Использование устаревших источников и неактуальной информации
Качественная и актуальная информация – это важный элемент любого учебно-научного поиска, в том числе и курсовой работы. К числу качественных источников относят работы авторов, внесших заметный вклад в развитие научного знания, достоверные и актуальные статистические издания, официальные документы. Однако, если в курсовой работе, написанной в 2010 г., нет ни одного источника, датированного позднее 2005 г., то возникает вопрос о том, действительно ли избранная тема сохраняет свою актуальность, коль скоро она не находит отражения в научной литературе.
Неактуальная информация и устаревшие источники особенно характерны для случая, когда студент «заимствует» работу, написанную в прошлые годы другими. Устаревшие письменные работы (курсовые работы, рефераты и т.д.) часто размещаются в Интернете на сайтах с соответствующими названиями.
Несбалансированная структура работы. Изучив большой объем материала, студент должен структурировать его, выделив основные аспекты и элементы проблемы. Им посвящаются определенные части работы (главы и параграфы), которые находят свое отражение в плане курсовой работы. При определении структуры работы необходимо равномерно и сбалансировано распределить изученный материал по главам и параграфам, избегая глав, состоящих из одного параграфа, либо, наоборот, из слишком большого (более 4) числа параграфов.
Отсутствие промежуточных выводов. Задача курсовой работы заключается в том, чтобы в результате изучения избранной проблемы прийти к определенным научным выводам. Самостоятельность выводов, полученных в результате выполнения курсовой работы, является одним из важнейших критериев ее оценки. Заключительные выводы излагаются в конце курсовой работы, однако необходимо формулировать и промежуточные выводы, завершая очередной подраздел. Они необходимы для того, чтобы логично перейти от одного подраздела работы к другому, обеспечивая последовательность изложения и целостность курсовой работы. Поэтому каждая часть ее основного содержания (параграф, глава) должна завершаться выводом.
Отсутствие связи между содержанием работы и заключительными выводами. Самые важные выводы по поводу изученной проблемы излагаются в финальной части курсовой работы – в ее заключении. Здесь студент должен показать те знания, которые он получил в результате выполнения курсовой работы, поэтому они играют особенно важную роль в ее оценке. Типичным недостатком является нарушение связи между основным содержанием работы и заключительными выводами. Это происходит по двум причинам. Во-первых, выводы приобретают формальный характер, если студенту не удалось полно и глубоко изучить проблему. В этом случае в заключении преобладают второстепенные детали, в то время как важные выводы остаются за его пределами. Во-вторых, иногда в заключении неожиданно появляются проблемы, которые в основном содержании не затрагивались. Введение какого-либо нового материала (фактов, суждений) в заключительной части, выглядит необоснованно. В заключении необходимо подвести итог всему тому, что было изучено в основной части работы.
Неадекватный стиль изложения.При написании курсовой работы студент изучает большой объем литературы, написанной в разных жанрах: это учебники, научные монографии, полемические статьи, публикации в периодических изданиях и т.д. Они заметно различаются стилем изложения. Например, учебная и научная литература, как правило, отличается строгим стилем изложения, в то время как для полемической и публицистической литературы характерна яркая эмоциональная окраска. Очень часто студент оказывается под заметным влиянием жанра и переносит в свою работу выражения, которые несут слишком большую эмоциональную нагрузку и выглядят неуместно в курсовой работе, например, «к большому сожалению», «к счастью», «прекрасный» и т.д. При написании курсовой работы необходимо избегать такого влияния, следует сосредоточить свои усилия на выработке навыков научного стиля изложения своих мыслей.
Отсутствие алгебраической и геометрической интерпретации. К числу современных требований к специалисту в области государственного и муниципального управления относят вооруженность формально-логическими методами исследования. Руководитель должен владеть приемами количественного анализа и экономико-математическими методами, которые дополняют такие известные общенаучные методы как анализ и синтез, метод научной абстракции, сравнительный анализ и т.д. Минимальный уровень владения формально-логическими методами проявляется в способности студента давать алгебраическую и геометрическую интерпретацию изучаемого предмета.
Отсутствие графических иллюстраций.Экономические проблемы всегда имеют количественные характеристики, выраженные в определенных показателях. Экономист должен уметь обобщать статистические данные, группировать их в целях обоснования своих выводов. Полезным инструментом работы со статистикой и средством ее презентации являются таблицы, рисунки, гистограммы, различного вида графики и диаграммы и т.д. Их использование всегда ведет к более содержательному и убедительному изложению материала.
Отсутствие связи между содержанием работы и материалами, размещенными в приложении. Часть материала, представленного в таблицах, диаграммах, графиках, целесообразно разместить в приложении. Однако в основном содержании работы необходимо давать соответствующие ссылки на эти материалы.
Отсутствие связи между содержанием работы и библиографическим списком.Изучениенаучной литературы и других источников по избранной теме – важная часть курсовой работы. При написании работы и при составлении списка литературы студент должен точно и как можно более полно отразить те источники, которые он изучил. Полнота информационного обеспечения курсовой работы характеризуется не только библиографическим списком, но и теми сносками, которыми автор обозначает использование того или иного источника. Типичный недостаток заключается в том, что студент не всегда дает ссылки на использованную литературу в основном содержании работы. Отсутствие связи между библиографическим списком и содержанием работы приводит к тому, что список литературы приобретает формальный характер, а сама работа выглядит легковесно и неубедительно.
Неправильное оформление списка литературы.Список литературы имеет очень большое значение, так как он характеризует те информационные ресурсы, которыми воспользовался студент для выполнения курсовой работы. Требования к оформлению библиографического списка широко известны, они установлены для того, чтобы как можно более полно и точно охарактеризовать использованные источники. Однако студенты часто недобросовестно относятся к этой обязательной части работы. Наиболее распространенным является случай, когда при использовании статьи из журнала в списке не указывается ни ее автор, ни название и дается лишь ссылка на название журнала.
Очень часто неправильно оформляются источники сети Интернет: указывается лишь адрес сайта и не дается никаких указаний на то, какой организации он принадлежит, и какой конкретно документ изучался при выполнении курсовой работы. При использовании информационных Интернет-ресурсов необходимо давать полную информацию об источниках.
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Закон спроса и предложения в системе рыночного механизма.
2. Производственные издержки фирмы.
3. Денежный рынок.
4. Доходы населения, их виды и источники формирования.
5. Теория фирмы.
6. Монопольный рынок.
7. Олигополистический рынок.
8. Рынок монополистической конкуренции.
9. Рынок труда и безработица.
10. Совокупный спрос и совокупное предложение.
11. Государство в экономике.
12. Государственный долг и его последствия.
13. Экономические циклы и кризисы.
14. Антиинфляционная политика государства.
15. Взаимосвязь и взаимообусловленность потребления и сбережений.
16. Структурная динамика сбережений населения переходной экономики.
17. Внутренние и внешние источники инвестиций.
18. Фискальная политика в государственном регулировании экономики.
19. Благосостояние: понятие и способы измерения.
20. Бюрократизация экономики: причины, следствие и методы борьбы.
21. Валютная система современного мирового хозяйства.
22. Всемирное хозяйство, тенденции и перспективы развития, противоречия.
23. Государственное обеспечение общественными благами в рыночной экономике.
24. Государственное предпринимательство в российской экономике.
25. Государственное регулирование рынков несовершенной конкуренции.
26. Естественные монополии в России: история, перспективы развития и реформирования.
27. Государственный бюджет и проблема бюджетного дефицита.
28. Домохозяйства как субъекты рыночных отношений.
29. Интеграция трансформирующейся экономики России в мировую.
30. Классические и кейнсианские представления о совокупном спросе и совокупном предложении.
31. Конверсия военного производства: сущность, проблемы, перспективы.
32. Конкуренция и монополия в трансформационной экономике.
33. Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме.
34. Международное движение товаров и услуг.
35. Международные валютные рынки и валютное регулирование.
36. Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества.
37. Многообразие и противоречие интересов в современной экономике.
38. Реклама как вид неценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции.
39. Экономический рост и качество жизни.
40. Кризис плановой экономики и необходимость перехода к другой системе.
41. Основные направления социальной политики в России в условиях становления рыночных отношений.
42. Непроизводственная сфера и ее место в воспроизводственном процессе.
43. Особенности экономического кризиса в России, его характер и преодоление.
44. Открытость экономики и национальные интересы.
45. Предпринимательство и бизнес в России.
46. Приватизация и разгосударствление собственности: мировой опыт.
47. Роль инвестиций в макроэкономическом развитии.
48. Рынок, его структура и инфраструктура.
49. Рыночная трансформация аграрной сферы экономики России.
50. Рыночные отношения в агропромышленном комплексе.
51. Собственность и многообразие ее форм.
52. Современные инфляционные процессы в экономике Российской Федерации.
53. Сущность и динамика глобальных экономических проблем современности.
54. Транснациональный капитал и механизм его функционирования.
55. Формы и методы регулирования рынка в современных развитых странах.
56. Частная собственность: ее преимущества и недостатки; тенденции и перспективы развития в России.
57. Проблемы обеспечения экономического роста в российской экономике.
58. Экономическая природа дефицита и методы его регулирования.
59. Экономические кризисы перепроизводства и недопроизводства: сущность, причины, последствия.
60. Денежно-кредитная политика государства. Особенности современной денежно-кредитной политики в переходной экономике России.
61. Уровень, качество и показатели жизни населения.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Юго-Западный государственный университет»