Общая характеристика хозяйства
· тип страны (по В.В. Вольскому):
Эквадор относится к типу – экономически слаборазвитые или развивающееся страны, внешнеориентированного приспособленного развития.
· уровень развития экономики – 3 балла,
· размер ВВП (по официальному обменному курсу и по ППС, на душу населения, место в мире):
ВВП (по официальному обменному курсу): $56,27 миллиардов (оценка 2009)
ВВП (по паритету покупательной способности): $108,2 миллиардов (оценка 2009) (66 место в мире)
ВВП на душу населения в 2009 году — 7,5 тыс. долл. (123-е место в мире) [18]
Ø динамика ВВП: ВВП — реальный темп роста - 1 % (оценка 2009) (130е место в мире)
6,5 % (оценка 2008)
2,5 % (оценка 2007);
· жизненный уровень:
уровень безработицы: 7.9 % (оценка 2009)(83е место в мире)
население ниже черты бедности: 35.1 % (2008);
· структура экономики (по секторам), её тип:
промышленность - 36 % ВВП
сельское хозяйство - 7 % ВВП
сфера обслуживания - 57 % ВВП;
· структура занятости населения (по секторам экономики), её тип – промышленность - 21 % работающих
сельское хозяйство - 8 % работающих
сфера обслуживания - 71 % работающих [18];
Промышленность
· уровень развития – 3, балла
· главные отрасли и факторы их размещения:
основная – горнодобывающая промышленность, в большей степени нефтяная, добывающаяся на равнинах Амазонии; также Эквадор располагает значительными запасами природного, но мало используются из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры. В провинции Лоха добываются в небольших количествах медь, серебро, золото. Основными отраслями обрабатывающей промышленности являются нефтеперерабатывающая, пищевая, текстильная и швейная, металлообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая, химическая, фармацевтическая и производство пластмасс. Несмотря на усилия правительства децентрализовать промышленное производство, основная часть предприятий - более трех четвертей - сосредоточена в двух крупнейших городах, Кито и Гуаякиле [19].
· крупнейшие промышленные центры, их специализация:
крупнейшие центры обрабатывающей промышленности в Косте — Гуаякиль, Салинас и Эсмеральдас. В Гуаякиле наибольшее значение имеют пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, производство строительных материалов и текстильная промышленность Салинас и Эсмеральдас — важные центры нефтепереработки, в Эсмеральдас, кроме того, развиты деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.
Среди центров обрабатывающей промышленности Сьерры выделяется столица государства — Кито. Особенно большое значение здесь имеет текстильная промышленность, развиты также кожевенно-обувная, пищевая и металлообрабатывающая промышленность [20].
Сельское хозяйство
· уровень развития:3,5 балла.
· отраслевая структура и факторы размещения:бананы и какао выращивают в низинах с жарким и влажным климатом, кофе произростает на нижних склонах Анд, где преобладают более холодные и сухие климатические условия. В долинах также выращивают сахарный тростник, цитрусовые и рис. В Андах возделывают ячмень, пшеницу, кукурузу, картофель и некоторые овощи [1].
· структура сельскохозяйственных земель:в Эквадоре различаются три сельскохозяйственные зоны: Коста, где явно преобладают экспортные тропические культуры, Сьерра, характеризующаяся преобладанием культур, производимых для внутреннего рынка, и развитием пастбищного животноводства, и Орьенте, где сельское хозяйство находится в зачаточном состоянии, где большое значение имеет сбор коры дикорастущего хинного дерева и орехов тагуа [8].
ВЭквадоре существует два резко различных типа сельского хозяйства – один из них практикуется в Сьерре, а другой на прибрежных равнинах Косты [2].
· растениеводство: основные культуры и районы -в Сьерре выращивают кукурузу и картофель, в меньшем количестве возделываются ячмень и пшеница; На равнинах Косты основными культурами являются бананы, какао, кофе, рис и сахарный тростник. Все большую роль в экспорте играют новые виды продукции, такие, как срезанные цветы и овощи зимнего урожая [2].
· животноводство: отраслевая структура, животноводческие районы –животноводство развито недостаточно, хотя в последнее время поголовье крупного рогатого скота, овец и особенно свиней стало быстро увеличиваться. Разводят коз и лам. Как тягловая сила широко используются лошади, мулы и ослы. Имеет значение птицеводство. Продуктивность животноводства низкая [8]; пастбищное животноводство сконцентрировано в Сьерре.
Сфера услуг
· транспорт:
Ø уровень развития (в целом и отдельных видов) – достаточно хороший – 4 балла;
Ø структура грузо- и пассажирооборота (внутреннего и внешнего) - объём перевозок 4,2 млрд ткм (2000) [23];
· автомобильный транспорт: протяжённость и густота дорог, главнейшие магистрали, количество автомобилей на число жителей: Общая протяженность автомобильных дорог страны - 43 670 км, асфальтировано 6 472 км. Дороги в Эквадоре достаточно хорошие. Страна пересечена сетью скоростных шоссе, их качество может сильно отличаться в зависимости от региона. Все дороги между провинциями платные. Наибольшее значение имеют шоссе, связывающее Гуаякиль и Кито, и Панамериканское шоссе, проходящее через Анды с севера на юг; его протяженность в пределах Эквадора составляет 1392 км.
Числу автомобилей на 1000 человек населения – 44(85 место в мире) (на 01.2011) [19][21]
· железнодорожный транспорт: протяжённость дорог, главнейшие магистрали: общая длина всех железных дорог составляет всего 1200 километров. Главные железнодорожные сообщения связывают Гуаякиль с Куэнка и Кито. Поезда старые и медленные; должно быть благодаря своему возрасту, часто меняют рельсы, поэтому обслуживание бывает полностью парализовано на целую неделю или даже месяц. Единственная в Эквадоре и одна из самых высокогорных железных дорог в мире - "Авеню вулканов" проходит между действующими вулканами[22];
· трубопроводный транспорт: общая протяжённость: трубопроводы:
дополнительные тяжелые сырые 435 км; газ 5 км; нефть 1 374 км; усовершенствованные продукты 1 301 км (2009) [24];
· морской транспорт: размер флота, крупнейшие порты - гражданский флот: 33 судна (водоизмещением 1000 т и выше), включая два иностранных (чилийское и греческое) под эквадорским флагом (2002): 2 контейнеровоза, 3 химических танкера, 1 — для перевозки сжиженного газа, 3 пассажирских, 23 нефтеналивных и один специальный танкер. Порты — Гуаякиль, Эсмеральдас, Ла Либертад, Манта, Пуэрто Боливар, Сан Лоренсо [23];
· внутренний водный транспорт: долбленые каноэ, которые могут перевозить до 25 человек, широко используются как средства транспорта в бездорожных областях, особенно в восточных джунглях и в северо-западных прибрежных областях [22];
· воздушный транспорт: крупнейшие аэропорты и авиакомпании - в Эквадоре более эффективная система воздушного транспорта, чем в большинстве других андских стран. Дешевое перемещение на авиатранспорте внутри страны. Практически все рейсы начинаются или завершаются в Кито или Гуаякиле. Есть рейсы на некоторые из Галапагосских островов, но они дороги. Международный аэропорт Кито находится в 10 километрах к северу от центра города. Второй крупный аэропорт находится в Гуаякиле, в 5 километрах к северу от центра города. Кроме главных внутренних авиалиний "TAME" и "SAN" существуют маленькие авиалинии и чартерные рейсы [22];
· связь: общий уровень развития – 3,5 балла,
Ø число ячеек сотовой связи и Интернет-пользователей (на 1000 чел.) - число абонентов сотовой связи на 1000 человек населения, чел.- 860 (на 31.12.2008) (источник - International Telecommunication Union)
число пользователей интернета (на 1000 жителей)- 240 (на 31.12.2008) (источник - International Telecommunication Union)[25]
Ø Интернет-домен: .ec
· наука: общий уровень развития – 3,5 балла
Ø расходы на НИОКР - расходы на образование:1 % ВВП (2001)(179 место в мире)
Ø важнейшие научные центры - крупнейшие университеты: Центральный (основан в 1769), Папский Католический в Кито, университеты Гуаякиля, Куэнки.
Научные центры главным образом связаны с университетами — Центральным, Гуаякильским и др. Существуют также государственные научно-исследовательские институты: Астрономическая обсерватория в Кито, Эквадорский институт горнодобывающей промышленности, Военный институт географии и др. Ряд научно-исследовательских институтов в частном секторе (лаборатории фирм) или имеют независимый статус: Академия медицинских наук, Эквадорский институт политической экономии и др. Международный статус имеет биостанция им. Ч.Дарвина на островах Галапагос. Финансирование науки осуществляют государство, частные фонды и фирмы, международные организации [23].
Туризм
· развитие рекреационной сферы:
Ø общий уровень - достаточно развита туристическая инфраструктура [4балла];
Ø доля туризма в ВВП страны составляет более 7% [26];
Ø количество международных туристов - приблизительно 1,12 млн туристов посетило Эквадор в течение 2011 года. 60 % иностранных туристов прибыло в страну посредством воздушного транспорта, через международные аэропорты в Кито и Гуаякиле. 40 % путешественников въехало в Эквадор морским или наземным путем, через Перу или Колумбию [27].
· главные рекреационные районы и центры:
Ø Кито, Гуаякиль, Куэнка, Риобамба, Галапагосские острова [28].
Ø Эквадор — подходящее место для поклонников активных видов спорта. Здесь созданы все условия для занятий альпинизмом и пеших путешествий, каякинга и дайвинга, серфинга и парапланеризма. Для любителей экзотичных приключений по притокам Амазонки организуются туры в самое сердце сельвы на традиционных лодках и на катерах.
Экологическая ситуация
· общий характер ситуации в стране:2,5 балла.
· главные экологические проблемы страны: колоссальные выбросы дыма, выхлопных газов различных заводов, транспорта, всей техники [17].
· основные районы загрязнения окружающей среды:вблизи крупных городов, предприятий по добыче и переработке топлива, а также различных отраслей промышленности.
Внешнеэкономические связи
· экспорт и импорт:
Ø размер:
o Экспорт: $ 22.29 млрд. (2011) (71 место в мире)
o Импорт: $ 23,58 млрд. (2011 г.) (69 место в мире)[3]
Ø товарная структура:
экспорт - товары: нефть, бананы, цветы, креветки, какао, кофе, древесина, рыба [3].
Импорт - товары: промышленные материалы, топливо и смазочные материалы, потребительские товары кратковременного пользования [3].
· внешнеэкономические показатели:
Ø сальдо внешней торговли – Эквадор -337 400 000$ (104 место в мире) (Оценка 2009 г.)[4].
· главные внешнеторговые партнёры (структура экспорта и импорта по странам в %):
Экспорт - партнеры: США 45%, Перу 7,7%, Венесуэла 6.5%, Колумбия 4.6%, Панамы 4,6%, Чили 4.2% (2011) [3].
Импорт - партнеры: США 25%, Китай 9.4%, Колумбия 9.1%, Бразилия 4,2%, Венесуэла 3,9% (2011) [3].
Внутренние различия.
· экономичекое районирование страны:
В Эквадоре выделяются три экономических района:
1) равнины Орьенте, большая часть территории которых покрыта тропическими дождевыми лесами;
2) горные долины Сьерры;
3) равнины Косты - тихоокеанского побережья, где протекают реки Гуаяс и Эсмеральдас.
· уровень развития и специализация экономических районов: 1)Население Орьенте редкое и состоит преимущественно из индейцев. Именно здесь расположены крупные запасы нефти.
2)В пределах Сьерры, между высокогорными хребтами Анд, находится более ста долин с плодородными почвами, где выращиваются пшеница, кукуруза (маис), ячмень и картофель. Столица Эквадора Кито находится в центральной части горной области. Отличительными чертами района являются преобладание натурального сельского хозяйства, недостаток пахотных земель и избыток неквалифицированной рабочей силы.
3)На прибрежных равнинах, где достаточно плодородных земель, практикуется товарное земледелие для внутреннего и международного рынка. В южной части побережья находится Гуаякиль, экономическая столица страны, крупный рынок сбыта и главный морской порт.
Литература
1.http://articles.gourt.com/ru/
2.http://forexaw.com/TERMs/State/South_America/l556_Ecuador
3. https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ec.html
4. http://iformatsiya.ru/tabl/34-saldo-vneshnej-torgovli-stran-mira.html
7. http://bruma.ru/enc/strany_mira/EKVADOR.html
8. http://www.terravision.ru/country/view/138
9. http://www.gecont.ru/articles/geo/equador.htm
10. http://www.vitrebenki.com/country/info/index.php?country_id=3410
11. http://ru-world.net/ekvador-geografiya/
12. http://www.exotravel.ru/cat/257
13. http://ru.wikipedia.org/wiki/
14. http://iformatsiya.ru/south_america/179-yekvador-demografiya-territoriya-gosudarstvennoe-ustrojstvo.html
15. http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EA%E2%E0%E4%EE%F0#.D0.9D.D0.B0.D1.81.D0.B5.D0.BB.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5
16. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%80%D1%86%D1%8B
17. http://www.alpary.net/about8.html
18. http://iformatsiya.ru/south_america/180-yekvador-yekonomika-statistika-vvp.html
19. http://www.gecont.ru/articles/econ/equador.htm
20. http://www.terravision.ru/country/view/138/2
21. http://avantauto.ru/pubs/149-120-reyting-stran-po-kolichestvu-avtomobiley-na-1000-zhiteley.html
22. http://tourweek.ru/transport/countries/ecuador/
23. http://www.materiki.ru/countries/detail.php?ID=254
24. http://iformatsiya.ru/south_america/180-yekvador-yekonomika-statistika-vvp.html
25. http://www.statinfo.biz/html/M425F16927L1.aspx
26. http://goldenline.travel/?p=226
27. http://rusecuador.ru/ekvador-turisticheskij/8965-kolichestvo-turistov-posetivshix-ekvador-v-2011-godu-uvelichilos-na-8-.html
28. http://tourinformer.ru/ecuador.htm
29. http://mobwiki.ru/