Размещение розничной торговой сети в городах

не, размещенном на центральной магистрали города, а карамель и кон­феты наиболее частого спроса — в универсамах. Таким образом созда­ются как бы две ступени обслуживания. При этом магазины, торгу­ющие товарами повседневного и частого спроса, имеют небольшой радиус обслуживания, в то время как магазины, торгующие максимально широким ассортиментом товаров или только товарами периодического и редкого спроса, имеют значительно больший радиус деятельности, включающий и районы деятельности магазинов первой ступени.

На основе этих основных принципов, действующих одновременно, в настоящее время сложилась так называемая функциональная си­стема размещения торговой сети.В соответствии с этой системой тор­говая сеть города подразделяется на две взаимосвязанные группы ма­газинов: местного и городского значения.

Основное требование, предъявляемое к магазинам местного значе­ния,заключается в обеспечении населения основными продовольствен­ными и непродовольственными товарами повседневного и частого спро­са с минимальными затратами времени на посещение и обслуживание. Поэтому такие магазины размещают относительно равномерно в жилой зоне города (микрорайонах, жилых районах, жилых комплексах и других жилых образованиях) с учетом остановок общественного транспорта и основных направлений пешеходных потоков, и обслуживают они насе­ление в пределах пешеходной доступности.

Главным требованием к магазинам городского значенияявляется предоставление населению максимального выбора товаров и услуг, удов­летворяющих разнообразные запросы и отвечающих вкусам людей.

К предприятиям городского значения относятся: универмаг, мага­зин типа «Гастроном» и специализированные магазины. Их разме­щают в общегородском центре, центрах планировочных районов, на площадях и главных магистралях города с учетом транспортной доступности.

К предприятиям городского значения относятся также и магазины-склады. Они могут быть размещены в коммунально-складской зоне, на границе промышленной и жилой зон или в селитебной зоне города.

Перспективным направлением в организации розничной торговой сети является размещение магазинов в составе торговых центров.

Торговый центр— это совокупность торговых предприятий и пред­приятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассорти­мент товаров и услуг. Торговый центр расположен на определенной территории, спланирован, построен и управляется как единое целое и предоставляет в границах своей территории стоянку для автомашин.

Для комплексного обслуживания населения и усиления архитек­турно-композиционной выразительности городской застройки торго­вые центры целесообразно объединять с культурно-зрелищными и другими учреждениями.

Размещение магазинов в составе торговых центров имеет большое социально-экономическое значение. Торговые центры дают возмож­ность населению приобретать товары и пользоваться разнообразными бытовыми и коммунальными услугами с наименьшими затратами вре­мени, кроме того, повышается эффективность строительства и эксп­луатации предприятий, входящих в его состав. Как показала практика, концентрация предприятий торговли в таких центрах по сравнению с предприятиями, размещенными в отдельно стоящих зданиях, обеспе­чивает экономию удельных капитальных вложений и сокращение эксплуатационных расходов.

Торговые центры могут быть двух типов: местного и городского

значения.

Торговый центр местного значения включает в качестве самостоя­тельных объектов универсам, столовую, магазин полуфабрикатов, ку­линарных и кондитерских изделий, комплексные приемные пункты бытового обслуживания.

Торговый центр городского значения включает универмаг, магазин типа «Гастроном», ресторан, кафе, бар, Дом быта и другие специали­зированные предприятия обслуживания и размещается в обществен­ном центре города.

При этом в малых и средних городах с компактной планировочной структурой создается один общегородской центр. В средних городах с расчлененной планировочной структурой в дополнение к общегород­скому торговому центру может быть создан подцентр. В больших и крупных городах наряду с общегородским создается система торговых центров планировочных районов. Общегородской торговый центр и торговые центры планировочных районов должны быть удобно связа­ны маршрутами общественного транспорта. В центральных районах сложившихся городов торговые центры целесообразно формировать в виде пешеходных торговых зон с размещением на них разнообраз­ных предприятий торговли и общественного питания.

В настоящее время развитие материально-технической базы роз­ничной торговли осуществляется при участии финансовых и мате­риальных ресурсов как государства, так и частных лиц, причем с упразднением отраслевых централизованных фондов, дефицитом городских (местных) бюджетов в структуре источников инвести-

Наши рекомендации