Концепция рациональности и выбор ВУЗа»

Тема 2. Модели поведения человека в институциональной экономике.

Вопросы к семинару

1. Модель экономического и социологического человека.

2. Рациональность. Основные модели рационального поведения.

3.Поведенческие предпосылки, принятые в современном институционализме.

4. Определение нормы в институциональной экономике.

5. Теория общественного выбора: нормы как результат рационального выбора.

6. Экономика соглашений: норма как предпосылка рационального поведения.

7. Типы соглашений. Соотношение соглашений.

Основные термины и понятия

Экономический человек, социологический человек, рациональность, ограниченная рациональность, рациональное поведение, иррациональное поведение, ориентация на собственный интерес, оппортунизм, теория рационального выбора, норма в институциональной экономике, типы соглашений

Темы докладов.

1. Рациональное и иррациональное поведение. Факторы, мешающие рациональному поведению.

2. Теория неполной рациональности.

3. Соотношение ценностей и норм, норм и правил.

4. Правила в нашей жизни. Как они позволяют максимизировать нашу полезность?

Вопросы для обсуждения

1. Приведите примеры рационального и иррационального поведения индивидов.

2. В чем заключаются различия между нормами и правилами?

3. Согласно каким нормам поведения должен действовать «экономический человек»?

4. Опишите модель «институционального» человека. В чем ее отличие от «экономического» человека?

5. Сравните между собой понятия полной и неполной рациональности.

6. Являются ли иллюстрацией модели неполной рациональности действия среднего студента при подготовке к экзамену?

7. Всегда ли норма является результатом рационального выбора выполняющих ее предписания людей? Если нет, то, какие препятствия рациональному выбору норм вы можете назвать?

8. Предполагает ли пословица «Свои люди - сочтемся. Что за счеты между своими?» рациональное поведение участников обмена?

9. Приведите примеры, в которых разный уровень «полноты информации» меняет степень рациональности конкретного экономического решения.

10. Какое влияние оказывает ассиметричность информации на выбор экономических субъектов?

Практическое задание

Концепция рациональности и выбор ВУЗа».

Чтобы разобраться в тонкостях выбора вуза и поступления в него, нужно учитывать ряд факторов. Наиболее существенными из них являются наличие в институте талантливого преподава­тельского состава, высокое качество обучения, техническое оснаще­ние и др. К сожалению, зачастую абитуриенты обращают внимание на ме­нее важные обстоятельства, например, на близкое расположение института к месту жительства. Конечно, хорошо, когда учебное заведение находится рядом с домом: вы будете меньше времени тра­тить на дорогу, а, следовательно, его больше останется для самостоятельных занятий (чтения литературы, подготовки к семинарам, для написания рефератов и других контрольных работ). Но все-таки это не главное.

На что еще, кроме вступительных экзаменов, следует обратить внимание при выборе вуза?

Если вы иногородний узнайте, есть ли при учебном заведении общежитие и каковы условия проживания в нем. Для тех, кто собира­ется продолжить обучение на вечернем или заочном отделении, осо­бенно актуальным будет наличие в вузе хорошо укомплектованной библиотеки. Если ее нет, будьте готовы к тому, что большинство книг и учебников придется покупать за свой счет. Для многих одним из усло­вий выбора может стать наличие военной кафедры.

Сегодня многие институты предлагают обучение по таким пре­стижным и интересным специальностям, как реклама, режиссура телевидения и т.п. Хорошая техническая база одно из главных усло­вий для успешного овладения данными профессиями. К сожалению, у многих таких высших учебных заведений она просто отсутствует. Если вы хотите стать режиссером, оператором — убедитесь, что в ин­ституте есть достаточное количество видеокамер, монтажная аппара­тура, а для специалистов по рекламе нужна фотолаборатория и т.д.

Какой вуз предпочесть: государственный или негосударствен­ный? Во многом это зависит от материального положения вашей се­мьи. В государственном вузе есть возможность поступить на бюджет­ное отделение. Кроме того, диплом государ­ственного вуза больше ценится сегодняшними работодателями. Если вы решили остановиться на коммерческом высшем учебном заведении, не забудьте убедиться в наличии у него государственной аттестации и аккредитации; посмотрите, кто его учредитель – хорошо, если это солидная общественная организация. Обратите внимание на год основания вуза: чем раньше он создан, тем лучше.

Надеемся, данные рекомендации помогут сделать вам верный выбор.

Вопросы:

Какая концепция рациональности лежит в основе поведения абитуриента в этой ситуации? Что позволяет сделать такой вывод?

Наши рекомендации