервы, то продажа центральным банком на
открытом рынке государственных ценных бумаг будет побуждать КБ требо
вать возврата кредитов, распродавать активы и сокращать предложение де
нег.
22. Покупка центральным банком на открытом рынке государственных ценных
бумаг приводит к увеличению денежной массы.
23. Операции на открытом рынке представляют собой наиболее важный инстру
мент контроля над денежной массой, используемый центральными банками
в развитых странах.
24. ЦБ покупает государственные ценные бумаги - резервы КБ сокращаются.
25. Операции на открытом рынке не изменяют величину банковского мульти
пликатора.
26. Если ЦБ покупает облигации у населения, которое предпочитает хранить по
лученный доход на руках в форме наличных денег, а не на банковских сче
тах, величина денежной массы не изменится.
27. Денежная масса может увеличиться на одинаковую величину независимо от
того, покупает ли центральный банк государственные ценные бумаги у ком
мерческих банков или у населения, которое полностью хранит полученный
доход на банковских счетах.
28. Если ЦБ продает государственные облигации на 1 тыс. дол. коммерческому
банку, а норма обязательных резервов составляет 10%, то общая сумма де
позитов в банковской системе сократится на 10 тыс. дол.
29. Если ЦБ покупает государственные облигации у домохозяйств на 10 тыс.
дол., которые вкладывают эти деньги на свои банковские счета, а норма обя
зательных резервов составляет 20%, то максимальное увеличение пред
ложения денег в экономике составит 40 тыс. дол.
30. Если ЦБ покупает государственные облигации на 20 тыс. дол. у частных
фирм, которые перечисляют полученные средства на расчетные счета в КБ,
а норма обязательных резервов составляет 25%, то максимальное увеличе
ние предложения денег системой коммерческих банков составит 60 тыс. дол.
31. Инструментом монетарной политики является изменение ставки налога на
прибыль коммерческих банков, поскольку эта мера воздействует на кредит
ные возможности банков и поэтому на величину предложения денег.
32. Меры монетарной политики используются для воздействия на экономику
прежде всего в краткосрочном периоде.
33. Монетарная политика в краткосрочном периоде влияет только на величину
выпуска.
34. Монетарная политика в долгосрочном периоде воздействует только на уро
вень цен.
35. Монетарная политика используется для борьбы с безработицей, а не с ин
фляцией.
36. Фактором, связывающим изменение предложения денег с изменением сово
купного спроса, является ставка процента.
37. Увеличение предложения денег центральным банком ведет к снижению ры
ночной ставки процента.
38. Рост предложения денег сдвигает кривую предложения денег вправо, увели
чивает ставку процента, сокращает инвестиционные и потребительские рас
ходы, что сдвигает кривую совокупного спроса влево.
39. В краткосрочном периоде решение центрального банка об увеличении пред
ложения денег равнозначно его намерению снизить ставку процента.
40. Уменьшение денежной массы ведет к тому, что у людей становится меньше
наличных денег на руках, поэтому ставка процента снижается.
41. Высокий уровень учетной ставки процента стимулирует инвестиции, так как
инвесторы получают возможность увеличить свои доходы.
42. ЦБ увеличивает и уменьшает величину предложения денег с целью измене
ния ставки процента, которая воздействует на величину инвестиционных
расходов и поэтому на изменение величины совокупного выпуска.
43. Политика "дешевых денег" - стимулирующая монетарная политика.
44. В период рецессии для стабилизации экономики ЦБ проводит политику "до
рогих денег".
45. Политика "дорогих денег" используется для борьбы с инфляцией.
46. Если ЦБ снижает норму обязательных резервов, то величина совокупных ин
вестиционных расходов падает.
47. Если центральный банк повышает учетную ставку процента, рыночная став
ка процента уменьшается и инвестиции увеличиваются.
48. Продажа государственных ценных бумаг центральным банком ведет к росту
совокупного спроса.
49. Если инвесторы и потребители настроены пессимистично в отношении буду
щего и сокращают свои расходы, то ответной мерой центрального банка
должно быть сокращение предложения денег.
50. В период спада центральный банк должен покупать государственные ценные
бумаги на открытом рынке.
51. Операции на открытом рынке, осуществляемые центральным банком, служат
способом регулирования экономики в долгосрочном периоде.
52. Инструментами стимулирующей монетарной политики являются снижение
нормы обязательных резервов, снижение учетной ставки процента и прода
жа государственных ценных бумаг на открытом рынке.
53. Политика "дешевых денег" может быть более эффективной, чем политика
"дорогих денег", так как резервы коммерческих банков увеличиваются и они
могут предоставлять больше кредитов.