Политика встроенных стабилизаторов
Второй вид фискальной политики - недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов.
Политика встроенных стабилизаторов -автоматическое изменение суммы налоговых поступлений в прямой зависимости от изменений чистого национального продукта без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства. Основные встроенные стабилизаторы -прогрессивная система налогообложения; система пособий по безработице и различных социальных выплат; программы по поддержке малоимущих слоев, субсидии фермерам.
На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Стало быть, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. В итоге снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.
На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, а тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолению спада в экономике. Но присущие автоматической фискальной политике встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить их они не в состоянии. Как и дискреционная политика, она не является панацеей от всех бед, хотя играет важную роль в стабилизационных мероприятиях государства. Тем не менее, максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.
Одним из главных направлений фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.
В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика может быть:
• стимулирующей (экспансионистской);
• сдерживающей (рестриктивной).
Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада и предполагает снижение налогов и увеличение правительственных расходов, что ведет к возникновению или увеличению бюджетного дефицита.
Сдерживающая фискальная политика применяется в период инфляции и предполагает бюджетный излишек как результат увеличения налогов и снижения правительственных расходов. Бюджетный излишек, как правило, направляется на погашение государственного долга или изымается из обращения.
Если экспансивная бюджетная политика не сопровождается ограничениями объема денежной эмиссии и кредита, то это усиливает инфляцию. В свою очередь когда рестриктивная бюджетная политика сочетается с жесткими кредитно-денежными мерами, то это может вызвать экономический кризис.
Выбор инструмента фискальной политики зависит от общего курса, проводимого правительством:
- если это "либеральный" курс, предполагающий широкое участие государства в регулировании смешанной экономики, то предпочтение отдается правительственным расходам;
• если проводится "консервативный" курс, ориентированный на сужение роли государства и делающий упор на чисто рыночный механизм, то в целях стабилизации экономики более широко используются налоги.
Ограниченность возможностей фискальной политики обусловлена следующими обстоятельствами:
• изменение (рост или сокращение) государственных расходов, необходимых для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, может противоречить другим целям расходования
• государственных средств:
• укреплению обороноспособности страны;
• охране окружающей среды;
• финансированию научных исследований и т. п.;
• необходимость поддерживать твердый обменный курс и долгосрочный внешнеторговый баланс не позволяет проводить в полной мере такую фискальную политику, которая необходима исходя из существующих объемов производства, уровня занятости и цен;
Максимальный эффект фискальная политика дает в краткосрочном периоде — в долгосрочном плане фискальная политика может приводить к негативным последствиям:
• наличие "эффекта запаздывания" — требуется определенное время, прежде чем фискальная политика окажет ожидаемое воздействие на экономику.
• часть времени уходит на принятие решения о проведении тех или иных мер бюджетно-налогового характера (время прохождения соответствующего закона через властные структуры);
• затем пройдет еще время, прежде чем эти меры начнут давать результат;
• к этому моменту экономическая ситуация может измениться, и меры по расширению экономики начнут давать эффект в период подъема, а сдерживающие меры придутся на период спада;
- в таком случае фискальная политика будет играть дестабилизирующую роль.
Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с приведением соответствующей денежно-кредитной политики.