Концепция рациональности и выбор ВУЗа»
Тема 2. Модели поведения человека в институциональной экономике.
Вопросы к семинару
1. Модель экономического и социологического человека.
2. Рациональность. Основные модели рационального поведения.
3.Поведенческие предпосылки, принятые в современном институционализме.
4. Определение нормы в институциональной экономике.
5. Теория общественного выбора: нормы как результат рационального выбора.
6. Экономика соглашений: норма как предпосылка рационального поведения.
7. Типы соглашений. Соотношение соглашений.
Основные термины и понятия
Экономический человек, социологический человек, рациональность, ограниченная рациональность, рациональное поведение, иррациональное поведение, ориентация на собственный интерес, оппортунизм, теория рационального выбора, норма в институциональной экономике, типы соглашений
Темы докладов.
1. Рациональное и иррациональное поведение. Факторы, мешающие рациональному поведению.
2. Теория неполной рациональности.
3. Соотношение ценностей и норм, норм и правил.
4. Правила в нашей жизни. Как они позволяют максимизировать нашу полезность?
Вопросы для обсуждения
1. Приведите примеры рационального и иррационального поведения индивидов.
2. В чем заключаются различия между нормами и правилами?
3. Согласно каким нормам поведения должен действовать «экономический человек»?
4. Опишите модель «институционального» человека. В чем ее отличие от «экономического» человека?
5. Сравните между собой понятия полной и неполной рациональности.
6. Являются ли иллюстрацией модели неполной рациональности действия среднего студента при подготовке к экзамену?
7. Всегда ли норма является результатом рационального выбора выполняющих ее предписания людей? Если нет, то, какие препятствия рациональному выбору норм вы можете назвать?
8. Предполагает ли пословица «Свои люди - сочтемся. Что за счеты между своими?» рациональное поведение участников обмена?
9. Приведите примеры, в которых разный уровень «полноты информации» меняет степень рациональности конкретного экономического решения.
10. Какое влияние оказывает ассиметричность информации на выбор экономических субъектов?
Практическое задание
Концепция рациональности и выбор ВУЗа».
Чтобы разобраться в тонкостях выбора вуза и поступления в него, нужно учитывать ряд факторов. Наиболее существенными из них являются наличие в институте талантливого преподавательского состава, высокое качество обучения, техническое оснащение и др. К сожалению, зачастую абитуриенты обращают внимание на менее важные обстоятельства, например, на близкое расположение института к месту жительства. Конечно, хорошо, когда учебное заведение находится рядом с домом: вы будете меньше времени тратить на дорогу, а, следовательно, его больше останется для самостоятельных занятий (чтения литературы, подготовки к семинарам, для написания рефератов и других контрольных работ). Но все-таки это не главное.
На что еще, кроме вступительных экзаменов, следует обратить внимание при выборе вуза?
Если вы иногородний узнайте, есть ли при учебном заведении общежитие и каковы условия проживания в нем. Для тех, кто собирается продолжить обучение на вечернем или заочном отделении, особенно актуальным будет наличие в вузе хорошо укомплектованной библиотеки. Если ее нет, будьте готовы к тому, что большинство книг и учебников придется покупать за свой счет. Для многих одним из условий выбора может стать наличие военной кафедры.
Сегодня многие институты предлагают обучение по таким престижным и интересным специальностям, как реклама, режиссура телевидения и т.п. Хорошая техническая база одно из главных условий для успешного овладения данными профессиями. К сожалению, у многих таких высших учебных заведений она просто отсутствует. Если вы хотите стать режиссером, оператором — убедитесь, что в институте есть достаточное количество видеокамер, монтажная аппаратура, а для специалистов по рекламе нужна фотолаборатория и т.д.
Какой вуз предпочесть: государственный или негосударственный? Во многом это зависит от материального положения вашей семьи. В государственном вузе есть возможность поступить на бюджетное отделение. Кроме того, диплом государственного вуза больше ценится сегодняшними работодателями. Если вы решили остановиться на коммерческом высшем учебном заведении, не забудьте убедиться в наличии у него государственной аттестации и аккредитации; посмотрите, кто его учредитель – хорошо, если это солидная общественная организация. Обратите внимание на год основания вуза: чем раньше он создан, тем лучше.
Надеемся, данные рекомендации помогут сделать вам верный выбор.
Вопросы:
Какая концепция рациональности лежит в основе поведения абитуриента в этой ситуации? Что позволяет сделать такой вывод?