Древнерусская культура X - начала XIII вв
КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ
Характер культуры вост.славян земледельческий (земледелие и лесные промыслы). Были освоены техника обработки металла, изготовлялись лопаты, топоры, ножи, замки, мечи, кольчуги, кольца, браслеты, перстни, кресты, кубки, глиняная посуда. Оружие украшалось чернью или серебряным узором. Изделия украшались сканным узором или зернью. Развивались кожевенное, сапожное, портновское ремесла. Жилище - полуземлянка или бревенчатый сруб, пол земляной. Жилье отапливалось печью. В княжеских и боярских домах строились терема. Внутри жилища - лари и лавки, на которых сидели и спали. Основу костюма составляли рубаха, штаны, плащ (вотола), в зимнее время - меховой кожух. У крестьянина одежда была холщовой, а у бояр и князей – бархатная.
Фольклор обрядовый. Сохранились загадки, заклинания, заговоры. На пирах пелись песни, рассказывались сказки и легенды (былины об Илье Муромце, о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, это отразило укрепление гос. власти). Письменность распространилась с распространением христианства и созданием Кириллом и Мефодием славянского алфавита - кириллицы. Писали на пергамене. Книги переплетались в кожу, богато украшались. Создавались школы для "книжного учения". Грамотность распространилась. В монстырях создавались библиотеки. Переводились греческие богослужебные книги, жития святых, повести. В XI начинается формирование древнерусской литературы (летописи - "Повесть временных лет" начало XII – автор - монах Киево-Печерского монастыря Нестор). Летопись подвергалась переработке в связи с приходом к власти нового князя. Важным видом чтения были жития святых("Сказание о Борисе и Глебе"). Для средневековой литературы характерен жанр рассказов путешествиях ("Хожение" игумена Даниила). Первые храмы были деревянными, в конце X построен первый каменный храм - Десятинная церковь. Мастера использовали традиции деревянного зодчества. Памятник зодчества – 13-купольный кирпичный собор.Св. Софии. В XI в Киеве и Новгороде строились и монастырские каменные церкви. С распространением каменного строительства развивалась монументальная живопись. Мастера украшали интерьеры храмов мозаиками и фресками. Применялись фресковые росписи (в Софийском соборе). Существовала иконопись. Киевская Русь благодаря творческому усвоению полученных из Византии христианства и античного наследия достигла высокого уровня культурного развития. Культурные традиции, созданные в киевский период, получили развитие в эпоху раздробленности.
КУЛЬТУРА РУСИ XII-XIII
В связи с упадком Киева и политическим обособлением формируются новые культурные центры. Центрами летописания в XII являлись Новгородская, Владимиро-Суздальская и Галицко-Волынская земли. В новгородских летописях встречается быт.Галицко-Волынская отразила противоборство между княжеской властью и боярством (пропагандировала идею сильной княжеской власти). Владимиро-Суздальское летописание отразило стремление Боголюбского утвердить первенство княжества во всей Русской земле. Сознание единства Русской земли - ведущая тема литературы XII-XIII ("Слово о полку Игореве" – о походе князя Игоря Святославича против половцев в 1185. Причина неудач – распри). На рубеже XII-XIII написано "Моление" Даниила Заточника (восхваляет княжескую власть). В XII развивалось каменное строительство, князья хотели украсить города и монастыри. Больше стало строиться каменных церквей. В Новгороде княжеское строительство не велось, церкви сооружались на средства горожан (Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Спаса на Нередице). Во Владимиро-Суздальской земле строили из белого камня (Успенский и Дмитриевский собор, княжеский замок в Боголюбове). Изобразительное искусство XII-XIII, связано с росписью храмов (фресками). Торжественность фресковой росписи уменьшилась по сравнению, но фигуры стали более динамичными (роспись в церкви Спаса на Нередице).