Назовите меры предотвращения угрозы имущественного расслоения населения.

Необходимо базу воспроизводства бедности: повысить темпы экономического развития. Важно повысить роль налоговой системы в уменьшении разрыва в доходах, увеличив прогрессию налоговых ставок на сверхдоходы. Необходимо также усилить и ужесточить контроль за правильностью декларирования собственности и доходов наиболее богатой части населения и учитывать эти данные при налогообложении.

Перечень мер по предотвращению угроз экономической безопасности установлен Постановлением Правительства РФ (от 27 декабря 1996 г. № 1569). Он включает:

1. Сокращение имущественной дифференциации населения в целях обеспечения относительного баланса социальных интересов, в том числе:

• предотвращение расслоения общества на узкий круг бога­тых и преобладающую массу бедных;

• снижение локальной концентрации бедных слоев насе­ления;

• ликвидация задержек выплаты заработной платы и соци­альных пособий;

• сокращение разрыва между минимальной оплатой труда и прожиточным минимумом.

20. Какие меры организационно-экономического характера требуется осуществить государству для преодоления криминализации российской экономики?

Для преодоления криминализации российской экономики государству требуется осуществить ряд мер организационно-экономического характера, прежде всего устранить в действующем законодательстве так называемые «правовые дыры», позволяющие преступным элементам разворовывать национальное богатство, а также принять меры по предотвращению проникновения теневого капитала в законную экономику и во властные структуры.

К экономическиммерам можно отнести реализацию следующих мероприятий:

– приватизация и разгосударствление собственности;

– развитие предпринимательства, особенно малого и среднего;

– ограничение монополистической деятельности государственных предприятий и создание условий для добросовестной конкуренции;

– реформа банковской системы и совершенствование взаиморасчетов между субъектами экономических отношений;

– реформирование ценообразования;

– земельная реформа и развитие предпринимательства в сельском хозяйстве;

– развитие рынка ценных бумаг;

– создание информационной, консультативной, посреднической сетей для товаропроизводителей и потребителей сырья;

– формирование экономического механизма, обеспечивающего государственные гарантии на невмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность трудовых коллективов и собственников, а также на свободное распоряжение доходами, полученными после выполнения обязательств перед государством;

– обеспечение реальной возможности каждому собственнику свободно выбирать партнеров и заключать с ними взаимовыгодные договоры;

– совершенствование внешнеэкономической деятельности и создание механизма регулирования внешнеэкономических операций для выполнения договорных обязательств и государственных заказов, государственного регулирования системы квотирования основных видов вывозимого сырья, лицензирования определенных сфер деятельности.

Организационные меры предупреждения хищений путем присвоения и растраты, преступлений против основ экономики и в хозяйственной деятельности прежде всего направлены на создание системы противовесов злоупотреблениям в предпринимательской сфере.

К организационныммерам предупреждения преступлений в сфере экономики относятся:

– совершенствование деятельности органов управления и конт-роля, призванных осуществлять финансовый, налоговый, таможенный и иные виды государственного контроля;

– повышение уровня профессиональной подготовки и подбора кадров для органов, осуществляющих финансовый, налоговый, таможенный и другие виды контроля;

– создание условий и механизма функционирования общественных формирований, призванных защищать права и интересы потребителей от различных противоправных действий субъектов экономических отношений;

– запрещение в законодательном порядке заниматься определенными видами деятельности негосударственным предприятиям, организациям;

– установление ограничений для коммерческой деятельности определенным категориям лиц, работающих в государственных органах управления и контроля;

– методы учета и государственного контроля за достоверностью получаемых доходов и расчетных операций;

– совершенствование взаимодействий государственных органов управления и контроля, призванных заниматься предупреждением противоправных деяний против основы экономики и в хозяйственной деятельности.

21. Каковы основные причины интеллектуальной эмиграции?

Причина же эмиграции - невостребованность научного, интеллектуального потенциала, невозможность для конкретных ученых реализовать себя в стране в научном, материальном и интеллектуальном плане, обеспечивать творческий рост.

Причины эмиграции ученых и специалистов высшей и высокой квалификации из России в принципе известны. Экономический кризис имел своим следствием резкое снижение государственного финансирования научных исследований. Науке пока не находится места среди государственных приоритетов, а переход научных учреждений на рыночные принципы функционирования осуществляется в силу объективных причин с большим трудом.

Важная причина интеллектуальной эмиграции - инфраструктурная необеспеченность российской науки, ставшая тормозом развития научных исследований. Среди этнической эмиграции численность выехавших научных сотрудников оценивают в 35 тысяч человек, что составляет около 10% всех научных сотрудников по состоянию на 1995 год. При этом систему Российской Академии наук покинули 17% научных работников. Однако дело не только в количественном соотношении. Из науки ушли многие инициативные и талантливые люди, в результате чего доля "балласта" (хотя он неизбежен и необходим) значительно возросла.

22. Каковы последствия воздействия коррупции на общество?

Современная актуальность темы коррупции связана с разнообразием ее последствий. Помимо прямого влияния на экономические процессы, коррупция имеет выход в социально-политическое пространство. По поводу того, в чем именно состоит это влияние, есть разные точки зрения.

негативные экономические последствия:

· средства, аккумулируемые с помощью взяток, часто уходят из активного экономического оборота и оседают в форме недвижимости, сокровищ, сбережений (причем в иностранных банках);

· предприниматели вынуждены расходовать время на диалог с нарочито придирчивыми чиновниками, даже если удается избежать взяток;

· поддерживаются неэффективные проекты, финансируются раздутые сметы, выбираются неэффективные подрядчики;

· коррупция стимулирует создание чрезмерного числа инструкций, чтобы затем за дополнительную плату «помогать» их соблюдать;

· из государственной службы уходят квалифицированные кадры, морально не приемлющие систему взяток;

· возникают препятствия для реализации макроэкономической политики государства, поскольку коррумпированные низшие и средние звенья системы управления искажают передаваемую правительству информацию и подчиняют реализацию намеченных целей собственным интересам;

· коррупция деформирует структуру государственных расходов, так как коррумпированные политики и чиновники склонны направлять государственные ресурсы в такие сферы деятельности, где невозможен строгий контроль и где выше возможность вымогать взятки;

· увеличиваются затраты для предпринимателей (в особенности для мелких фирм, более беззащитных перед вымогателями);

· взятки превращаются всвоего рода дополнительное налогообложение.

Негативное влияние коррупции на социально-политические процессы прослеживается в следующем:

· усиливается социальная несправедливость в виде нечестной конкуренции фирм и неоправданного перераспределения доходов граждан. Ведь дать более крупную взятку может неэффективная фирма или даже преступная организация. В результате растут доходы взяткодателей и взяткополучателей при снижении доходов законопослушных граждан;

· коррупция в системе сбора налогов позволяет богатым уклоняться от них и перекладывает налоговое бремя на плечи более бедных граждан;

· коррупция в высших эшелонах власти, становясь достоянием гласности, подрывает доверие к ним и, вследствие этого, ставит под сомнение их легитимность;

· коррумпированный управленческий персонал психологически не готов поступаться своими личными интересами ради развития общества;

· коррупция дискредитирует правосудие, поскольку правым оказывается тот, у кого больше денег и меньше самозапретов;

· коррупция создает угрозу демократии, поскольку лишает население нравственных стимулов к участию в выборах;

· лозунг борьбы с коррупцией способен легитимировать поворот к диктатуре и отказу от рыночных реформ;

· коррупция в аппаратах, отвечающих за правоприменение (армия, полиция, суды), позволяет организованной преступности расширять свою «грабительскую» деятельность в частном секторе и даже создавать симбиоз организованной преступности и этих организаций;

· коррумпированные режимы никогда не пользуются «любовью» граждан, а потому они политически неустойчивы. Репутация советской номенклатуры как коррумпированного сообщества в значительной степени легитимировала падение советского строя. Поскольку, однако, в постсоветской России советский уровень коррупции был многократно превзойден, это стало одним из факторов низкого авторитета правительства Б.Н. Ельцина в глазах большинства россиян.

23. Дайте определение понятия «риск».

№1 Определение понятия риск В эконом литературе встречаются множество определений риска из которых наиболее часто упоминаемые можно отнести след.: 1. Возможность опасности, неудачи, убытков,… 2. Действие на удачу в надежде на счастливый исход 3. Неопределенность, трудность приведения итога исполнения 4. Неизвестность, недостаточность информации о процессах или результатов 5. Неисполнимость, вероятность недостижения ожидаемого результата 6. Вариативность, наличие нескольких сценариев развития процесса Риск представляет собой неуверенность в том, что управляемый процесс пройдет по предполагаемому сценарию и приведет к ожидаемым результатам.

Наши рекомендации