Кто должен расследовать этот несчастный случай: рынок, на территории которого он произошел, или "Энергосбыт", работник которого получил травму?

3. Николаев работал в лаборатории сварки и дефектоскопии с 2008 г. В 2009 г. в аттестационном центре "Прометей" г. Санкт-Петербурга ему был присвоен более высокий квалификационный разряд и, согласно штатному расписанию, предоставлена должность инженера-рентгенолога. Николаев осуществляет просвечивание изделий на комбинате "Североникель", а также при аттестации сварщиков (просвечивание сварных швов в лаборатории), пользуясь переносным рентгеновским аппаратом. Являясь единственным работником в лаборатории по радиационному контролю, он полностью проводит процесс контроля, составляет необходимую документацию по дозовым нагрузкам, по радиационной безопасности территории.

Относится ли выполняемая Николаевым работа к числу вредных и опасных? Имеет ли он право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день за работу во вредных и опасных условиях труда? Какие нормативные правовые акты регулируют эти вопросы?

4. Заточник вспомогательного цеха металлургического предприятия Михайлов получил травму от осколков разорвавшегося шлифовального круга, когда он зачищал металлический уголок. Пострадавший пояснил, что выполнял работу для себя. Однако в ходе расследования выяснилось, что пострадавший делал это по просьбе одного из мастеров производственного участка, который и присутствовал при выполнении работы. Кроме того, было установлено, что по технологии работы на станке использовать подобный шлифовальный круг не следовало.

Как квалифицировать данный несчастный случай, хотя он и произошел на территории предприятия и в рабочее время? Как не связанный с выполнением пострадавшим работы по заданию работодателя? Или несчастный случай произошел при выполнении работы в интересах работодателя, поскольку мастер входит в число должностных лиц цеха, которые не должны допускать производства работ с нарушением требований охраны труда?

5. При проведении комплексной проверки соблюдения законодательства об охране труда, проводимой прокуратурой и государственной инспекцией труда в Управлении механизации, было выявлено значительное количество несчастных случаев, связанных с производством. Выяснилось, что основными причинами сложившейся ситуации явились: отсутствие системы обучения безопасным приемам работы отдельных категорий рабочих, отсутствие на некоторых станках специальных ограждений режущих инструментов и отсутствие инструктажа как при приеме на работу, так и в процессе трудовой деятельности. Названные недостатки администрация объясняла тем, что на работу принимались только высококвалифицированные рабочие с большим трудовым стажем работы по специальности, в связи с чем не было необходимости в обучении рабочих безопасным приемам работы и в проведении различных видов инструктажей.

Какие меры могут принять работники прокуратуры и государственной инстанции труда по выявленным фактам? Установлены ли обязанности работодателя (администрации) по обучению работников безопасным приемам работы и проведению инструктажа? В каких нормах трудового права они закреплены? Какие виды инструктажа вам известны и в каких случаях они проводятся?

6. Государственный инспектор труда Тюменской области с участием представителя Госгортехнадзора при проверке соблюдения законодательства об охране труда на одном из предприятий по переработке газа обнаружил ряд нарушений. В частности, рабочие не были обеспечены необходимыми средствами индивидуальной защиты (респираторами и спецобувью), на территории производственного участка были превышены нормы загазованности. В связи с обнаруженными нарушениями государственный инспектор труда приостановил работы на данном участке до устранения этих нарушений.

Какими правами обладает государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации? Назовите нормативный правовой акт, определяющий ее компетенцию. В какой орган можно обжаловать принятые государственным инспектором труда решения?

7. Уполномоченный по охране труда выявил факты, когда администрация транспортного цеха нарушает существующие предельные нормы переноски и передвижения тяжестей рабочими (в том числе и лицами, не достигшими 18 лет). В этой связи, уполномоченный дал предписание начальнику цеха устранить нарушения законодательства об охране труда и наложил на него штраф в размере трех минимальных оплат труда.

Каким нормативным правовым актом регулируются права уполномоченного по охране труда и не превышены ли они в данном случае? Какие предельные нормы переноски и передвижения тяжестей установлены для взрослых рабочих и подростков?

Раздел 15. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ

Методические указания

Изучая данную тему, студентам необходимо разобраться в такой важной доктринальной правовой категории, как правовая защита.

Для начала следует понять, что защита прав, свобод и законных интересов представляет собой явление многоаспектное, многоплановое. Наиболее распространенным является рассмотрение защиты прав, свобод и законных интересов как системы средств, направленных на устранение препятствий к осуществлению субъективного права, пресечение правонарушения, восстановление нарушенного права, компенсацию неблагоприятных последствий (вреда), вызванных правонарушением или злоупотреблением правом. Это вытекает из положения, что защита права имеет место только в связи с правонарушением (неисполнением юридической обязанности), злоупотреблением правом, препятствием к его осуществлению. В отсутствие нарушения права нет места его защиты.

В соответствии со ст. ст. 45, 46 Конституции РФ обязанностью государства является не только признание, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, но и их защита, поэтому вопросы защиты свойственны любой отрасли права. Между тем защита прав, свобод и законных интересов субъектов трудового права обладает определенными чертами, характерными особенностями, обусловленными специфическими признаками материального права. Это обусловлено тем, что правовые средства защиты во многом зависят от специфики объекта защиты (субъективных прав, свобод и законных интересов, предусмотренных правовыми нормами). Следовательно, особенности, присущие трудовому праву, оказывают непосредственное воздействие на особенности правовых средств защиты. В этой связи необходимо изучать особенности защиты трудовых прав работников с учетом характерных признаков трудового права (предмета, метода, принципов правового регулирования трудовых отношений), специфики правового положения работника как субъекта трудовых правоотношений, как участника коллективного труда, особенностей объекта защиты.

Студент должен иметь представление, что под способами защиты трудовых прав, свобод и законных интересов работников понимаются правовые средства, направленные на достижение определенной цели: пресечение нарушения, восстановление нарушенного права, компенсацию вреда, причиненного правонарушением. Вместе с тем формой их защиты является установленный законом порядок (процедура или процесс) пресечения правонарушения, признания права, устранения выявленных нарушений, восстановление нарушенного права и т.д.

Наряду с этим следует помнить, что Конституция РФ гарантирует не только защиту прав и свобод человека и гражданина (ст. ст. 45, 46), но и право каждого на защиту субъективных прав и свобод (ч. 2 ст. 45). В этой связи необходимо проводить разграничение между понятиями "защита прав, свобод и законных интересов" и "право на защиту".

Так, защита прав, свобод и законных интересов представляет собой совокупность способов и предусмотренных законом мер, подлежащих применению в установленных законом формах (порядке) в случае их нарушения, в то время как право на защиту есть субъективное право управомоченного лица использовать не запрещенные законом способы. Учитывая, что объектом защиты являются субъективные права, свободы и законные интересы работника то предусмотренные законом средства (способы, меры и формы) могут быть использованы для пресечения правонарушения, восстановления нарушенного права, компенсирования последствий, вызванных их нарушением. Надо иметь в виду, что право на защиту также представляет собой одно из субъективных прав работника, которое наряду с другими субъективными правами, свободами и законными интересами составляет объект защиты.

Защита прав достигается путем использования предусмотренных законом способов в определенном порядке (формах). При этом право на защиту может быть осуществлено двумя способами. Работник может самостоятельно реализовать свое право (в том числе в результате обеспечения его обязанным лицом) путем правомерного поведения с использованием средств защиты, не запрещенных законом, не допуская злоупотребления правом. Кроме того, он может обратиться за защитой к компетентным органам. В этом случае реализация права на защиту осуществляется принудительным способом посредством правоприменительной деятельности, осуществляемой компетентными лицами (органами). Правоприменительная деятельность компетентных органов, направленная на защиту прав, свобод и законных интересов работников, представляет собой одновременно их право и обязанность.

Таким образом, защита прав, свобод и законных интересов обеспечивается путем установления целой системы средств, направленных на пресечение правонарушения, устранение препятствий в осуществлении трудовых прав, восстановление нарушенного права, компенсирование вреда, причиненного правонарушением. Для этого определены способы и формы защиты; сформированы органы государственной власти, наделенные правомочием по осуществлению восстановления нарушенного права, пресечения правонарушения, компенсирования неблагоприятных последствий, вызванных правонарушением; обеспечены условия осуществления ими своей деятельности; предоставлены правомочия общественным объединениям осуществлять защиту субъективных прав, свобод и законных интересов; установлены правовые гарантии обеспечения их деятельности, др. Средствами обеспечения осуществления субъективного права на защиту выступают средства охраны права, включая правовые гарантии его реализации.

В науке трудового права защита прав, свобод и законных интересов рассматривается не только в указанном аспекте. В ряде случаев наблюдается смешение понятий "защита" трудовых прав работников и "охрана" права, употребляемых специалистами в области теории права в широком смысле слова <1>. Есть мнение, что под защитой понимается сама деятельность управомоченных лиц (управомоченного лица), направленная на восстановление нарушенного права, предупреждение правонарушения, его пресечение. Неодинаковое отношение к определению защиты трудовых прав работников обусловлено рядом причин, среди которых можно выделить такое обстоятельство, как недостаточная исследованность данной категории, учитывая, что разд. XIII ч. V ТК РФ, именуемый "Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права" является относительно новым.

--------------------------------

<1> Так, в учебной литературе под защитой трудовых прав работников понимается деятельность, осуществляемая государственными органами, органами профсоюзов, направленная на обеспечение осуществления работниками субъективных прав, целью которой является предупреждение правонарушения, ограждение от противоправных посягательств, в ряде случаев деятельность, связанная с непосредственным установлением правовых норм как на уровне органов государственной власти, так и отдельно взятой организации, включая пропаганду трудового законодательства. См., например: Толкунова В.Н. Трудовое право: Курс лекций. М., 2002. С. 251.

В силу ст. 352 ТК РФ к числу основных способов защиты трудовых прав отнесены:

самозащита работниками трудовых прав;

защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

судебная защита.

Необходимо знать, что Трудовой кодекс РФ предусматривает классификацию способов защиты, в основе которой находится субъект (в том числе орган), осуществляющий защиту нарушенного права. Так, самозащита осуществляется работником самостоятельно, второй способ защиты осуществляется профессиональными союзами; субъектами двух остальных способов защиты прав, свобод и законных интересов выступают компетентные органы государственной власти (надзорные органы и органы судебной власти). Наряду с этим в научной литературе встречаются иные классификации способов защиты трудовых прав работников.

Одним из способов защиты трудовых прав работников является самозащита. Она характеризуется рядом признаков. Во-первых, для самозащиты свойственно пресечение правонарушения в отсутствие деятельности компетентных органов. Работник самостоятельно обеспечивает реализацию субъективного права без обращения в компетентные органы. Во-вторых, признаком самозащиты являются особенности ее осуществления. Самозащита предполагает только пассивное поведение работника, связанное с отказом от выполнения требований работодателя, которые нарушают его права, свободы и законные интересы. Сам отказ от выполнения какого-либо требования пресекает правонарушение. Это позволяет отличить самозащиту от иных форм воздействия на поведение работодателя, например, проведение забастовки, суть которой заключается в приостановлении работы до достижения поставленной цели. Отказ от выполнения требований работодателя не ограничен сроком и непосредственно обеспечивает защиту субъективного права работника путем бездействия. В-третьих, самозащита не связана с каким-либо принуждением субъекта, нарушившего право к совершению определенных действий. В-четвертых, самозащита может быть использована в качестве способа защиты субъективных прав, свобод и законных интересов непосредственно самим работником. Работодатели не могут использовать такой способ защиты своих прав, свобод и законных интересов.

Важное место среди основных способов защиты трудовых прав работников занимает государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде, который осуществляется компетентными органами, наделенными определенными полномочиями, среди которых следует выделить органы прокуратуры и органы Федеральной службы по труду и занятости.

При изучении особенностей контрольно-надзорной деятельности компетентных органов, осуществляющих защиту трудовых прав работников, необходимо обратить внимание на неодинаковые цели и задачи, для достижения которых они созданы.

Так, система органов прокуратуры создана для осуществления от имени Российской Федерации общего надзора как за соблюдением Конституции РФ, так и за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Правовой статус органов прокуратуры, порядок осуществления ими контрольно-надзорной деятельности регламентирован Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. от 28 ноября 2009 г.) (далее - Закон о прокуратуре).

Органы прокуратуры наделены полномочиями осуществлять надзор:

за соблюдением прав и свобод человека и гражданина государственными органами власти (как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации);

за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Таким образом, органы прокуратуры призваны осуществлять надзор, в том числе за деятельностью надзорных органов, например деятельностью территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости, также осуществляющих надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Следует иметь в виду, что органы прокуратуры, равно как и иные контрольно-надзорные органы, осуществляют надзор и контроль за соблюдением законодательства работодателями посредством проведения проверок, обследований, порядок проведения которых регламентируется законодательством Российской Федерации.

В частности в Законе о прокуратуре определены порядок осуществления надзора и контроля органами прокуратуры, меры прокурорского реагирования. ТК РФ и Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в ред. от 26 апреля 2010 г.) регламентирован порядок осуществления деятельности по защите прав работников территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости.

Деятельность этих органов обеспечена равноценными по своей природе правовыми средствами. В частности они вправе беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц (ст. 357 ТК РФ), требовать необходимые для осуществления контрольно-надзорной деятельности документы. Аналогичное положение содержится в ст. 22 Закона о прокуратуре.

Между тем меры прокурорского реагирования отличаются от мер, применяемых государственными инспекторами труда. Так, прокурор или его заместитель вправе возбудить производство об административном правонарушении, потребовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостеречь о недопустимости нарушения закона. Для этого он вправе принести протест, подлежащий обязательному рассмотрению в установленные законом сроки; внести представление об устранении нарушений закона; вынести постановление о привлечении к административной ответственности. Государственный инспектор труда вправе воспользоваться несколько иными мерами защиты. Он вправе: выдать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений; составить протокол об административных правонарушениях (привлечь к административной ответственности) в пределах полномочий; подготовить иные материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вместе с тем прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, в том числе осуществляющими надзор и контроль, вправе: освободить своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; опротестовать противоречащие закону правовые акты; обратиться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; внести представление об устранении нарушений закона.

Студент должен иметь четкое представление о соотношении полномочий органов прокуратуры и территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости, особенностей их осуществления.

Следует отметить, что наряду с отмеченными выше органами государственный надзор (контроль) осуществляют также иные федеральные органы исполнительной власти, предусмотренные системой федеральных органов власти, утвержденной Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (в ред. от 22 июня 2009 г.). Нельзя также упускать из виду органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные правом осуществлять внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в подведомственных организациях.

Защита трудовых прав, свобод и законных интересов, осуществляемая органами профессиональных союзов, имеет свою специфику. Органы профсоюза наделены полномочиями осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства и законодательства, содержащего нормы трудового права. Однако надо иметь в виду, что контроль, осуществляемый профсоюзами, является общественным. В отличие от вышеупомянутых органов органы профсоюза (органы общественного контроля) не наделены полномочиями применять в отношении правонарушителей юридические санкции. Вместе с тем неисполнение требований профсоюзов, игнорирование их, воспрепятствование осуществлению защитной функции профсоюзов служит самостоятельным основанием для юридической ответственности.

При изучении вопросов, связанных с реализацией защиты прав работников следует иметь в виду, что защитная функция профсоюзов обусловлена целью их создания. Так, согласно ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (в ред. от 30 декабря 2008 г.) профсоюз, являясь добровольным общественным объединением граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создается в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Необходимо уяснить, что право профсоюзов осуществлять защиту прав, свобод и законных интересов работников является и их обязанностью. Они наделены правом осуществлять контроль за соблюдением работодателем трудового законодательства, условий коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров, которые одновременно являются их обязанностью. При этом следует помнить, что наряду с контрольной функцией профсоюзы осуществляют функцию представительскую, которые неодинаковы и их следует различать.

Защитная функция профсоюзов осуществляется в случае нарушений (угрозы нарушения) прав, свобод и законных интересов как индивидуального работника, так и коллектива работников в целом. Нарушения трудовых прав работника (работников) могут быть выявлены в ходе осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства, который имеет место как при установлении (изменении) условий труда, так и в ходе применения правовых норм, предусмотренных законодательством.

Судебную защиту следует признать универсальным способом защиты субъективных прав, свобод и законных интересов, поскольку она типична для любых субъектов правоотношений. Судебная защита используется при реализации права на защиту прав, свобод и законных интересов, предусмотренных различными отраслями права. Здесь необходимо уделить внимание особенностям осуществления защиты трудовых прав судебными органами власти, среди которых необходимо выделить не только суды общей юрисдикции, но и арбитражные суды. Особенность судебной защиты трудовых прав работников заключается в единстве процесса, регламентируемого не только нормами трудового права, но и права гражданского процессуального, основанными на различных принципах.

Контрольные вопросы

1. Что такое защита трудовых прав, свобод и законных интересов работников?

2. Какие способы защиты трудовых прав работников предусмотрены нормами ТК РФ?

3. В чем заключается различие между защитой права и права на защиту?

4. Что понимается под государственным надзором и контролем за соблюдением трудового законодательства?

5. Какие органы осуществляют надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права?

6. Какие меры правового воздействия могут предпринять государственные органы надзора и контроля в случае выявления нарушения трудовых прав работников?

7. Раскройте сущность контроля за соблюдением трудового законодательства и законодательства, содержащего нормы трудового права, осуществляемого органами профсоюза.

8. Что такое самозащита и какие способы самозащиты предусмотрены ТК РФ?

Литература

Барбашова Т.П., Миронов В.И. Защита трудовых прав работников // Трудовое право. 2007. N 7.

Завгородний А.В., Коробченко В.В., Кузьменко А.В. и др. Трудовое право России: Учеб. для вузов / Под общ. ред. Е.Б. Хохлова, В.А. Сафронова. М.: Юрайт-Издат, 2008.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (под общ. ред. В.И. Шкатуллы) включен в информационный банк согласно публикации - Норма, 2009 (6-е издание, переработанное).

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.И. Шкатуллы. 5-е изд., перераб. М.: Норма, 2007.

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Ю.П. Орловского. 4-е изд., испр., доп., перераб. М.: Контракт-ИНФРА-М, 2007.

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Т.А. Сошниковой. М.: Эксмо, 2006.

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. М.О. Буяновой, И.А. Костян. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Кнорус, 2008.

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. 2-е изд., доп. М.: Городец, 2007.

Лебедев В.М., Воронкова Е.Р., Мельникова В.Г. Современное трудовое право (Опыт трудоправового компаративизма): Кн. 1 / Под ред. В.М. Лебедева. М.: Статут, 2007.

Лушникова М.В., Лушников А.М. Очерки теории трудового права. СПб.: Юридический центр Пресс, 2006.

Максуров А.А. Координация усилий правоохранительных и контролирующих органов в сфере защиты права граждан на оплачиваемый труд // Трудовое право. 2007. N 11.

Малько А.В., Субочев В.В. Законные интересы как правовая категория. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004.

Мачинский В. Правозащитная функция прокуратуры // Законность. 2007. N 11.

Права человека: Учеб. для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2004.

Сошникова Т.А. Правовой механизм защиты конституционных прав в сфере труда. М.: Изд-во Моск. гуманитарного ун-та, 2005.

Трудовое право России / Под ред. А.М. Куренного. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд. дом "Правоведение", 2008.

Нормативные акты

Конституция РФ

Трудовой кодекс РФ

КоАП РФ

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.)

Конвенция МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11 июля 1947 г. (ратиф. 11 июля 1947 г.)

Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. от 28 ноября 2009 г.)

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (в ред. от 30 декабря 2008 г.)

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в ред. от 26 апреля 2010 г.)

Приказ Роструда от 10 апреля 2006 г. N 60 "Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственной инспекции труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях"

Приказ Роструда от 17 мая 2007 г. N 60 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении надзора и контроля за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти Российской Федерации полномочий в области содействия занятости населения"

Приказ Роструда от 24 декабря 2009 г. N 331 "Об утверждении типовых форм документов"

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

от 17 января 1992 г. N 2202-1

О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>

(Извлечение)

--------------------------------

<*> Разделы 1 (ст. ст. 1, 3 - 6, 10), 2 (ст. ст. 14 - 16), 3 (21 - 28), 4 не приводятся.

Утвержден

Приказом

Федеральной службы

по труду и занятости

от 10 апреля 2006 года N 60

ПЕРЕЧЕНЬ

ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ И ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ НАДЗОРУ И КОНТРОЛЮ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ

АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

(ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКЦИЙ ТРУДА В СУБЪЕКТАХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ), УПОЛНОМОЧЕННЫХ СОСТАВЛЯТЬ

ПРОТОКОЛЫ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ <*>

--------------------------------

<*> Не приводится.

Приложение

к Приказу Роструда

от 17.05.2007 N 60

ПЕРЕЧЕНЬ

ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛЫ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА ПОЛНОТОЙ И КАЧЕСТВОМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ В ОБЛАСТИ

СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ <*>

--------------------------------

<*> Не приводится.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПРИКАЗ

от 24 декабря 2009 г. N 331

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ <*>

(Извлечение)

--------------------------------

<*> Пункт 1 не приводится.

Задачи

1. Государственный инспектор труда в ходе проверки обоснованности заявления Широковой А., инспектора отдела кадров, выявил нарушение трудового законодательства в виде лишения ее персональной надбавки в 2005 г., о чем 22 мая 2008 г. были составлены акт, протокол об административном правонарушении и выдано предписание. Содержанием предписания явилось: отменить приказ от 13 февраля 2005 г. N 35 о лишении Широковой А. персональной надбавки; выплатить ее в полном размере; выплатить проценты (денежную компенсацию) в размере, не ниже одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченной в срок суммы надбавки за каждый день просрочки; привлечь лицо, виновное в нарушении прав Широковой А., к дисциплинарной ответственности.

Наши рекомендации