Зарубежный опыт регулирования инфляционных процессов
При анализе зарубежного опыта достаточно ограничиться только опытом стран Восточной Европы, поскольку, во-первых, эти страны при осуществлении антиинфляционной политики находились в условиях, сходных с российскими (они тоже переходили от командно-административной экономики к рыночной); во-вторых, эти страны абсорбировали весь накопленный к тому времени мировой опыт в этой области.
Антиинфляционная политика в странах с переходной экономикой имеет свои особенности, связанные главным образом с переходом нерыночного характера образования инфляционного навеса в открытую форму инфляции и возникающие при этом диспропорции в экономике. Теоретическое обобщение опыта стран Восточной Европы представляется необходимым для выработки стратегии борьбы с инфляцией при переходе к рынку.
Основные причины роста общего уровня цен в отдельных странах оцениваются по-разному. Например, в бывшей ЧСФР вклад отдельных факторов в рост индекса цен, по оценке Федерального статистического управления, применительно к 1991 году составил (в процентных пунктах): отсутствие конкуренции в условиях либерализации экономики и цен – 24 процентных пункта (п.п.), девальвации кроны – 15 п.п., внутреннее финансовое неравновесие – 9 п.п., разрыв хозяйственных связей со странами бывшего СЭВ – 6 п.п., прочие (низкие валютные резервы, высокий дефицит государственного бюджета, значительный внутренний и внешний долг государства) – 46 п.п., в то время как в Болгарии главную причину инфляции экономисты видят в ошибочном выборе модели перехода к рынку по монетаристской схеме шоковой терапии (прежде всего шоковой либерализации цен и процентов по кредитам) и просчетах при ее реализации[23].
Столкнувшись с резким ростом цен на первом этапе экономических реформ, восточноевропейские страны, в соответствии с требованиями Международного валютного фонда, прибегли к политике ограничения совокупного спроса монетарными и фискальными методами, то есть к шоковой терапии как главному средству борьбы с инфляцией. Наиболее последовательно и успешно политика ограничения совокупного спроса осуществлялась в 1990–1991 гг. в Польше, с несколько меньшей результативностью, вследствие причин неэкономического характера, в Болгарии и Румынии. Вместе с тем нельзя не признать ограниченности возможностей шоковой терапии для сдерживания инфляции, так как такая политика воздействует лишь на один из ее типов – инфляцию спроса, вызывая падение совокупного потребления ниже уровня, необходимого для стимулирования активности национальных товаропроизводителей, и ведет к сокращению объемов производства и раскручиванию инфляции издержек.
На основе проведенных мероприятий по борьбе с инфляцией и их результатов можно сделать следующие выводы.
1. Опыт борьбы с инфляцией в странах Восточной Европы говорит о том, что корни инфляции носят системный характер, поэтому ее существование неизбежно в течение всего переходного периода. Снижать инфляцию следует путем создания условий для стабилизации экономики в целом, повышения ее эффективности (включая пропорциональность) и конкурентоспособности экономических субъек-тов на внутреннем и внешнем рынках.
2. На начальном этапе реформ первоочередными являются шаги по сбиванию инфляции спроса. Если она выходит за определенные рамки (25–30 %), то меры по сдерживанию инфляции издержек становятся формальными или вообще невозможными. Во всей совокупности стран прослеживается четкая зависимость между темпами инфляции и предшествующим ростом денежной массы со стандартным лагом. Но добиться положительных результатов только монетаристскими методами не смогла ни одна из восточноевропейских стран.
3. Анализ первого опыта реформ в странах Восточной Европы подтверждает позицию тех исследователей, которые считают, что экономические проблемы постсоциалистических стран не могут эффективно решаться только путем манипулирования совокупным спросом. Практика показывает, что более опасным и трудноизлечимым явлением становится инфляция издержек. Действие ее связано с тем, что под влиянием структурной ломки происходит падение производства, и в результате прежняя по объему денежная масса обслуживает обращение меньшего по объему количества продукции. Манипулиро-вание совокупным спросом позволяет улучшить один из параметров экономического развития (показатель спада производства либо инфляции), но за счет ухудшения другого, то есть при использовании только методов монетарной и фискальной политики за замедление спада приходится платить недопустимо высокой инфляцией, а за сни-жение инфляции – недопустимым углублением спада.
4. Степень структурной неадекватности экономики формируется под воздействием не только внутренних, но и внешних факторов. Распад связей в рамках СЭВ явился для восточноевропейских стран мощнейшим шоком как со стороны спроса (потеря традиционных рынков), так и со стороны предложения (изменение условий приобре-тения ресурсов). К тому же само по себе открытие экономики в рамках стратегии либерализации выявило несовершенство ее структуры с точки зрения рыночных критериев. Поэтому для установления стабилизации, в том числе и стабильности цен, необходима была структурная модернизация экономики.
5. Огромную роль при выборе инструментов сдерживания инфляции играет анализ стартовых условий развития страны. Нельзя не признать, что бывшая ЧСФР, приступившая к реформам при отсутствии дефицита государственного бюджета и относительно насыщенном внутреннем рынке, оказалась в принципиально иных условиях, чем Польша, Болгария и Румыния. Что касается России, то она находилась в еще более тяжелом экономическом положении накануне реформ.
6. Опыт стран Восточной Европы свидетельствует о том, что при борьбе с инфляцией важно иметь четко определенную политику доходов. Эффективным средством ее формирования должен стать ме-ханизм согласования соответствующих вопросов между правительством, предпринимателями и профсоюзами. Однако, несмотря на переход к рыночным принципам организации оплаты труда, в большинстве стран сохранялось государственное регулирование заработной платы путем установления ее минимальной величины и контроля за объемом средств на оплату труда (посредством прогрессивного налогообложения фонда заработной платы или ее средней величины). Это позволило уйти от спирали раскручивания инфляции «зарплата – цены» и предотвратить дальнейшее развитие инфляции издержек.
7. Экономический рост в пореформенный период начинается только в тех странах, где инфляция опускается до уровня ниже 50 % в год.
Надо отметить, что хотя восточноевропейские страны по условиям развития инфляционных тенденций были более приближены к России, чем страны Латинской Америки, тем не менее в точности копировать их опыт нельзя вследствие значительных различий в уровне огосударствления и монополизации.
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что инфляция – один из самых любопытных и многоаспектных социально-экономи-ческих феноменов человеческого социума. Не являясь по настоящему опасным явлением, инфляция стала действительно хроническим забо-леванием современной экономики, постепенно подтачивая самое святое, что есть у цивилизованного буржуа – финансы как материальный эквивалент его души (здесь нет никакой насмешки – именно деньгами одаривает Всевышней благоверного протестанта) и веру в справедливое устройство рыночного общества (где деньги еще вдобавок и символ веры). Тем не менее, когда проблема не находит решения с самых начал времени цивилизации, вывод один – болезнь неизлечима, и общество обречено сосуществовать с инфляцией. Сам процесс общественного воспроизводства во всех своих фазах – производстве, распределении, перераспределении, обмене и потреблении – непрерывно генерирует инфляцию. Развитой индустриальный мир столкнулся с инфляцией как порождением бумажного денежного оборота в конце XIX века. С тех пор процесс стал многофакторным, а в основу теории инфляции положено понятие рыночного равновесия, где количественная теория денег является лишь одним из его фрагментов.
В развитых странах распространены две трактовки инфляции.
Первая – кейнсианская, признающая «ползучую» инфляцию полезной для стимуляции экономического роста, особенно в фазах депрессии. При галопирующей инфляции кейнсианцы предлагают дефляционные меры, или «политику доходов».
Альтернативная кейнсианской – монетаристская трактовка, опирающаяся на жесткую кредитно-денежную политику.
В отличие от Запада третий мир и страны с транзитивной экономикой страдают в основном от структурной инфляции, вызванной диспропорциями между секторами хозяйства, неэластичностью предложения по отношению к спросу, очень слабой мобильностью факторов производства.
Инфляция в России генерируется:
– деформациями общественного производства;
– структурными перекосами экономики;
– монополизмом товара производителей;
– военно-промышленным комплексом;
– коррупционностью госаппарата;
– недоразвитостью рынка труда.
Специфика же инфляции в России заключается в том, что генерирование инфляции происходило на фоне:
– перманентного товарного голода в ситуации кризиса неплатежей;
– нереального валютного курса, формируемого лишь потребительским рынком;
– деинвестирования народного хозяйства;
– расстройства денежной системы;
– натурализации процессов обмена;
– социальной дифференциации, побившей все рекорды в индустриальных странах;
– недоверия к финансовым институтам;
– почти исключительно краткосрочных капиталовложений в сферы с высокой скоростью оборота капитала;
– неравномерного роста цен по отраслям и территориям.
Выбор монетаризма в качестве теоретического обоснования практических мероприятий в сфере инфляционного регулирования оказался большой ошибкой, поскольку никаких объективных условий, способствующих успешной реализации монетаристских концепций в России, не было и еще долго не будет. Только сейчас российскому истеблишменту приходит понимание особого пути реформирования экономики переходного типа. Это означает необходимость государственного управления именно процессами обновления всех сторон жизни общества, а не само управление обществом. Без стимуляции экономического роста в России, причем в отраслях, в первую очередь, высоких технологий, проблему российской стагнации не решить, потому что Россия неконкурентоспособна как объект приложения капитала по сравнению со странами ЮВА (Юго-Восточной Азии) в сфере производства традиционных потребительских товаров.