Зарубежный опыт регулирования процессов занятости

ПЛАН ЛЕКЦИИ

Роль международных организаций в области занятости и труда.

Определение стратегических задач МОТ.

Регулирование социально-трудовых отношений в конвенциях и рекомендациях МОТ.

Международная организация труда появилась вместе с Лигой Наций на основании Версальского договора в 1919 году. Она была учреждена для выражения растущей озабоченности по поводу социальной реформы после первой мировой войны и уверенности в том, что любая реформа должна проводиться на международному уровне.

МОТ создана в целях установления и сохранения социального мира и регулирования социально-трудовых отношений, защиты прав человека. СССР вступил в МОТ в 1934 г. и приостановил свое членство в ней в 1939 г. в связи с началом войны в Европе. Вновь наша страна вошла в МОТ в 1954 году. После второй мировой войны основные цели и принципы МОТ получили активное подтверждение и расширение в Филадельфийской декларации. В этой декларации предвосхищался послевоенный рост национальной независимости и предсказывалось зарождение крупномасштабного технического сотрудничества со странами.

МОТ имеет уникальную для Организации Объединенных Наций трехстороннюю структуру, в рамках которой представители работодателей и трудящихся - "социальные партнеры" в экономике - имеют равный с представителями правительств голос при разработке ее мер и программ.

МОТ также поощряет подобную трехстороннюю структуру в своих государствах-членах путем содействия "социальному диалогу" между профсоюзами и работодателями при разработке и, в случае необходимости, применении национальной политики по социальным, экономическим и многим другим вопросам.

Минимальные международные трудовые нормы и широкий круг мер МОТ принимаются на Международной конференции труда, которая проводится ежегодно. Каждые два года Конференция принимает двухгодичную программу деятельности и бюджет МОТ, который финансируется государствами-членами.

Конференция является также международным форумом, на котором обсуждаются трудовые и социальные проблемы, имеющие значение для всего мира. Каждое государство-член МОТ имеет право направить на Конференцию четырех делегатов, два от правительства и по одному от трудящихся и работодателей. Эти делегаты вправе независимо высказываться и голосовать. В период между ежегодными сессиями Конференции деятельностью МОТ руководит Административный совет в составе 28 представителей правительств, 14 представителей трудящихся и 14 представителей работодателей.

Секретариат МОТ, штаб-квартира, исследовательский центр и издательство находятся в Международном бюро труда в Женеве. Администрация и управление осуществляются через региональные, областные и отраслевые бюро, находящиеся более чем в 40 странах.

Деятельности Административного совета и Бюро помогают трехсторонние комитеты, охватывающие основные отрасли промышленности. Она также осуществляется при поддержке со стороны комитетов экспертов по таким вопросам, как профессиональная подготовка, развитие управления, техника безопасности и охрана труда, трудовые отношения, обучение трудящихся и специальные проблемы, касающиеся женщин и молодых трудящихся.

Государства-члены МОТ периодически проводят региональные совещания для изучения вопросов, представляющих особый интерес для соответствующих регионов.

В 1946 году МОТ стала первым специализированным учреждением в системе вновь созданной Организации Объединенных Наций. Стержневым элементом правового механизма такой защиты являются положения Закона «О занятости населения в Российской Федерации». Этот закон был принят Государственной Думой 19 апреля 1991 г., затем в него неоднократно вносились изменения, 22 апреля 1996 г. он был принят в новой редакции, а 21 июля 1998 г. в него вновь были внесены изменения (на этот раз незначительные).

МОТ имеет четыре главные стратегические цели:
1. Развитие и реализация норм и основополагающих принципов и прав в сфере труда.
2. Создание более широких возможностей для женщин и мужчин по обеспечению достойной занятости.
3. Расширение охвата и повышение эффективности социальной защиты для всех.
4. Укрепление трехсторонней структуры и поддержание социального диалога.
Данные цели достигаются следующими путями:

Þ разработка международных мер и программ по содействию осуществлению основных прав человека, улучшению условий труда и жизни и расширению возможностей для занятости;

Þ разработка международных трудовых норм (подкрепляющаяся уникальной системой контроля над их применением), которые служат в качестве руководящих принципов для национальных органов власти при реализации этих мер;

Þ всесторонняя программа международного технического сотрудничества, разрабатываемая и осуществляемая при активном партнерстве с учредителями в помощь странам при проведении в жизнь этих мер;

Þ подготовительная, учебная и издательская деятельность, способствующая реализации всех этих усилий.

Контрольные вопросы

зарубежный опыт регулирования процессов занятости - student2.ru Когда появилась МОТ?

зарубежный опыт регулирования процессов занятости - student2.ru Как международные Конвенции защищают права граждан за рубежом?

зарубежный опыт регулирования процессов занятости - student2.ru Каковы важнейшие цели МОТ?

зарубежный опыт регулирования процессов занятости - student2.ru Перечислите стратегические задачи Международной организации труда и пути их реализации?

Основная литература

  1. Антикризисное управление человеческими ресурсами:Доп. УМО вузов России в кач. учеб. пособия для вузов/Горелов Н.А., ред.-СПб. :Питер, 2010.-428 с.-(Учебное пособие).
  2. Кафидов В.В. Управление персоналом:Рек. Сове том УМО вузов России в кач. учеб. пособия.-СПб.:Питер,2009.-202 с .-(Учебное пособие).

Дополнительная литература

1. Красноженова Г.Ф., Симонин П.В. Управление трудовыми ресурсами. – М.: ИНФРА-М, 2007. – c. (Рекомендовано УМО вузов России в области менеджмента).

2. Кязимов К.Г. Рынок труда и занятость населения: Учебное пособие. – М.: «Перспектива», 2010. – 368 c.

3. Остапенко Ю.М. Экономика труда: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 286 с.

4. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: Учебник. – М.: МГУ, 2009. – 368 c.

5. Рынок труда: Учебник. / Под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Волгина. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 480 c.

6. Баткаева И.А., Митрофанова Е.А. Управление занятостью населения : Учебное пособие. - М.: ГАУ, 2006.

7. Горелов Н.А. Экономика трудовых ресурсов: Учебное пособие для вузов. – М.: Высш.школа, 2008. – 208 с.

8. Ермолаев М.Б., Ильченко А.Н. Трудовая миграция в регионе: модели анализа и прогнозирования. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 200 c.

9. Занятость населения и человеческий капитал / Шульгина Л.В., Тамошина Г.И., Щевелева Т.А.: Воронеж.гос.технол.акад., Воронеж. 2008. – 150 c.

10. Карташов С.А., Одегов Ю.Г., Кокорев И.А. Трудоустройство: поиск работы. Учебное пособие / Под ред. Ю.Г. Одегова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – C.161

1. http://www.chelt.ru
Журнал "Человек и труд"

2. http://www.rhr.ru - Справочные сайты и порталы

3. http://www.sosig.ac.uk - Иностранные Интернет-ресурсы    

[1] Понятие «трудовые ресурсы» используется для характеристики трудоспособного населения в масштабах всей страны, региона, отрасли экономики, либо в рамках какой-либо профессиональной группы. Наряду с этим понятием применяются «рабочая сила», «человеческие ресурсы», «кадры», «персонал», «трудовой потенциал», имеющие разное содержание и смысловую нагрузку.

[2]Сравнительная характеристика: Если на западных рынках труда мигрантские сегменты сформировались несколько десятилетий назад, то в России такое разделение труда только формируется. Это происходит буквально на глазах, причем по-разному в разных регионах — в зависимости от структуры местной экономики или социальных особенностей региона. Так, в Москве и других крупных городах складывается новый сектор рынка труда — сектор домашних услуг, ориентированный на спрос богатых людей, включая верхушку нарождающегося среднего класса. Новые модели ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, ухода за стариками, характерные для этого слоя населения, предполагают услуги домработниц, нянь, сиделок и т. п. В регионах с более низким уровнем жизни такие модели рыночного поведения пока не сформировались. Если относить к среднему классу население со среднедушевым доходом от 300 до 1 000 долларов США, то в Москве он составляет более трети населения, в то время как в большинстве других городов России не превышает 10 процентов (например, в Омске — восемь процентов), поэтому там этот сектор пока находится в зачаточном состоянии. На домашнем труде изза его «приватности», непрестижности, незащищенности, низкой оплаты традиционно лежит печать второсортности — именно поэтому соответствующий сектор быстро превращается в нишу мигрантской занятости, привлекая большое число женщин-мигрантов из Украины, Белоруссии, Молдавии.

Наши рекомендации